КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фаза игры (фаза психодраматического действия)Эта фаза главная и центральная фаза психодрамы. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамичностью.В ней психодрама достигает наибольшего накала и разрешается в катартическом переживании. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. Проблема предъявляется феноменологически через конкретное описание ситуации без интерпретаций и рассуждений. Вместо пространного описания проблемы протагонисту предлагается разыграть сцену, в которой она проявляется. В ситуации обнаруживается и форма проявления проблемы, и ее содержание.Для разыгрывания сцены определяются пространственные и временные характеристики ситуации, создается мизансцена, определяются действующие лица. В психодраматическом действии важна не точность передачи обстоятельств, а достижение истинных чувств. "Ложь" клиента — это тоже его психологическая реальность, и поэтому она существенна для психотерапии. Ведущий стремится достичь полной свободы в самовыражении клиента, но не вправе требовать ее. Он учитывает индивидуальную динамику роста креативности, помогая клиенту преодолеть несформированность навыков общения, снять защитные механизмы и проявить спонтанность. Психодраматическое действие происходит в условиях безопасности при психологической поддержке группы. Травматичность переживаний компенсируется максимальным комфортом в роли: протагонист контролирует и ситуацию, может ее изменить. Однако воспроизведение травматического опыта может быть слишком болезненным и не вести к новой интеграции. Переживая сильные эмоции, протагонист может испытать опустошенность, смущение, удивление и беспокойство. Вернувшись в травматичную ситуацию, он может не чувствовать общности с группой. В этот момент важна эмоциональная поддержка группы, закрепление того, что достигнуто в результате инсайта. Фаза обсуждения. На ней, в отличие от первой и второй фаз, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии —выражение чувств, обсуждение, анализ. Третья фаза- обсуждение- подразделяется на две части — ролевая обратная связь и идентификация. В первой части участники психодрамы описывают чувства, которые у них возникли в роли (в том числе и в роли протагониста). Вторая часть — идентификация — позволяет высказать чувства и отношения, которые знакомы участникам психодра мы из прошлого опыта. На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей способности решать проблемы. Поэтому в дискуссии выделяются ресурсы протагониста, достигнутое им понимание проблемы и полученные умения. Я.Морено предлагал четвертую фазу — анализ — как дополнение к фазе выражения чувств. В ее ходе анализируется точность в исполнении роли, особенности поведения в разных ролях, обсуждается значение предложенных интерпретаций и выводы. На ней может возникнуть тема групповой динамики. Однако Я.Морено не описывал эту фазу, поэтому зафиксировалось мнение о трех фазах.
|