КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школы в китайской философии.Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) Осн. произведения Конфуция «Беседа и суждения» - разделяли традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делали упор не на проповедь величия неба, а на страз перед небом. Небо определяет место человека в обществе, награждает и наказывает его - идея единства физических и нравственных законов - разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами: а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность Благородный муж проявляет осторожность к тому, чего не знает Благородный муж может проявляться в следующих отношениях: · государство и подданность · отец – сын · старший брат – младший брат · муж – жена · друзья · отстаивал старые традиции и обычаи, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной
Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели» Дао употребляется: - дао – это порожденное начало - дао – это синоним мирового целого - дао – законом. Бытия космоса - дао – это источник движения - само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами - отбрасывали одухотворение природы - отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»
Школа – моистов Моц-зы (480-400 до н.э.) - моисты единственные приблизились к пониманию логического анализа и к его применению и практическому использованию в своих рассуждениях - воспринимали идею веры в небо и его волю, воля неба – познаваема и всем известна – это всеобщая любовь и взаимная выгода, рассматривая небо как образец для поднебесной - развивают естественнонаучные взгляды на природу - центральным в учении моистов являлся принцип «всеобщей любви»
Легисты - считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем - выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека - выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга - особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии
Основные отличия китайской философии: - морально-этическая направленность - ориентация на внутреннюю активность человека - активность человека во вне
|