КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема восприятия литературных произведенийПо сути о чтении произведений. Чтение литературного произведения – сокровенный интимный процесс восприятия искусства, т.е. художественная рецепция. Восприятие это понятие очень широкое. В современной науке эстетическая деятельность читателя рассматривается как аналог творческого акта художника, только направление движения обратное. Сложный процесс восприятия литературы согласно концепции Бахтина представляет собой диалог – «поле встречи двух сознаний».Происходит своеобразное общение, при котором собеседники разделены временем и пространством, но коммуникация осуществляется посредством текста. В художественной рецепции (процессе восприятия) психологи выделили 3 фазы: 1) предкоммуникативная (создаётся рецепционный настрой) 2) Коммуникативная (осуществляется первичное восприятие текста и его осмысление) – первичное восприятие, в котором доминантой является эмоциональное составляющее – это непосредственная реакция на произведение, это те эмоции, картины, мысли, ощущения, которые возникают в процессе чтения в сознании и душе реципиента. 3) Посткоммуникативная фраза (формируется личностная интерпретация произведения).
Коммуникативная фаза как творческий акт На коммуникативной фазе осуществляется знакомство не только с речевой тканью, а осуществляется творческий акт. Составляющие процесса: * читатель воспринимает слова, авторские знаки; * по отдельным деталям узнаёт привычные образы, воссоздаёт их в своём воображении сознании и эмоционально откликается (переживает); * достраивает эстетический объект («дорисовывает» картину) на основе собственного опыта; * устанавливает связи внутри художественного мира, осмысливает образы и события; * испытывает глубокое эстетическое переживание, потрясение (состояние катарсиса) – высший момент восприятия искусства; * читатель оценивает прочитанное и вступает в диалог с автором; * прочитать художественное произведение, согласно концепции Бахтина, - это значит «воссоздать ту художественную модель мира, которая адекватна авторской».
Таким образом, в акте восприятия диалектически соединены: * целое и части; * анализ и синтез; * чувственное и рациональное; * эмоции и теоретические заключения; * субъективное и объективное; * репродуктивное и продуктивное.
Восприятие литературы школьником опосредовано всем его жизненным, читательским, культурным, эмоциональным опытом, и нередко бывает восприятие текста оказывается поверхностным, что-то остаётся не прояснённым, как правило, дети упускают то, что показалось не интересным, непонятным, и поэтому необходим анализ – вдумчивое вторичное прочтение. Писатель не может поправить своего воображаемого собеседника, если тот воспринимает информацию искажённо, эту функцию на уроке выполняет учитель, но он должен знать, как восприняли произведение школьники.
Первичное восприятие – это непосредственная реакция на произведение, это эмоции. Картины, мысли, которые пробуждаются в сознании и душе реципиента (доминанта – эмоциональная составляющая).
|