КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиции празднования зимних святок.Святки, коляды – один из самых больших, шумных и веселых многодневных народных праздников. Они приходились как раз на то время, когда все земледельческое население, обмолотив хлеб и покончив со своими работами, предавалось отдыху. Святки на Руси (да и вообще у славянских народов) сопровождались множеством обычаев, обрядов, поверий, примет, гаданий и т.д., в которых языческие мотивы тесно смешивались с христианскими воспоминаниями о Спасителе. Так, к языческим обрядам относились практически все святочные гадания, игры, наряды и проч.; к дохристианским же временам принадлежал, судя по всему, и обычай колядовать, однако при этом слово «святки» говорило о святости этих дней, освященных столь важным для христиан событием – Рождеством Спасителя. Под святками славянские народы понимали две недели зимних праздников, начинающихся с Рождества и заканчивающихся Крещением, т.е. приходившихся на время 25 декабря по 5 января . В древности на этот период падало сразу несколько знаменательных дат: зимний солнцеворот, Васильев день (делящий святки пополам) и, конечно, Рождество Христово и Крещение. Весь этот святочный цикл связанных между собой праздников нередко именовался в народе «колядой». При этом рождественский сочельник (а иногда Васильевский вечер) называли «первой (богатой) колядой», а крещенский – «другой (бедной, постной) колядой». А так как обязательным обрядовым блюдом святочного периода являлась кутья, в некоторых местах канун Рождества мог именоваться также «первая кутья», канун Васильева дня (Нового года) – «другая (вторая) кутья», а крещенский сочельник – «третья кутья». Со святками, как со святым, праздничным временем года, связывались в народе различные запреты, многие из которых были традиционными для всех праздников вообще (например, запрет на работу). Так, во время святок (и особенно в сочельник) запрещалось работать. Прядение на святках могло обернуться нападением на скот волков, неурожаем и градом. Святки (особенно вторая их половина, именуемая в народе «страшными вечерами», «нечистыми» днями) повсеместно считались временем особого разгула нечистой силы и появлением на земле душ умерших. Вероятно, эти поверья были связанны с представлением о святках как о границе между старым и новым годом. Очевидно, свою роль сыграло и то, что именно на время святок приходились некогда языческие празднества, посвященные Велесу – «скотьему богу». Кроме того, появление на земле сверхъестественных, потусторонних существ нередко объясняли и тем, что на Рождество Бог, радуясь рождению сына, выпускает из «иного» мира покойников и нечистую силу «гулять по белому свету», и они остаются на земле до самого Крещения. Так, повсеместно считалось, что на святки души предков посещают свои дома, поэтому в это время специально для умерших готовили поминальную пищу (обрядовый хлеб, кутью, блины), оставляли на столе остатки ужина, а также жгли костры у ворот, полагая, что усопшие родители прилетают к ним обогреваться. В связи с присутствием на земле в святочный период обитателей потустороннего мира, особое значение приобретала общесемейная трапеза. На святках обычно готовили нечетное количество блюд. Обязательной обрядовой едой в это время считали блины и овсяный кисель, а также кутью – круто сваренную кашу из ячменной или пшеничной крупы, нередко разбавленную медом. Ужин начинали с молитвы и поминовения умерших родственников. При этом в некоторых местах на стол выкладывали столько лишних ложек, сколько членов семьи было похоронено за истекший год. Во время самого ужина совершался обряд «кормления душ»: для «дзядов» откладывали в специальную миску понемногу от каждого блюда (или первую ложку от кутьи); бросали пищу в углы дома, за окно, в печь. Все эти обряды могли проводиться в различные дни святочного периода, хотя чаще всего приурочивались к Новому году или рождественскому сочельнику. Святки считались самым подходящим временем для гаданий и совершения обрядов, связанных с урожаем и благополучием семьи. Во многих местах при этом гадали по разным приметам: так, например, во многих местах верили, что если на святки много звезд на небе или часто идет снег, то год будет урожайным, а у скота будет богатый приплод. Помимо этого были характерны очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров. На святки, чаще всего на Новый год, во многих местах производили «обновление огня»: гасили в домах все огни и зажигали новые от «живого огня». При этом святки делились на две половины: 1. Первая была посвящена гаданиям о судьбе, будущем урожае (включая новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 январь); 2. Была связана со скотом и зверьем и была отмечена особым разгулом нечисти (начиная с новогодней ночи). В древности эта часть празднования святок представляла собой разгульные «велесовы дни», когда рядились в медведей, туров, волков. При христианстве характер празднования святок, естественно, изменился, но сохранил многие языческие черты, например: сохранился обычай рядиться на святки в животных, а также в различных мифологических персонажей (оборотней, кудесников, покойников, кикимор, стариков). Подобное ряжение почиталось благочестивыми людьми за грех. Участники святочных колядных обходов воспринимались народом как священные гости. Их одаривали обрядовой пищей, предназначавшейся обычно для духов. Колядующие ходили по дамам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовою пищу и высказать благопожелание. Если хозяева отказывались наградить ряженых, те могли прибегнуть к угрозам. Таким образом, святки были важным временем в жизни всей семьи. Одна при этом они считались преимущественно молодежным праздником. В это время было принято устраивать шумные веселые игряща, собираться на посиделки, гадать. К празднику святок готовились едва ли не за целый месяц: девушки шили себе наряды, парни готовили маскарадные костюмы. Центр девичьих развлечений составляли всевозможные гадания о судьбе и замужестве. Практически в каждом поселении рассказывали о случившихся во время гаданий страшных происшествиях. Однако даже вероятность пугающей и опасной встречи с нечистой силой не останавливала молодых людей, желающих узнать свою судьбу. Многие из этих гаданий производились с использованием различных предметов: свечей, пояса, колец, блинов, зерна, воска, зеркала и т.д. Так, наиболее распространенными видами гаданий были: литье воска, гадание с петухом, выбрасывание за ворота башмаков, гадание с зеркалом или свечами и т.д. Все эти способы применялись практически повсеместно и лишь немного варьировались. Так, например, в некоторых местах полагали, что при гадании с петухом следует украсть у кого-нибудь наславленного овса, чтобы им обсыпать свои овса. Иногда о будущем муже судили и по самому петуху: шли в полночь в курятник, ловили там петуха и по цвету его перьев судили о том, какой цвет волос будет у будущего мужа. Считалось также, что суженого девушка может увидеть во сне, если совершит перед сном определенные обряды. С этой целью, к примеру, девушки, ложась спать, оставляли на одной ноге чулок и произносили: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Существовали в народе и другие, менее распространенные, но все-таки довольно популярные способы святочных гаданий. При этом девушки гадали одни (без участия парней). Но существовали также и способы совместных гаданий. Характерным элементом святочных посиделок являлись «святочные» песни, исполняемые только в рождественские и новогодние вечера и предаваемые забвению во все остальное время. Эти песни обычно сопровождались хороводами и даже своеобразными игрищами. Календарь: 6 января — Сочельник.Нельзя спорить, ругать детей. Нужно помириться со всеми, с кем вы были в ссоре. 7 января — Рождество.После праздничной службы в церкви дозволено колядовать: ходить по домам группами и петь коротенькие песни — колядки. За это хозяева должны одаривать колядующих гостинцами. 18 января — Крещенский Сочельник. На Водосвятие на речке вырубается прорубь — иордань. Освящается вода. 19 января — Крещение Господне. Сочельник. У православных христиан принято Сочельник - ночь перед Рождеством - проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило - тщательно убирали дом. Дом украшают елкой. Традиционные рождественские цвета - красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника - ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они символизируют солнце - свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня. Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом. Рождество. Один из великих двунадесятых праздников, праздник рождения Иисуса Христа. Празднество Рождества продолжалось пять дней (со 2 по 6 января) и завершалось праздником обрезания Господня. Рождеству предшествовал рождественский пост, первый из четырех годичных постов. Крещенский сочельник. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: "ночью вода сама колыхнется", - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть "разверстые небеса" - о чем открытому небу помолишься, то сбудется. В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. Крещенский сочельник - это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно. Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение.Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя". Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник её не надо. Православные хранят её в Красном углу, рядом с иконами. Солнцеворот. Славяне в день Солнцеворота праздновали языческий Новый год, этот день связывался с божеством Колядой. Коляда – древний бог веселых застолий, имя его образовано от слова «коло» - круг. Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет Солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал Солнце. Под Солнцеворот на Руси жгли костры в честь Солнца. А утром все выходили за околицу зазывать Солнце повернуться. Потом с горы скатывали солнечное колесо, олицетворяющее собой светило. Обыкновенное деревянное колесо от крестьянской телеги обмазывали смолой, поджигали и пускали по склону. Обряд завершался сжиганием колеса. Васильев день - народное название дня памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (1/14 января); один из трех главных праздников святок. В русской деревне святой Василий почитался, прежде всего, потому, что день его памяти приходился на период двухнедельных языческих празднеств в честь непобедимого солнца, знаменовавших новый солнечный год народного календаря. Официально празднование Нового года 1 января было установлено в 1699 г. Указом Петра I. Васильев день, после Рождества, которое открывало святки, и Крещения, их закрывавшего, рассматривался как третий главный праздник святочного периода.
|