КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика изучения драматического произведения.Цель работы с драматическим произведением на уроке литературы – учить школьников читать пьесы, воссоздавая сценическое действие и постигая концепцию драматурга. Особенности драмы: 1) двойственная природа (связь с литературой и театром) обусловила широкое использование метода творческого чтения в различных проявлениях: устное словесное рисование; составление режиссерских комментариев; инсценирование; иллюстрирование; использование наглядных материалов из сценических историй пьес. Первым и необходим в анализе является выразительное чтение. 2) любая пьеса, будучи письменным текстом, создана для произнесения. Драму необходимо озвучить, при этом слово обогащается интонационными возможностями голоса, начинают говорить несловесные средства выразительности. Чтение является первым и необходимым условием анализа драмы: комментированное чтение; выразительное чтение пьесы учителем; чтение пьесы одним учеником; выразительное чтение учеников по ролям. 3) В пьесах отсутствует повествовательно-описательный план, поэтому использование на вступительных занятиях историко-культурного комментария, репродукций художников, фотографий, мемуаров поможет учащимся представить эпоху, изображенную в произведении. 4) позиция драматурга скрыта в пьесах более, чем в произведениях другого рода. Основным способом самопроявления автора выступают ремарки, поэтому надо научить детей читать пьесы, не пропуская ремарки, проясняя подтекст. Работу над текстом пьесы учащиеся начинают с афиши: раскрывают смысл говорящих фамилий; обращают внимание на замечания, пояснения автора; определяют, как проявляется жанровая природа пьесы; создают словесные портреты действующих лиц, рассматривают фотографии спектаклей. Мизансцены – это расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей средой в разные моменты спектакля. Важнейшей содержательной категорией в драме является конфликт. Задача словесника – помочь ученикам прояснить конфликт, увидеть его корни, проследить развитие, двигаясь от сцены к сцене. Наиболее продуктивный путь анализа драмы – вслед за автором (по ходу развития действия) При целостном пути анализа рассматриваются ключевые сцены – важнейшие сюжетные элементы пьесы: экспозиция, завязка конфликта, эпизоды развития действия, кульминация и развязка.
Записывая наблюдения при посещении урока, укажите: · Дату посещения, класс, учителя; · Тему урока; · Этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом этапе; · Обсуждаемые вопросы и активность учащихся при их обсуждении; · Место домашнего задания и комментарии к нему учителя; · Характер обобщения на уроке (рефлексия учащихся, слово учителя). Анализируя посещенный урок, оцените: · Начало урока (организацию учащихся, сообщение темы, цели урока); · Место урока в общей системе занятий по данной теме (на основе программы); · Логику раскрытия темы, разнообразие приемов анализа произведения; · Форму урока (чем обусловлен ее выбор); · Методы работы (способы организации деятельности учащихся); · Методику опроса, проверки знаний, умений учащихся; · Развитие учащихся, их заинтересованность; · Объем и характер домашнего задания; · Сделать выводы об обучающем, воспитательном и развивающем характере воздействия.
|