Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Массивы, их классификация. Рощи. Боскеты. Приемы использования в ландшафтной композиции.




Древесно-кустарниковые массивы являются основой паркового пейзажа, на фоне которых размещаются более мелкие композиции парковых насаждений. Это совокупность деревьев и кустарников, занимающих площадь более 0,5 га, образующих горизонтально и вертикально сомкнутые, устойчивые и долговечные насаждения. Они являются основным элементом композиции парков, делят их пространство на части и способствуют улучшению климатических и санитарных условий всей территории. Древесные массивы могут состоять из одной древесной породы (чистые) или нескольких (смешанные). Смешанные массивы имеют ряд преимуществ по сравнению с чистыми, они более устойчивы, менее подвержены поражению вредителями и болезнями, для них характерно разнообразие красок и форм. Массивам по возможности придают естественный характер. Рядовая посадка, особенно при создании небольших парковых массивов нежелательна, так как усиливает впечатление искусственности. Контурам массива придают неправильную, естественную форму.

Куртины - крупные группы от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы. Вследствие своих небольших размеров не прорезаются дорогами и предназначены для осмотра лишь с внешней стороны. Часто вокруг древесной группы кольцом или полукольцом с наиболее обозреваемой стороны размещают опушку из кустарников, которая создает плавный переход от деревьев к газону. Опушка должна быть расположена свободно, образуя запады и выступы, что придает группе естественность и привлекает внимание к отдельным ее элементам.

При формировании опушек используют наиболее декоративные и красивоцветущие растения.

30. Элементы сада: деревья, кустарники, травянистые растения, дорожки, площадки, малые архитектурные формы, их использование в композициях. Использование инертных материалов и воды.

Растения – самый податливый материал ландшафтной композиции. Преобразование существующих насаждений может состоять в сохранении ценных экземпляров и массивов, их дополнении или в создании новых насаждений. Древесно-кустарниковые насаждения являются главным элементом пейзажных картин парка или сада; они создают границы открытых и закрытых участков, разделяют пространства, определяют настроение, освещенность и цветовой тон пейзажа. Травянистые цветочные и декоративно-лиственные растения – основа оформления уголков сада, заполнения парадных пространств и фоновых участков.

Ассортимент растений подбирается с учетом климатических и микроклиматических условий, характера почв и гидрографии местности, особенностей инсоляции. Группы растений в саду могут быть составлены по экологическому принципу – водные и приводные растения, тенелюбивые и теневыносливые растения, растения степей или горных склонов.

В основу композиций могут быть положены и декоративные качества растений: общий характер кроны и ее ажурность, архитектоника ветвления, цвет листвы, цветов и плодов. Архитектоника древесных растений и кустарников – зрительная устойчивость или динамика, которая определяется не только формой, но и строением кроны, направлением и характером расположения скелетных ветвей.

Растения с наиболее выразительной формой, интересным строением, необычным цветом листвы и ствола часто называют «архитектурными»; высаженные одиночно или небольшими однородными группами они становятся акцентами сада. Промежутки между ними заполняют «фоновыми» растениями, с нейтральной фактурой и окраской; они создают общий абрис посадок и колорит сада, обеспечивают необходимую зрительную преграду или непрерывность цветения.

Зелёные насаждения на территории жилой застройки выполняют важнейшие функции. Они играют санитарно-гигиеническую роль и эстетически обогащают жилую среду, где постоянно находится человек.

Все виды зеленых насаждений по функциональному признаку делятся на три группы:

Насаждения общего пользования. К этой группе относятся парки, лесопарки, скверы, бульвары, насаждения на улицах и стадионах. Назначение таких насаждений — создать условия для отдыха людей, для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Насаждения ограниченного пользования. Сюда относятся посадки в производственной зоне и вокруг производственных зданий, насаждения в детских и лечебных учреждениях, на школьных и приусадебных участках. Насаждения специального назначения. В эту группу входит целый ряд видов насаждений: защитные, ветроломные, водоохранные, мелиоративные, противопожарные. Сюда же включаются плодово-ягодные сады, дендрарии, питомники, цветочные хозяйства и т.д.

МАФ — искусственные элементы садово-парковой композиции (беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, киоски, павильоны, фонтаны, оборудование детской площадки, навесы, скульптуры из растений и др.). Архитектурными деталями открытого пространства, связанными непосредственно с природными элементами являются устройства для растенийй (трельяжи, перголы, контейнеры для цветов и т.д.), парковая скульптура, элементы водных устройств (спуски к воде, обрамления водоемов, мостики) и элементы обработки рельефа (лестницы, пандусы, подпорные стенки). В качестве общих композиционных принципов проектирования МАФ обычно используют контраст, нейтральность и подчинение ландшафтной среде. И в этом отношении можно выделить 2 аспекта: одна и та же МАФ соотносится с различной средой и когда в одной и той же ситуации размещаются разные по цвету, форме и материалу объекты. Размещение МАФ в 1 очередь должно быть связано с функциональным зонированием участка.

