КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техники аналитической психологии1. Анализ сновидений. К.Г.Юнг рассматривал сновидение как прямой канал святис бессознательным, когда оно говорит на своем языке. Он считал недопустимым интерпретировать сон, исходя из какой-либо теории и старался всматриваться в содержание самого сна. Сновидение всегда решает конкретную и неповторимуюпроблему человека. Оно не является защитным занавесом, за которым угадываются реальные фигуры, а само выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бессознательного. Через него человек ассимилирует опыт человечества. Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. В сновидении может корректироваться сознательная установка. Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений, продуцируя символы, через которые может ассимилироваться содержание бессознательного. Сновидение шлет послание Эго, дает ему совет, проявляет новые перспективы и возможности для самоосуществления личности. Интерпретация символизма должна быть индивидуальной, поэтому в юнгианском анализе даются дополнительные возможности для расширения содержания образа. Например, ьпредлагается разыграть продолжение сна, станцевать, нарисовать сновидение, поговорить с образом, представляющим значимую фигуру. Психоаналитик дает инструкцию стараться удерживать образ сновидения и анализирует получаемую продукцию (метод активного воображения). Можно предложить вспомнить жизненную ситуацию, которая по своей внутренней логике близка к ситуации сновидения. Так как символ позволяет дать многозначную трактовку, для выбора оптимального пути в анализе К.Г.Юнг использовал серии сновидений, которые проясняют смысл отдельных снов или дают возможность ьотвергнуть неверную интерпретацию. В процессе психотерапии сновидения становятся все более понятными, проясняется их смысл для человека в контексте его жизни. 2. Активное воображение. Данная техника направлена на порождение символов, припомощи которых клиент может ассимилировать содержание бессознательного. Психоаналитик создает проективную ситуацию, в которой человек сосредоточивается на каком-либо событии, картине, элементе сна или фантазии и позволяет себе спонтанно продуцировать образы. Он предлагает сосредоточиться и описать в деталях, что приходит в голову и как при этом изменяется образ. Приходящие образы можно записывать, рисовать. Он развивается по своей внутренней логике и в образах как бы прорисовывается, проступает значение символа, открывается его новый смысл. При этом важно не уходить от образа, а вжиться в него, стараясь отключить сознательный контроль. Полученная продукция — результат действия трансцендентной функции. В ней реализует себя сознательное и бессознательное, поэтому важно, чтобы в процедуре не выделялась ни одна из этих сфер. Рациональный контроль сознания сделает применение метода непродуктивным,а если человека заполняют содержания бессознательного, онтеряет чувство идентичности. 3 Метод амплификации. Метод предполагает связь индивидуальной и универсальной символики через интерпретацию образной продукции(например, сновидений). Аналитик предлагает различные истолкования символов, которые черпает из мифов, религиозных учений, искусства. Он должен понимать, как и зачем данный символ возник в культуре, какой смысл в нем заключен.Ключом к расшифровке становятся наиболее архаичные символы, потому что в них в первозданном виде заключена функция анализируемого образа. Психотерапевта интересует непроисхождение образа, не характеристики проблемной области, а то, что он несет для человека, каково значение символа в контексте индивидуального опыта. Процесс индивидуациипроисходит при диалоге сознания и бессознательного, поэтому при использовании этого метода важно избежать лопушкиинтеллектуализации, когда привлекаемые параллели не помогают погрузиться в глубинный смысл образа, а лишь затуманивают его. Понятие амплификации взято из алхимии, где оно означало процесс, в ходе которого алхимик погружался в поток образов, концентрируясь на своих опытах. Таким образом он расширял контекст архетипических символов. Метод амплификации в некотором смысле противоположен свободным ассоциациям, ибо не уводит от образа по какой-либо линии, а дает возможность очертить широкий круг ассоциаций вокруг него. Символ вписывается в определенный контекст, что расширяет его значение и углубляет понимание. Такой метод в большей степени соответствует представлению К.Г.Юнга о многообразии значений и неисчерпаемости символа. Он позволяет открыть глубинные переживания клиента, проявляющиеся в образах сновидений, фантазиях. Для символического выражения переживания в аналитической психологии используется большое количество невербальных техник.
|