КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика научного познания. Наука и общество.Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий Наука– это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Понимается как: -как система знаний -как деятельность -социально-организованный институт Специфические признаки научного познания: 1. имеет дело с идеализированными объектами 2. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир 3. всегда опирается на определенные методы(важнейшие- гипотезы и теории) 4.цель-открытие объективных законов 5. ориентируется на будущее (эвристическая) 6. научное знание предметно и объективно 7.запрет на плагиат 8.специальные приборы Критерии научности: 1.непротиворечивость 2 доказательность 3Системность 4 Воспроизводимость.5 Проверяемость 6 Проблемность 7 Мобильность 8 Критичность 9 Практичность Этапы: 1) XVII в. появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила 2) конец XIX – начало XX в., оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Происходит соединение науки и образования. Общество осознает экономическую эффективность науки, а прогресс начинает связываться с внедрением научных знаний в производство 3) середина 20 в. создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов, возникают новые формы коммуникации между учеными. Всё отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым. Наука в собственном смысле слова сформировалась не во всех цивилизациях. В восточных культурах не сложился тот тип знания, который интерпретировался как научно-теоретическое знание. В Древней Греции сформировались предпосылки для перехода к собственно науке, Но античная наука не открыла экспериментального метода. Для возникновения такого способа постижения мира необходимо было изменение мировоззренческих ориентаций, которые укоренились в европейской культуре к XVI в. XVI – XVII в.в. – период становления теоретического естествознания. С этого времени наука утверждается в культуре в качестве ценности. В ХIХ в., когда научные знания постепенно начинают внедряться в производство появляется особый слой исследований – технические науки. Становление технических и социально-гуманитарных наук наряду с уже ставшими естественнонаучными дисциплинами свидетельствовало о возникновении дисциплинарной организации науки (еще один этап в динамике науки). Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Функционирование современной науки также может быть рассмотрено в качестве самостоятельного этапа исторической динамики науки. Средства исследования: -материальные средства наблюдения и экспериментальные установки – язык науки (определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности ) Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Бывают частнонаучные и общенаучные Субъект научного познания- специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск. Знания: -Научные -вненаучные знания( обыденное, религиозное, мифологическое) ,относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности. Уровни: -Эмпирический (характерна факто фиксирующая деятельность) -Теоретический (сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков) Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации(О. Конт) Важнейшие методы научного познания: 1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. 2)Метод моделирования и принцип системности. 3)Эксперимент и наблюдение. Социальные функции науки: 1) культурно-мировоззренческие, 2 непосредственной производительной силы 3) социальной силы
33. Социальная философия. Ее сущность, структура, исторические типы,функции
Социальная философия – раздел философского знания, изучающий: 1. наиболее общие законы общественного развития, 2. специфику движущих сил социального развития, 3. специфику исторического (или социального) познания, называется социальной философией. Структура социальной философии: 1.философия хозяйства 2.власти 3.культуры 4.социальных структур 5.истории (наиболее значимая – изучает смысл и направленность исторического процесса). ФИ: рефлексивная (рассматривает специфику исторического познания, законов социального развития, специфику языка); субстанциональная (изучает само общество как субстанцию этого мира, т.е. 1. историю социального развития, 2. движущие силы, 3. факторы, которые действуют на социальное развитие и т.д.) Функции социальной философии (см. функции философии): мировоззренческая, методологическая, социально-критическая. Исторические типы социальной философии: 1.наивно-реалистическая социальная философия. К этому типы относятся идеи об обществе в философии Древнего Китая, Индии, античности. Смысл данного типа соц. фил.: мыслители «схватывали наиболее заметные характеристики общества. Так, Сократ занимался поиском регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл людей «политическим животным», т.к. только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество и т.д. 2.теологическая. Теологические концепции общественного развития характерны для средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский). 3.классическая. Представлена 2 подходами: 1) идеалистическая. Основные принципы: 1. причина (сущность) общества рассматривается в идеальных субъективных факторов. 2. главная движущая сила развития общества – человек. 2) материалистическая: связана с философией марксизма. Основные принципы: 1. способ производства материальных благ определяет способ политической и духовной жизни; общественное бытие определяет общественное сознание. 2. главная сила истории – широкие народные массы; развитие общества рассматривается в связи с развитием экономических формаций. 4. современная неклассическая. Представители: Вебер, Сорокин, Бердяев. Основные положения: 1) в качестве источника и движущих сил развития рассматривается не один, а ряд факторов, т.е. данный тип социальной философии плюралистичен. 2) отказывается от идей гарантированного прогресса. 3) идея катастрофичности. 4) мировая история распадается на ряд цивилизаций, существует отказ от единой истории.
|