КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ислам джафаритского толка как религиозная основа политической власти современного Ирана.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Джафаритский мазхаб — школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-имамиты (двунадесятники). Основатель джафаритского толка — имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, почитаемый шиитами-двунадесятниками как шестой непорочный имам из числа двенадцати безгрешных носителей вилаята (руководства, обусловленного приближенностью к Богу). Приверженцы усулитского направления признают четыре источника права — Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаритских правоведов) и акл (разум). Что касается ахбаритов, то они отвергают возможность использования рациональных методик для формулирования правовых норм, признавая их источником лишь Коран и Сунну. Сторонники ахбаритского движения — набравшему силу в 17-18 вв., однако исторически проигравшего усулитам — считают достоверными все хадисы, содержащиеся в четырёх шиитских сборниках преданий, и не считают необходимой их выбраковку в связи с сомнительной достоверностью или проверку на аутентичность. Главное отличие от остальных мазхабов: В исламоведческой и религиоведческой литературе стало устоявшимся мнение, что двери иджтихада в суннизме были закрыты в 10 в. н.э., в то время как в шиизме двунадесятников они всегда оставались открытыми. Шиизм был провозглашен государственной религией в 16 в., до этого был религией деревень. Теория «велаяте факих», правление ученого-богослова, была выработана задолго до Хомейни, аятоллой Нараки в начале 19 в. В 20 в. духовенство стало активно участвовать в политике и бороться за свои права, однако многие из них например Шариати, были против велаят-е факих, и считали, что духовенству нельзя осуществлять политическую власть. В теории имама Хомейни, реализованной в конституции ИРИ, «исламское правление» осуществляется в качестве республики, которая основывается на власти факиха, конституционно закрепленной в виде принципа «велаят-е факих», и исламских установок. Так, в представлении Хомейни валийе факих – верховный толкователь божественных законов, одновременно осуществляющий наивысший контроль над светской государственной властью, армией и силами безопасности. Над ним же самим лишь власть Бога и «сокрытого» имама Махди. Таким образом, доктрина Хомейни представляет собой традиционалистскую, модифицированную теорию теократического правления[3]. В ходе революции 1978–1979 гг. Хомейни сумел реализовать эту теоретическую модель, внедрив в практику управления Ираном основной принцип доктрины валайате факих. В стремлении расширить общепринятое представление о факихе лишь как толкователе мусульманского права Хомейни настаивал на том, что до пришествия имама Махди верховным правителем в шиитской общине является валийе факих. По мнению некоторых, велаят-е факих является новацией в шиизме, как и само правление Хомейни, который мог назначать или смещать с должностей марджа, отнимать у них учеников и т.д.
|