КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные исследовательские программы в обществознании.Программа – совокупность наиболее общих принципов познания. В обществознании выделяют следующие: 1. натуралистическая (редукционистская). Общество рассматривается как особая сфера природной реальности, описывается лишь как живая популяция. В познании общества используются методы естественных наук. Тип общественного устройства и ход истории определяется якобы генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (социобиологическая концепция; Уилсон, Докинс), спецификой географической и природно-климатической среды (географический детерминизм; Мечников, Монтескье), ритмами солнечной активности и космических излучений (биологическая школа; Гумилев, Чижевский) и т.д. В данной программе человек уподобляется социальному атому, а общество – механическому агрегату индивидов-атомов. 2. идеократическая («идео» - идея, «кратос» - власть) – отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Данная программа не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм). Т.о. главный исторический фактор – субъективный; каждый исторический фактор или событие уникально, а главный метод познания – индивидуализирующий. Виндельбанд и т.д. 3. психологическая.Главный фактор общественного развития – психологический. В субъекте надо выделять как бессознательные, так и сознательные механизмы поведения, и поэтому понять историю можно, только поняв психологию. Фрейд, Адлер. 4. социологическая. В обществе выделяется субъект и действия субъекта; ставится вопрос о факторах, источнике и движущих силах социального развития. Так, в философии марксизма основные исторические формы общественного устройства определяются по ведущему типу организации материального производства. Общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, социальной, политической и духовной. Действующими причинами общественного развития выступают «эмпирические индивиды», стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. Представители: Маркс, Вебер. Подходы к трактовке общества: 1. общество как объективная реальность: общество существует вне и независимо от сознания людей, в обществе действуют объективные законы; эти законные определяют деятельность людей; в обществе присутствует и субъективный фактор, но он вторичен. Такой подход проявляется, например, в экономическом детерминизме, или экономократизме (Лафарг, Меринг, Шулятиков, Джонс): экономический фактор рассматривается как определяющий, от которого безусловно и однозначно зависит развитие других феноменов общественной жизни – политики, права, нравственности, науки и т.п. 2. общество как духовная реальность: сущность общества в духовных феноменах. Общественная жизнь, по существу своему, духовна, а не материальна. Такой подход выражен в идеократизме. Представители: Соловьев, Бердяев, Ясперс, Сорокин, Шпенглер, 3. общество как объективно-субъективная реальность: признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы. В мире существуют обладающие сознанием, волей и интересами люди, которые, вступая в отношения и взаимодействия друг с другом, стремятся реализовать эти интересы. В процессе коллективного сосуществования не все зависит от желаний и действий человека – многое определяется независимыми от него необходимыми и устойчивыми нормами отношений между людьми. В этих нормах (правилах) зафиксированы не зависящие от желания и воли конкретного человека объективные закономерности, свойственные именно связям, взаимодействиям и отношениям между людьми. Методы изучения общества: 1. индивидуализирующий: предмет познания – один человек; общества как такового нет, есть только отдельные люди; все в обществе зависит от сознания человека. Цель познания: раскрыть смысл, лежащий в деятельности отдельного человека. 2. универсалистский(генерирующий): общество не сводимо к отдельным людям, общество – нечто целое; главный вопрос – что предопределяет деятельность людей; человек рассматривается как отдельный элемент общества; основа развития общества – интерес общества, а не интерес отдельного человека. 3. корпоративный: выделяется не отдельный человек и не общество, а класс, т.е. подсистема. 36. Общественное производство, его сущность, структура. Основные системыхозяйствования в цивилизационной динамике.
Общественное производство – это сфера общественной деятельности, где создаются материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется человек как производительная сила, т.е. воспроизводятся сама основа общественной жизни, социальные связи и отношения, образ жизни и сами люди как работники. Структура общественного производства: 1.субъект производства – люди с их знаниями и умениями, способностями к физическому и умственному труду; 2.объект производства – на что направлен труд людей, или предмет труда; 3.средства труда, техника – чем человек воздействует на предмет труда.
Соотношение категорий хозяйство и экономика:
|