Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Изучение обзорных тем




Читайте также:
  1. Вклад в изучение массовых коммуникаций Г.Лассуэла.
  2. ИЗУЧЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ПРЕДЕЛАХ ТЫСЯЧИ
  3. Изучение биографии и творческого пути писателя. Отбор материала. Активизация деятельности школьников. Использование наглядных пособий.
  4. Изучение биографии писателя
  5. Изучение взаимосвязи переменных по данным временных рядов
  6. Изучение водослива практического профиля
  7. Изучение водослива с тонкой стенкой
  8. Изучение водослива с широким порогом
  9. Изучение и использование передового опыта
  10. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Цель обзорной темы:

1)охарактеризовать общественно-полит-кую и литературную среду в той степени, кторая необходима для материала, изучаемого текстуально;

2)показать развитие лит-го процесса и раскрыть состояние литературы на конкретном этапе, не описывая его, а выявляя его закономерности.

 

Обзор – это 1)указание на степень развёрнутости рассмотрения объекта, 2)характеристика уроков особой структуры

Виды обзорных тем по содержанию:

1)собственно обзорные темы

2)обзорное изучение твор-ва писателя

3)обзорное изучение худ-ных произведений

Примерное содержание собственно обзорной темы:

1.Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации

2.Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности данного периода

3.Общая характеристика лит-ры и искусства эпохи, картина лит-ного движения, основное содержание историко-лит-го процесса:

-ведущие лит-ные течения на данном этапе истории лит-ры;

-основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

-новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

-крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произведения;

-лит-ный стиль эпохи, изменения в области лит-ных жанров.

4)более подробное изложение материала об отдельных художниках и произведениях, наиболее характерных для данного периода

5)значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны лит-ры данного периода

 

Виды обзорных тем по месту в историко-лит-ном курсе (собственно обзоры):

1)предшествующее монографическому изучению творчества виднейших представителей данного этапа (вводная тема)

2)завершающее ряд монографических тем (обобщающая тема)

 

Обзор как урок – это урок особого вида, требующий сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях худ-нх произведений, т.е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

 

Типы уроков-обзоров:

1)урок-пролог к целостному изучению многоуровневого лит-го явления

2)концептуальные обзоры этапов развития лит-ры

а)обзор с акцентом на теоретико-лит-ном понятии



б)обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории лит-ры

в)проблемно-тематический обзор

3)итоговое обзорное занятие, дающее обобщённую панорамную куртину историко-культурного явления как целого и намечающее перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися

Недостатки в организации уроков-обзоров:

*механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографичсеского многопланового изучения

*информативная перегруженность

*приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на худ-ный текст, на эмоциональные произведения

*уменьшение доли текстуального анализа

*отсутствие концепции обзора, а также сквозных линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину

 

Принципы организации обзорных уроков:

1)определение центральной проблемы, ведущей идеи обзора

2)чёткое определение принципов организации обзорного изучения:

а)соотношение главных положений и материала, его развивающего , аргументирующего и иллюстрирующего

б)обязательная конкретизация основных положений лит-ным материалом

в)привлечение элементов «впечатляющего метода» - синхронистических таблиц, выставок, стенгазет, обращение к другим видам искусства



3)установление связей м/у обзорами, обзорными и монографическими темами:

а)создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных лит-ных явлениях

б)установление перспективных и ретроспективных взаимодействий м/у материалами обзоров

в)обозначение «сквозных» содержательных линий в обзорах

4)использование сочетания различных методов: репродуктивного, исследовательского, метода творческого чтения и т.д.

5)активизация познавательной деят-ти учащихся

 

Формы уроков-обзоров:

1)лекция

2) (ДОПИСАТЬ)

 

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

(ДОПИСАТЬ)

 

Подходы в работе по развитию речи на уроках литературы:

Овладение речью осущ-ся параллельно с освоением богатства языка из др. жизненных источников с учётом:

а)речевого возраста

б)возможностей лит-ры как искусства слова

1.Психолингвистический, опирающийся на теорию речевой деятельности;

2.Лингво-дидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранным языкам;

3.Методико-лит-ный, учитывающий возможности худож-ной лит-ры, литературоведения, критики

 

Совершенствование речевой деятельности в процессе занятий по лит-ре опирается на принципы:

1)систематичности (работа по развитию речи обязательна при изучении любой темы, соблюдение возрастной последовательности)

2)разнообразия методических форм и приёмов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся

3)практическая направленность работы (отработка конкретных речевых умений и навыков)

4)преемственности содержания и разновидностей речевой деятельности учащихся



(от простого к сложному)

5)учета межпредметных связей лит-ры, языка, истории, МКХ и т.д.

5)неразрывное единство рпботы по развитию речи с анализом худож-го произведения, с интеллектуальным, нравственным и худож-но-эстетическим развитием, т.е. формирование духовной личности в широком смысле.

 

Основные направления работы по развитию речи:

*Обогащение словарного запаса

*Совершенствование связности речи

*Обучение выразительности речи

*Обучение логике мышления, логике речи

*Обогащение речи в эмоционально-образном отношении

 

Критерии речевого развития:

а)владения активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя лит-го произведения. нравственно-психологические особенности человеческой личности.

б)владения общественно-философской и научной терминологией. Использование её в характеристике эпохи. Мировоззрения и творчества писателя.

в)владение теоретико-лит-ной и искусствоведческой терминологией, использование её в процессе анализа худож-го текста и различных высказываний литературоведческого и лит-но-критического хар-ра.

г)владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

д)понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умения практически владеть им.

е)содержательность высказывания.

ж)чёткость, логичность, стройность композиции высказывания.

з)владение приёмами общения со слушателями во время выступления.

и)ведение диалога на литературные темы.

к)самостоятельность в подготовке выступления.

 

(ДОПИСАТЬ)

 

Критерии для оценки докладов учащихся:

1.полнота раскрытия темы

2.Аргументированность суждений

3.Убедительность проводимых примеров из текста

4.композиционная сторойность выступления

5.логичность перехода от одного вопроса к другому

6.Подчинённость их единой теме

7.Интонационная выразительность речи докладчика

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 44; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты