КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип велайат-е факих.В ИРИ воплотился на практике один из основных шиитских догматов – преемственность имамата, – нашедший дальнейшее продолжение в сочинении Хомейни «Правление по исламу» («Хокумате эслами»). Согласно шиитскому учению, все 12 шиитских имамов считаются прямыми наследниками Пророка (с.а.с.). После «сокрытия» последнего из них, имама Махди, и до его предстоящего пришествия исламская система правления, как полагает Хомейни, основывается на принципе валайате факих. Этот концептуальный принцип правления, будучи «в эпоху отсутствия имама Махди единственной основой легитимного правления», обрел по включении в конституцию ИРИ статус закона и превратил Рухолла Хомейни в руководителя всех правоверных шиитов.Хомейни доказывал, что непрекращающиеся споры претендентов на власть должны сводиться не столько к праву наследования, сколько к наличию у них качеств, которыми должен обладать вождь. Принцип велайт-е факих был внесен в текст конституции, которая была вынесена на референдум в начале декабря 1979 г. и принята подавляющим большинством голосов. Хомейни ввел понятие рахбаре энгелабе эслами – «вождь исламской революции, носитель религиозной и светской власти». С кончиной Хомейни институт валайате факих оказался в значительной мере ослабленным. Основная причина его расшатывания состояла в том, что массы разочаровались в режиме, сделавшем бедных еще беднее, а лиц, приближенных к власть имущим, еще более богатыми. Шиитские теологи считают, что доктрина валайате факих основана на агль, или человеческом разуме, его рациональном мышлении, когда разум человека признается единственным источником истинного познания, способным быть критерием истины, и при этом в качестве доказательств опираться на шиитские традиционные предания и коранические тексты. Выбор этой системы правления и основанных на ней государственных структур осуществляется самим народом и, следовательно, она является мерилом власти народа над самим народом (совет экспертов избирается народом). Практическая же суть принципа «велаят-е факих» состоит в контроле со стороны факиха и подчиненных ему напрямую религиозных структур над светскими институтами государства с точки зрения их соответствия исламским принципам. Светское правительство в качестве высшей власти обязано получать шариатскую легитимность у факиха и исламских государственных органов. Решения республиканских органов власти не имеют законной силы, пока они не одобрены религиозными структурами. Так, например, решения всенародно избранного меджлиса могут быть приведены в действие только в том случае, если их утвердит Наблюдательный совет.
|