КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия древней Индии.Философия возникает в 5-6 веках в трех регионах: Индия, Китай, античность. Этому способствовали следующие причины: Экономические причины: 1) развитие производственных сил (растут навыки, производительность труда) 2) разделение труда 3) специализация труда 4) переход от бронзы к железу 5) развитие товарно-денежных отношений (обмен) Социальные причины: 1) возникновение частной собственности 2) ослабление родоплеменных связей 3) возникновение первых государств Духовные причины: 1) возникновение умственного труда как специфического рода деятельности 2) критика и недостаточность мифологического и религиозного мировоззрения 3) рост потребностей в научных знаниях Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды состоят из: 1) Самхиты – самые древние 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады – философская часть Вед; (букв. – «сидеть у ног учителя»)
Веды включают в себя: 1. Ригведа 2. Брахманы 3. Араньяки 4. Упанишады
Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. Все школы древнеиндийской Ф. Можно разделить на 2 группы: 2) Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед. - Веданта - Йога - Миманса - Вайшешика Особенности ортодоксальных школ: a) приверженность традиций b) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов: c) освоение Вед d) Рационально-философское осмысление Вед а сутрах e) Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции f) связь с религией Ортодоксальные школы разработали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Понятие Брахман– безличное духовное начало всего мира. Атаман – телесное (личностное) начало всего мира Сансара – круговорот перерождений личности и души Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.
В структуре человека выделяют 5 слоев: 1) телесный (т.е. биологический) 2) жизненный 3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью) 4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом) 5) свернутое сознание ( он нашел гармонию себя миром)
2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской философии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхарма, сансара, нирвана.
- буддизм - джайнизм - локаята Особенности неортодоксальных школ: 4 истины буддизма 1) жизнь наполнена страданиями 2) существует причина возникновения страданий 3) имеется возможность прекращения страданий 4) человек должен достичь нирваны
Для этого необходимо соблюдать следующие правила: 1) правильное поведение, образ жизни 2) правильная речь, направление мыслей
Что приносит буддизм: 2) Во-первых, нет Брахмана как духовной субстанции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). 3) Во- вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несубстанциальности личностного начала). Индивид представляет временное состояние, возникающее вследствие констелляции мельчайших первоэлементов бытия (дхарм). 4) В-третьих, действия человека включены во всеобщий причинно-следственный поток 5) В-четвертых, следует помнить, что существует путь, ведущий к достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). Специфические черты древнеиндийской философии: 1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер 2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания 3) она направлена на развитие способностей совершенствования 4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений) Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации
|