КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема понятия исорич-го типа гос-ва.Р. Типология – учение о классиф-и. Типол-я – сама характ-ка типов. Тип гос-ва – совокуп-ть общих признаков, свойств-х опред-й, как правило, историч. Обсобл-й группе гос-в. Классиф-я предпол-т выдел-е опред-х критериев. ТГП предлагает два критерия: формац-й- деление гос-в на историч-е типы, цивилизац-й – гос-ва классиф-ся по цивилизац-м – относит. Самост. Локальное состояние общ-ва, отлич-ся общностью культ-х, экономич-х, религиоз-х, психологич-х и др. факторов. Этот подход считается передовым. Особен-ть цивил-го критерия: 1. подход основан на мн-ве критериев;2 этот критерий основан на познании прошлого через деят-ть человека. Критерий: развитие общества. Всю историю гос-в можно делить на добурж-е и буржуаз-е. Выделяется в завис-ти от периода общества две эпохи: 1. эпоха кастово-сословных общ-в; 2. эпоха гражд-го общ-ва (капиталист-е). Первые основаны на юридич-м нерав-ве, вторые – на рав-ве. Докапиталист-е гос-ва: 1. деление общ-ва на страты. Четкого деления на классы нет; 2.эти гос-ва имеют открытое юрид-е нерав-во; 3.соед-е гос-ва с привелиг-м сословием, имеющим повыш-й прав. Статус; 4.вертик-я структура, опред-я прав. Полож. Сословий; 5. законопослушность: подчинение не только прав. Акту, но и любому начальнику; 6. многослойность права. Капиталист-е гос-ва: 1. отсутст-е сословий; 2.всеобщее прав. Рав-во; 3. преобл-т горизонт-е отнош-я в общ-ве. Страты равнозначны; 4.гос-во обознач-ся как национал-е, централ-е (четкая гос-я граница, постоян-я армия); 5.представит-е гос-во (парламент). Религиозный критерий: светское гос-во, клерикальное гос-во, теократич-е гос-во, атеистич-е гос-во. Светское гос-во: отсутствие офиц-й религии. В этом случае религия не явл-ся источником права. Гос-во и религия сущ-т автономно. Гос-во не вмеш-ся во внутр-ю деят-ть религиоз-х организ-й. В России многие признаки наруш-ся: многие религ-е действия оформл-ся через гос-й бюджет. Клерикал-е гос-ва: одна из религий имеет гос-й статус, отсюда религ-е организации состоят на гос-м бюджете. На церковь возлаг-ся некот. Гос-е полномочия. Церковь имеет право участв-ть в полит-й жизни страны. Теократич-е гос-ва: церковь преобл-т над гос-м. Гос-я власть принадл-т церкви. Должности в гос-м аппарате занимают религиоз-е представители (Ватикан). Атеистич-е гос-ва отрицат-е отнош-е к церкви, контроль церкви, отказ в собстве-ти церкви, отправление религиоз-х культов в общ-х местах запрещ-ся, священники часто подвергаются гонению. Исторические типы гос-ва. Историч. Тип гос-ва классиф-ся по обществ.-экономич. Формациям (способ произ-ва). Историч. Тип гос-ва совокупность наиболее сущ-х признаков, свойств-х гос-ву одной общ.-экономич. Формации. Особенности формац-го подхода: 1. ориентир-ся на частную собствен-ть, людей, землю; 2. основыв-ся на наличии классов; 3. этот подход утв-т прогресс-е развитие. Делит гос-ва на эксплуатир-е и неэксплуатир-е. «+» этот поход исторически верен;основыв-ся на экономич-м факторе. «-» прямолинейность и запрограммиров-ть смены типов гос-ва, отсут-е юридич-го подхода, не укладыв-ся в эту схему переходные гос-ва.
|