КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет подготовила Ермихина Екатерина.Великий русский литературный критик и мыслитель, Виссарион Григорьевич Белинский придерживался следующих взглядов: Человек (ссылаться здесь следует на критическую статью, посвященную стихотворениям Е. Баратынского 1835 года) Человек, по мнению Белинского, сочетает в себе мысли и чувства, и сочетание это должно быть гармоничным, так как значимо и то, и другое одинаково, и несчастны те люди, которые предпочитают одно другому, и какое либо из двух понятий отрицают. Такой человек не может быть полноценным. Также, в человеке есть животное начало, но кроме этого, с того момента, как человек обретает сознание, он вступает в вечное противодействие природе, и в результате этой борьбы, которую он ведет при помощи искусства и всего созданного человеческими руками, он отделяется от природы и делает себя лучше. Интересно, что Белинский один из немногих мыслителей в 19 веке, который не считал, что человек, оторванный от цивилизации, по существу своему переживает меньше, чем европейский человек. Так, в статье о стихотворениях Е. Баратынского он говорит о далеких племенах, живущих по первобытным законам. Он называет их устройство варварским, однако отмечает, что у нас нет права говорить, что эти люди – неразумные дети, что они ниже или хуже, чем человек европейского общества. Он считает единственным отличием между европейским человеком, и человеком из далекого, никому неизвестного племени является ложная искусственность. Под этим понятием подразумевается следующее. Человек, как уже было замечено выше, справляется со своим животным началом, преобразуя то, что есть в самом себе, при помощи искусства и культуры. Ложная искусственность это неверное направление подобных преобразований, то есть искусство варваров не способствует их духовному и рациональному развитию, однако если их направить (очень распространенная идея с эпохи Просвещения), то они тут же наденут одежды и всякое различие между ними и европейским сообществом сотрется. Вторая важная мысль Белинского о человеке заключается в гармоничном соотношении чувственного и разумного начала. Разум должен осмыслять чувства, трансформируя их в мысли, потому что чувства, лишенные рефлексии, останутся не более чем животными страстями и ничего высокого, прекрасного и способствующего духовной жизни в них не станет. Точно также нельзя отрицать и чувственное начало, так как этот путь ведет к тому, что и мысли становятся пустыми. Раздор между чувственным и разумным началом, как полагает Белинский, и является тем самым демоническим, что, как ему кажется, пронизывает всю эпоху. Нация и человечество (по статьям «Россия до Петра Великого» март 1841 – март 1842) Эпиграфом к первой статье стали слова из «Писем русского путешественника» Карамзина: «Все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, не может быть дурно для русских; и что англичане или немцы изобрели для пользы и выгоды человека, то и мое, ибо я человек». Анализируя эти строки, можно точнее определить и позицию Белинского в национальном вопросе. Полюбить свою родную национальность можно только после проникновения в мировую культуру и любви ко всему человеческому в целом. Белинский неоднократно утверждает, что никакая нация (кроме разве что Китая, которая в то время находилась в изоляции от европейского влияния), не витает в безвоздушном пространстве: все народы связаны и переплетены между собой и составляют некое единое культурное пространство, которое нужно ценить в первую очередь. Хотя это не исключает отдельных, уникальных особенностей каждого народа, но понять это в полной мере можно лишь узнав глубже мировую историю, культуру и общность. Поэтому в период зрелого творчества Белинский признает спор между славянофилами и западниками беспочвенным и бессмысленным, полагая, что заниматься надо не происхождением русского народа, а вопросами, связанными с более поздней историей России. Фигура Петра Первого представляется ему столь значимой, в связи с тем, что именно этот правитель впервые обратился к европейской культуре, сочетая её с культурой русской, что по его мнению приводит к развитию и взаимному обогащению. Ему кажется, что подобная преемственность предотвращает культурную стагнацию и позволяет развиваться и сменяться идеям, что, в конечном счете, идет на пользу как отдельно взятому народу и всему человечеству. Человечество же является соединением всех народов и культур, оно не может умереть, так как проходит через жизненный цикл, точно также, как и отдельно взятый человек. Подобную метафору Белинский использует для того, чтобы указать: даже если находясь внутри эпохи кажется, что человеческая культура находится в упадке, это не означает, что происходящее плохо для человечества в целом, потому что замечая тенденции и события, невозможно оценить их значения для истории. Следовательно, для человечества может быть лучше пережить некоторую «темную» эпоху, в которую люди склоны к порокам и чрезмерным проявлениям своих страстей (этот вывод сделан на основе рассуждения о Железном веке в статье Белинского о стихотворениях Баратынского), человеческая культура с течением времени снова будет переживать подъем, и будет задействовать изобретения и достижения того времени, когда людям жилось хуже. Человечество, согласно Белинскому, бессмертно, сочетает в себе опыт прошлого и достижения настоящего и соединяет в себе все народы. Впрочем, учитывая то, как он пишет о Китае и изолированных государствах, рискну предположить, что под понятием «человечество» Белинский понимает европейскую культуру, но это является лично моим мнением и выводом, на котором я не могу настаивать, за отсутствием явного подтверждения ему в текстах.
14. Философские взгляды раннего Белинского ("Литературные мечтания")
Главные идеи: 1. У России нет литературы, но есть возможность ее создания. 2. Каждый народ выражает собою какую-нибудь одну сторону жизни человечества. 3. Литература – выражение внутренней жизни народа. 4. Понятие идеи, как вечно борющейся, мудрой, любящей материи. 1. «…литературою называется собрание такого рода художественно-словесных произведений, которые суть плод свободного вдохновения 2. «Каждый народ, сообразно со своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развилась, играет 3. «Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа». 4. «Вот нравственная жизнь вечной идеи. Проявление ее – борьба между добром и злом». Бог создал человека и дал ему ум и чувство, чтобы он постигал её, приобщался к ней, разделял её жизнь. Следовательно, каждый человек должен решить для себя, какому пути он будет следовать. Первый путь состоит в отречении и уничтожении себя ради счастья других, растворении в любви. Человек же слабый и безвольный выберет, по мнению Белинского, второй путь: он будет любить только себя, ничем не жертвуя для других, и заботиться лишь о собственном счастье. 5. «Какое же назначение и какая цель искусства? Изображать воспроизводить в слове, в звуке, в чертах и красках идею всеобщей жизни природы: вот единая и вечная тема». Полнее всего это делает поэзия и потому для (идеального, гениального) поэта важно ни в чем не подвергаться соблазну, но лишь точно передавать видимую и внушаемую идеей картину (говорить не только о рае, но и об аде).
|