Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сущность и значение цивилизационного подхода к обществу




 

В философии существует 2 подхода интерпретации истории: линейный и циклический.

Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия регрессизма и прогрессизма. Общим для них является констатация направленности и поступательности развития общества, различным же – вектор этой направленности и характер смены состояний социодинамики. Прогресс – последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход ко все более высокому качественному состоянию («восходящее» развитие); регресс – последовательное ухудшение состояния и разрушение форм организации общества («нисходящее» развитие).

Нелинейные интерпретации историиуходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Одним из первых попытался теоретически обосновать циклическую модель истории итальянский философ ХVIII в. Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную (безгосударственность и подчинение жрецам), героическую (аристократическое государство) и человеческую (представительская монархия), последовательно сменяющих друг друга.

Основные этапы эволюции термина «цивилизация»:

1. Сер. XVIII – сер. XIX вв.: Мирабо (впервые употребил термин), Гизо, Вольтер, Гегель. Цивилизация понималась как действие, направленное на выход из примитивного состояния. Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. Т.е. в понятии «цивилизации» дается оценка – следующая ступень развития общества по сравнению с дикостью и варварством.

2. Вторая половина XIX в.: на этом этапе в развитии цивилизации видели негативные черты – односторонность материально-технического прогресса, утрата цельности личности, вред, наносимый природе.

3. Конец XIX – начало XX вв.: Шпенглер, Данилевский, Тойнби – собственно цивилизационный подход. В современности цивилизация понимается как большие, длительно существующие, самодостаточные сообщества, выделенные по социокультурному основанию, характеризующиеся объективными условиями жизни в т.ч. и способом производства.

Шпенглер. Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, О. Шпенглер обращает специальное внимание на западную культуру. Она, по его мнению, с переходом западноевропейского общества на путь индустриального развития утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации – угасания культуры и господства материально-прагматических ценностей. Его основная работа – «Закат Европы».

Данилевский. Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типов, которые можно понимать как относительно самостоятельные цивилизации, Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны единый язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различает же их приоритет ценностных ориентаций: у древних греков это искусство, у римлян – право и политическая организация общества и т. д. Что касается нарождающейся славянской цивилизации, перспективы которой оцениваются историком-славянофилом оптимистически, то у нее проступает не один, а ряд ценностных приоритетов, среди которых выделяется приоритет справедливого устройства общественной жизни.

Тойнби. Концепция локальных цивилизаций. Основными этапами социодинамики цивилизаций являются «возникновение – рост – надлом – распад». Выделяя 37 цивилизаций, Тойнби ставит вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели. Они состоят в действии двух механизмов. Первый – это механизм «Вызова-и-Ответа», означающий реакцию сообщества на внешние воздействия географической среды и других сообществ. Второй механизм «Ухода-и-Возврата» регулирует характер отношений между придающим импульс развитию общества творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию большинством населения. Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов и когда творческое меньшинство, время от времени уходящее с позиций лидера «в тень» для восстановления сил, больше не возвращается, а его место занимает «подражающее большинство».

Сильные стороны цивилизационного подхода к обществу:

1. дает более детальный анализ отдельных обществ;

2. на первый план выдвигает культурные, психологические особенности;

3. ориентация на личностный фактор.

Слабые стороны: теряется общий взгляд на историю.



41. Понятие социальной структуры общества. Основные типы социальныхструктур. Демографическая структура общества.

Социальная структура общества (ССО) – это совокупность относительно устойчивых образований людей и связей между ними. В основе развития человеческого общества лежит способ производства материальных благ. Люди воспроизводят средства к жизни не в одиночку, а сообща, образуя конкретные общности, различные группы и коллективы. В истории известны различные общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, классы, а также социальные слои, прослойки, касты, социальные группы.

Целостная совокупность социальных общностей и групп, взаимодействующих между собой, представляет социальную структуру общества.

ССО исторически изменяется. Все её элементы находятся в постоянном движении, развитии, обусловленном необходимостью, добывания, производства средств жизни.

Общие типы социальных структур:

  1. Демографическая структура (как распространяется народонаселение)
  2. Социально-этническая структура
  3. Социально-классовая структура
  4. Поселенческая (город, село)
  5. Профессиональная

Закономерности развития ССО: на ССО влияют: экономические, духовные, научно-технологические и др. факторы.

Демографическая структура общ-ва. (распределение населения по демографическим признакам). Основные показатели: численность, плотность, миграция, половой и возрастной состав населения. Основной источник данной информации – перепись. Основная категория – народонаселение – центральная категория в осмыслении демографической структуры общества - непрерывно возобновляющаяся совокупность людей, проживающих том или ином регионе (народонаселение Земли, страны, региона…). В марксизме народонаселение характеризовалось как: Предпосылка (без народонаселения нет истории) и как субъект (все делается людьми). От народонаселения зависит: - возможности развития экономики, - обороноспособность, - возможность освоения новых земель. Т.е. проблемы народонаселения неразрывно связаны со всеми компонентами социального организма. Зависимость здесь обоюдная. Так, ускорение темпов экономического роста в значительной мере зависит от общей численности населения и качества работников. Заметное влияние на экономику оказывают плотность и половозрастная структура населения, темпы его роста, а также его миграция, подвижность и психологическое здоровье. Итак, демографические характеристики влияют на облик общества в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие, или, напротив, вызывая его деградацию. Вопрос о нар-и впервые поднял английский священник Мальтус. Он вывел закон о нар-и: нар-е размножается в геометрической прогрессии, а средства жизни в арифметической прогрессии. Это приводит к перенаселению.

Существует 2 формы регуляции нар-я по Мальтусу:

  1. Моральные (воспитание, убеждение)
  2. Аморальные (война, голод)

В настоящее время концепция демографического перехода следующая (один из авторов – Ландри, франц.):

Þ установить взаимосвязь между демографическими, духовными, экономическими, политическими факторами

Þ рассмотреть демографический процесс, как развивающийся во времени и в пространстве.

Поселенческая структура имеет социальные истоки, и, прежде всего в общественном разделении труда. Это пространственная форма организации общества, отношения людей между собой в связи с их принадлежности к одному или разным типам поселения (внутресельские, внутрегородские или межпоселенческие отношения).

В зависимости от типа поселения люди делятся на горожан и селян. По Марксу, вся экономическая история общества резюмируется в движении противоположности между городом и деревней.

Концепции (основные) по поводу возникновения городов.

· Вотчинная (города возникали как центры крупных феодальных поместий).

· Общинная (город вырастал из Вельской общины на основе развития крестьянского региона)

· Оборонная (города возникли из укрепленных пунктов для защиты от внешнего нападения)

· Политико-правовая (города возникают прежде всего как территориально-управленческие центры)

Основные особенности, отличающие город от других поселений:

· Характер труда (население занимается в основном не сельскохозяйственным трудом)

· Регулируемое рабочее время и определенный объем свободного времени

· Новый уровень доступа к образованию и возможность приобретения профессии, рост потребления духовных благ благодаря имеющимся в городах высшим учебным заведениям, театрам, музеям…

· Высокая миграционная подвижность

· Большая свобода в выборе микросреды

· Лучшие условия для проявления политической активности

· Специфичность (и качественная, и количественная) городской семьи – отпадение рада функций (прежде всего хозяйственно-производственной …)

Различие между городом и деревней все более стираются, идет процесс сближения материального и духовного уровней жизни. Дальнейшая урбанизация должна привести к новому, оптимальному варианту хозяйственной деятельности и социальной инфраструктуры в сельских поселениях.

Традиционный (европейский) переход. (от высокой рождаемости и высокой смертности к низкой рождаемости и смертности). За бесконечно много лет приводит к: - депопуляции (%смерти> %рождаемости), - старению населения , - рост нетрудоспособного населения, - ухудшение психосоциального климата в общ-ве, - вынужденный ввоз рабочей силы.

Современный (Азиапский) переход. (от высокой смертности и рождаемости к высокой рождаемости и низкой смертности). Приводит к: - перенаселение (демографический взрыв), - вынужденная миграция, - социальная напряженность. (1000г. – 300млн, 1800-1млрд, 1900-2млрд, 1980-5млрд,1999-6млрд). К 2100г. население стабилизируется на 11млрд. человек.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты