Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Билет 13. Подходы к массе и массовому обществу Х.Ортеги-и-Гассета.

Читайте также:
  1. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  2. Б) присуще природе, обществу и сознанию
  3. БИЛЕТ -1
  4. Билет 1
  5. БИЛЕТ 1
  6. Билет 1
  7. Билет 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1
  10. Билет 1

Ортега-и-Гассет одним из первых изложил основные принципы теории массового общества, под которым он понимал тот мир, ту духовную, нравственную и моральную ситуацию, которая сложилась в Европе в начале двадцатого века. В общества сформировалась особая система социальных и межличностных связей, внутри которых человек теряет индивидуальность и становится частью безликой массы.

Испанский философ делит все общество на две неравные и неравнозначные группы – массу и элиту. Так, согласно Ортеге, масса – это некий усредненный человек, который ощущает себя таким же, как все. В то время как меньшинство – элита общества, избранные.

 

Черты массового человека

 

1) посредственность, пассивность

2) человек массы считает себя всесильным и готов навязывать свое мнение окружающим

3) масса безлика, эгоистична и исторически невежественна

4) относится к благам цивилизации как к чему-то естественному и природному, он не задумывается, что все это может рухнуть без определенной поддержки

5) отрицание и уничтожение любого, кто отличается

6) масса начинает замещать, изгонять и упразднять меньшинство

7) сегодня массы достигли того жизненного уровня, который раньше был доступен лишь избранным

8) массы больше не следуют за меньшинством, не повинуются, т.е. масса ставит себя выше меньшинства

9) массы хотят жить в свое удовольствие, не терпят каких-либо авторитетов и подчинения им

10) самодовольство массы позволяет ей считать нынешнюю эпоху зенитом всей цивилизации, вершиной жизни, прошлое категорически отвергается как неприемлемое, т.е. происходит разрыв прошлого и настоящего

11) уверенность в том, что завтра будет еще лучше, ярче и прекрасней

12) масса требует прав, но не замечает обязанностей

13) поверхностность знаний, «сведущий невежда»

14) использование насилия как главного способа убеждения

 

Черты меньшинства, элиты

 

1) элита требовательна к себе

2) живет ради служения высшим целям, а не плывет по течению

3) меньшинство не просто существует в созданных условиях, оно созидает, преобразует, изменяет эти условия

4) осознают собственную значимость

5) человек элиты – человек незаурядный, с развитым самосознанием

6) способен адекватно оценить самого себя и желанет получить объективные оценки от окружающих.



 

Причины возникновения восстания масс

 

1) небывалый рост численности населения

2) либеральная демократия

3) экспериментальная наука и промышленность (можно объединить одним понятием «техника»), которые создали тот избыточный мир, полный благ и удовольствий, а не тягот и забот

 

Пути преодоления восстания масс

 

1) обращение к истории, в которой хранится огромный запас опыта, примеров, эталонов и образцов; прошлое становится вектором деятельности, дарует человеку цель

2) обращение к культуре прошлого, потому что нынешняя культура ущербна и упадочна; формируется культура потребления, которая не ставит своей целью нравственное и духовное развитие человека

 

Роль массы в обществе, отношение к власти

 

В Европе торжествуют массовые ценности и все нарастающий нигилизм. Масса захватила власть и теперь диктует свои стандарты. Но получив власть, масса теряется, так как править не привыкла и не умеет. Тогда она прибегает к единственному известному ей способу управления – насилию. Торжество массы определяет торжество насилия. Также масса считает себя тождественной государству и ошибается. Поскольку государство и масса равнозначны лишь в том смысле, в каком черное идентично белому, ибо ничто из этого не красный. Однако для человека массы это неважно, который уже возомнил себя вершителем судеб.




 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 16; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 12. Г. Тард и Г. Лебон о массе и толпе | Билет 14. Подходы к массе и массовому обществу Г.Маркузе
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты