Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Техники психодрамы




1.Техника представления себя, как правило, используется в начале и позволяет клиенту в коротких сценах представить себя или значимых лиц. Она может выполняться также в виде монолога или интервью. Представление в этой технике дает информацию о реальном поведении, а не фантазиях по пово­ду себя. При этом клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему ощущение безопасности. Вхождение в психодраму через эту технику усиливает эффект разогрева, дает возможность сосредоточиться на проблеме.

2.Техника исполнения роли предполагает принятие и пребы­вание в роли. Как правило, ее исполняет Вспомогательное Я, помогая протагонисту в постановке сцены из его жизни. Иг­рать ее может и протагонист, если он осваивает новую роль. Диалог — проигрывание отношений между людьми. В от­личие от исполнения роли все участники играют себя. Эта

техника часто используется в семейной терапии. Через нее происходит управление групповой динамикой. Опасность ее использования состоит в возможности закрепления неадекват­ных отношений.В технике монолога протагонист покидает место действия

и в процессе ходьбы (чтобы не терять динамики действия, не увязнуть в вербализациях) высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия. Монолог похож на свободные ассо­ циации, но более контекстуально и ситуационно обусловлен.

3. В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Как правило, "двойник" располагается сзади и немного в стороне. Он старается вначале как бы стать тенью протагониста и через движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную связь от прото­типа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое поведение. Затем "двойник" углубляет свое понимание и выражает содержание, которое не высказывается протагони­стом. Тот может принять предложенную версию, проигнори­ровать ее, не согласиться в спокойной манере или выразить несогласие бурными эмоциональными реакциями. Тогда груп­па подключается для обсуждения поведения "двойника". Исполнение этой роли требует большого умения вчувство­ваться в состояние другого человека. Вспомогательное Я яв­ляется как бы продолжением протагониста, помогая ему вы­разить и осознать свои чувства. Переживания протагониста

бессознательно ассоциируются с ранним опытом, когда близ­кие помогали ребенку понять и удовлетворять его потребно­сти. Дополнительный эффект использования этой техники со­стоит в том, что человек актуально переживает поддержку и понимание другого человека.

4. Техника реплика в сторону также дает возможность про­яснить непроявленные переживания. Она вводится в процес се применения техники исполнения роли или диалога. Процедура выглядит следующим образом: протагонист отворачивается от

Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может. Она используется тогда, корда общение строится без понимания, и протагонист не получает возможности высказать свои мысли и чувства.

5. Техника обмена ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями. Вхождение в нее требу­ет максимального вживания в роль другого. Как и в технике двойника, партнеры стремятся добиться соответствия в позе, движениях, во всем рисунке поведения. Эффективность этой техники основана на механизме децентрации. Протагонист становится в позицию своего партнера и таким образом лучше понимает его.

6. В технике зеркало Вспомогательное Я должно как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой технике искусственно создается проекція для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения (а через них — и желания, чувства), которые ранее отвергал. Преимущество работы с проекцией в психодраме состоит в

том, что она присутствует на действенном уровне. При использовании техники "зеркало" следует учитывать возможность принятия протагонистом нового опыта, иначе проекция так и останется за пределами сознания и будет приписана способу восприятия и поведения Вспомогательного Я.

7. Техника проекция на будущее позволяет представить воз­можный вариант развития событий, разыграть сцену из буду­щего. Моделирование предполагает демонстрацию Вспомога­тельным Я альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует аналогичной технике бихевиоральной психо­терапии и основана на обучении протагониста новым поведен­

ческим стратегиям, развитии его спонтанности и вариативно­сти проявлений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты