Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Медведь




Медведь в эпоху собирательства и охоты один из первых родовых тотемов.

Потом, пройдя стадии тотема и божества, глиняный зверь становится игрушкой, в которой все равно присутствует забытое взрослыми и детьми магическое, сакральное начало.

Свидетельством особо почтительного отношения народных мастеров к медведю как тотему, знаку предка, служит, и тот факт, что глиняное изображение медведя, как правило, не озвучено; т.е. медведь не превратился в игрушку-свистульку, тогда как даже баба, кукла в конце XIX- начале XX веков, стала ею.

А что касается богородского промысла, то здесь медведь один из главных сюжетов. Эта фигурка участвует во многих композициях, где на равных человек и медведь: это и знаменитые «Кузнецы » и «Гулянье медведей » и «Вершки и корешки». Медведь излюбленный герой русских сказок.

Олень

В период истории, где главными формами бытия были охота и собирательство, олень столь же важен для жизни человека, как и медведь, но вслед за ним. Но в отличие от медведя, который сходится врукопашную с человеком, прирученный ходит по ярмаркам вместе с человеком, лечит человека, ложась на него телом и перенимая хворь на себя, носит имена деда, щура, пращура, наконец, домового, то есть медведь родственник, родич, родня, олень всегда на расстоянии, всегда далеко, всегда в движении, в скорости, всегда, как тень, мелькнул и пропал или до него достать лишь глазу, но не руке. Практически среди промыслов русской народной игрушки, и тех, что живы до сих пор, и тех, что закончили свое существование в начале века или заканчивают сегодня на наших глазах, нет ни одного, где бы не был этот сюжет одним из основных. И Ульяна Бабкина из Каргополя, у которой олень вместо рогов может иметь девичий кокошник, и Карповы, Дербенева, Лукьянова из Филимонова, , и рязанские мастера, и Иванов из Костромской области, и другие мастера из Абашева, лепили знаменитого Оленя золотые рога или Оленя серебряные рога (в зависимости от наличия той или иной краски). Лепят его и сегодня и не только на русском Севере, но и в центральных областях России.

Олень знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, сюжет женского кокошника. Два оленя с изображением дерева в центре, сросшиеся в «ладью», как и два оленя, изображенные отдельно, справа или слева от священного дерева, на русской вышивке могут быть жертвенными оленями.

Баба

До сего дня глиняную и деревянную куклу точит, лепит каждый глиняный и деревянный промысел. На Мезени, на Северной Двине, у Белого моря вышивают на полотенцах и подзорах стилизованную древнюю богиню. Уже говорилось, что, по-видимому, «баба» становится объектом культа во времена, когда на смену охотничьей эпохе пришло время земледелия и скотоводства, и полигамия преобразилась в политеизм . Тайна и чудо рождения, которой наделена женщина, представлялась как некая высшая, могущественная сила, которая играет важную роль в человеческой жизни. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в первых глиняных изображениях «бабы». Часто искусствоведы читают вышитую на полотенце женскую фигуру в окружении коней или птиц, как изображение Макоши. Ма- мать, кошь -жребий, судьба, то есть мать, богиня, повелительница судьбы, жребия. Но кошь это еще и корзина, кошелка, то есть хозяйка корзины, урожая. Макошь, Мокошь, это еще и вероятно мокрая, отсюда -мать сыра земля. Хотя в фольклорном смысле Макошь более имела отношение к прядению и ткачеству.

Конь

Итак, одно из значений глиняной фигурки, изображаю щей всадника на коне, конника - Солнце, которое совершает свой путь по небу на колеснице; солнце-конь, колесница, колесо здесь почти синонимы. Горящее колесо, которое в русском обряде проводов зимы на Масленицу, а также в Семик и на Ивана Купалу скатывали с горы в речку, и есть тот солярный знак, который зафиксирован и на прялках, и на вышивках, и в резьбе по дереву. Символику круга, солярного знака, несет и кокошник, женский головной убор. Знак солнца присутствует и на голове куклы мастера Зоткина, в орнаменте Ковкиной, Бабкиной и неизвестного мастера из села Донское.

У каргопольского Полкана (Полуконя -Кентавра), у костромского глиняного коня, у коней или конников других северных промыслов впереди обязательно нарисован или выдавлен глубоко и ясно солярный знак колесо из колесницы. Символ и знак солнца, которое кони везут с востока на запад в подземный мир.

Конек на крыше крестьянского дома смотрит на восток, как бы встречая встающее солнце.

Птица

Птица- редко тотем, редко божество (Див, Сирин, Алконост). Чаще всего она эскорт божества (и лишь сопровождает их изображения) или же элемент жертвенного обряда. А если рассмотреть варианты «русской троицы», фиксирующей древний обряд, то очень часто центральную фигуру изображения дерева, человека, солнца, окружают изображения птиц. На ярославской прялке вплоть до последних дней существования промысла мастер изображал двух птиц справа и слева от священного древа.

Каждое изображение мирового или райского древа на северодвинских прялках сопровождалось изображением птиц. Полотенца тоже дали множество вариантов русской троицы» и здесь птицы сопровождают изображения дерева, человеческой фигуры или солярных знаков. Птица -знак весны, удачного брака, а значит и материнства. Но птица же и знак памяти об усопших, родных, для которых в северных деревнях вывешивали на окнах полотенца с вышитыми на них птицами. В виде птиц, утиц встречались в этих деревнях и солоницы, и ковши, и скобкари: древние магические сосуды перешли в крестьянский быт, утратив свое культовое назначение.

Птица знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета; петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птица -знак хорошего урожая.

Птица- знак счастливого брака. Жениха и невесту величают «лебедем да лебедушкой», на голове женщины кокошник две птицы, повернутые друг к другу, свадебное ритуальное блюдо готовится из курицы. Птица также совпадала с солярным знаком, заменяла его, сопутствовала ему. И все таки, несмотря на такую многозначность, изображение птицы, как я говорил, играло роль сопутствующего сюжета, дополняя основные сюжеты русского народного искусства дерево, медведь, олень, баба, конь и конник.

Козел

Ощутима и в русских народных обрядах связь козла с плодородием, силой и богатством. Вместе с тем это животное, связано и с нижним, потусторонним миром. Отсюда многочисленные поверья об участии козла в обрядах магии. Козлиная шкура, козлиные маски, козлиные рога стали элементами магических обрядов, которые практиковали волхвы, а затем скоморохи. Элементы этих обрядов сохранились и после утраты их сакрального смысла в обычае набрасывать на плечи козлиные шкуры, а на голову рога во время праздника святок, велесова дня и комоедиц. Козел присутствует в народном искусстве во множестве вариантов. Наиболее частый материал, который использовался народными мастерами, глина.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты