КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторно-аналитические модели личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк).Факторные теории личности стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. т. были ориентированы на эмпирические исследования индивид. различий личности. Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. Наиболее популярные Ф. т. т. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом. Теория Р.Б.Кэттелла исходит из “теории черт” Олпорта. Кеттел пытался получить исчерпывающую информацию о поведении, которая даст возможность ответить на вопрос, выделение каких конкретных периферических характеристик является наиболее плодотворным. ПРи этом была задача конструирования валидных личностных тестов. Личность кеттелл описывал как совокупность черт, позволяющую предсказать действия человека в данной ситуации (и внутреннее, и внешнее поведение). В структуре личности он предполагал наличие поверхностных и исходных черт (поверхностные – открытые, внешние переменные, сопутствующие поведенческим актам; исходные – стабильные глубокие черты, обеспечивающие основу). Задачу видел в выделении именно исходных личностных черт. Конечным результатом такого солидного исследования явился “16факторный личностный Опросник», с вопросами, касающимися жизненных ситуаций, о которых респондент должен сказать, нравятся они ему либо нет. Двенадцать из 16-ти факторов, полученных при факторном анализе ответов многих людей на эти пункты, оказались схожими с факторами, выявленными на предыдущем этапе работы, в то время как 4 фактора появились лишь в этом тесте и описывают мнение испытуемого о присущих ему тех или иных чертах. НА основе теста строится профиль личности, имеющий описательный характер. Теория Г.Ю.Айзенка . Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности). Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций. Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения» (Большинство из факторов Кэттела принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттел выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк. Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.
Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих понятиях таких как развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание и самообразование. Их называют основными категориями педагогики. Возникает вопрос, все ли можно воспитать в человеке с помощью тщательно разработанной и очень хорошей системы воспитательных воздействий? Вероятно, большинство читателей ответит отрицательно и может объяснить почему. Если Вы пройдете вместе с авторами пособия по его страницам, то найдете либо подтверждение, либо опровержение своих аргументов. Это будет главным итогом нашей совместной работы.
Проблема группы – это ключевое понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д. По мнению Е. В. Андриенко, индивиды не принадлежат к группе всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. По Т. Шибутани, социальная группа представляет собой важную форму объединения людей в процессе деятельности и общения. В Российской педагогической энциклопедии указывается, что педагогика рассматривает социальную группу как относительно устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями нормами. Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием страт. Основы социальной стратификации заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство. По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются: 1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики); 2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей); 3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой. Используется следующая вертикальная стратификация: 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие. Для социально-психологического подхода характерно следующее: выполнение различных социальных функций, человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания. Для социальной психологии важность группового подхода» состоит в определении степени групповых влияний на содержание сознания личности.
Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы: - структура предпочтений; - структура власти; - структура коммуникаций; - структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности); - эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений); Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности: 1. непосредственные эмоциональные контакты 2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство) 3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы: На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. " На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:
Большая группа — это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредственно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие десятки тысяч членов: большие классовые, религиозные, этнические и другие группы, включающие огромные массы членов, разбросанные на обширной территории. В связи с этим внутренняя сплоченность, организованность, структурированность, как и наличие институционализированных форм деятельности и групповое сознание, больших групп различны. В зависимости от критерия, лежащего в основе градации, классификацию существующих больших групп (общностей) можно представить следующим образом: 1. Общности, выделяемые на основе особой культурно-исторической самобытности (племя, народность, нации). 2. Общности, выделяемые на основе их отношения к собственности и общественного разделения труда (различные социальные классы и социальные слои). 3. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион). 4. Многочисленные целевые общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности (партия, религиозные объединения и т.д.). Выделяются и другие типы общностей. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.
Важной отраслью научных социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального поведения человека. Традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению и имеет название аттитюд (от англ. Attitude - отношение, установка). Аттитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную (направляет поведение или управляет им) функцию в отношении поведения индивида. Он также определяет: -устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются; -освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях; -может выступать и как фактор, который предопределяет инертность действия и тормозит приспособления к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения - уровни смысловых, целевых и операционных аттитюдов. Смысловые аттитюды состоят из информационного (мировоззрение человека), эмоционального (симпатии, антипатии в отношении другого объекта), регулятивного (готовность действовать) компонентов. Они помогают воспринимать систему норм и ценностей в группе, сохранять целостность поведения личности в ситуациях конфликта, определять линию поведения индивида т.д. Целевые аттитюды обусловлены целями и определяют устойчивость течения определенного действия человека. В процессе решения конкретных задач на основе учета условий ситуации и прогнозирования развития в этих условиях, оказывают операционные аттитюды, которые проявляются в стереотипности мышления, конформном поведении личности и т.д. Личность, выступая субъектом общения в группе, имея определенную позицию в социальной среде, характеризуется оценочным, выборочным отношением к людям, которые ее окружают. То есть она сопоставляет, оценивает, сравнивает и выбирает людей для общения, руководствуясь возможностями конкретной группы и своими собственными потребностями, интересами, установками, прошлым опытом общения, которые в совокупности создают конкретную ситуацию жизнедеятельности личности, предстают как социально-психологический стереотип ее поведения. Большинство работ социальную установку (аттитюд) рассматривают как самостоятельный объект исследования и самостоятельный раздел в учебниках по социальной психологии.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
|