Принято разделение малых архитектурных форм на выполняющие декоративные и утилитарные функции. Основываясь на классификации, предлагаемой учебниками по садово-парковому строительству к ним можно отнести дорожки и площадки, подпорные стенки, альпийские горки и водоемы, каскады и фонтаны, садовые постройки, заборы , ограды и т.д. Для размеров исторических и городских парков попадание вышеперечисленных объектов в «малые» вполне уместно и обосновано. Отдельно взятая беседка на пространствах Павловска или Версаля действительно невелика. Современные садовые реалии, где на все садово-парковые изыски отведена, в среднем, территория от 15 до 50 соток, диктуют несколько иную классификацию.

МАФ утилитарного назначения это, прежде всего: опоры для вьющихся растений – трельяжи, шпалеры, садовые арки и перголы ; садовая мебель ; оборудование детских площадок ; элементы заборов и оград.

Декоративные МАФ – это садовая скульптура, цветочницы и вазоны, декоративные фонари.

Материал, из которого изготавливаются малые архитектурные формы, разнообразен. Это древесина различных пород, металл, стекло, натуральный и искусственный камень, бетон, пластик, глина.

МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озеленения, из прочных материалов, отличающихся высокой степенью устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две группы: изготовленные по специально разработанным и индивидуальным проектам; изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций.

МАФ, изготовленные из типовых элементов, широко применяются в массовой жилой застройке, на ряде общегородских объектов озеленения. В настоящее время проектными организациями выпущены в свет ряд альбомов типового оборудования для объектов озеленения. Существует целый ряд специальных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся производством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установкой на объектах по разработанному проекту.

Садовые дорожки внутри сада несут не только практическую нагрузку, они являются важным средством оформления. Садовые дорожки – элементы сада, которые придают ему индивидуальность. Садовые дорожки отличаются по типу покрытия, мощения, применяемому материалу и технологии укладки. В качестве материалов для покрытия садовых дорожек используют натуральный камень, дорожную плитку и плиты из бетона, бетон и декоративный бетон, клинкерный кирпич, дерево и траву.

32. Цвет – как средство создания ландшафтной композиции.

Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятии цвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, камень, вода) и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений.

Понятие цвета.Белый солнечный свет представляет собой смесь излучений различной длины волны. Восприятие глазом светового потока с преобладанием лучей определенной длины волны вызывает ощущение цвета светового потока.

Цвет– свойство поверхности избирательно отражать световые лучи. Цвет поверхности имеет 3 важнейшие характеристики: цветовой тон, светлота и насыщенность.

Цветовой тон – качественная характеристика цвета, волновой состав отраженного от поверхности потока.

Светлота – количественная характеристика, кол-во отраженной поверхностью энергии, независимо от волнового состава.

Насыщенность – степень цветности цветового пятна, т.е. – отношение чистого спектрального цвета к ахроматическому ( «примесь» белого или серого к чистому цвету)

Классификация цветов.Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого.

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге).

Еще цвета делятся на теплые и холодные.Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как , например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны.

В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов, составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета.

Цветовой круг Итона: 3 основных спектральных цвета - красный, желтый, голубой. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.

Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

жёлтый — фиолетовый; жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый; оранжевый — синий; красно-оранжевый — сине-зелёный; красный — зелёный; красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Цветовая композиция строится по законам контраста или нюанса. Контрастная композиция может быть основана на сопоставлении двух взаимодополнителняющих цветов (красный - зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый), эффект противопоставления усиливается при повторении элементов в пределах одной композиции. Для трехцветной контрастной композиции выбираются цвета, лежащие в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (красный – желтый – синий). Контрастные сочетания цветов возбуждают внимание, хорошо читаются на расстоянии; на их основе решается оформление партеров, городских парадных скверов, входов в парк или сад. Наилучший контраст составляют цвета большой насыщенности со слабонасыщенными. Для контрастной композиции недопустимы сочетания цветов, находящихся рядом в цветовом круге: синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым.

Теплые цвета приближают поверхность, холодные – отдаляют

Теплые цвета – создают уют, тесноту. Холодные успокаивают (темно-зеленый), угнетают (фиолетовый).

Желто-зеленый в холодной гамме – теплый, в теплой гамме – холодный.

Взаимодополнительные цвета: красный + зеленый = грязновато-зеленый (умбра); желтый + фиолетовый = серый цвет.

Контрастные цвета – синий/оранжевый, фиолетовый/желтый, красный/зеленый.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 671; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты