КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория познания. Философия науки. 1. Гносеология — это учение:1. Гносеология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной; в) о бытии как таковом; г) о сущности познания, о путях постижения истины; д) о сущности человеческой истории. 2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ): а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; г) сенсуализма; д) гедонизма. 4. Дедукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) передача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 5. Индукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) подача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам: а) индукция; б) дедукция; в) анализ; г) синтез.
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: а) слово; б) категория; в) дефиниция; г) термин; д) имя. 8. Эмпиризм — это: а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 9. Агностицизм — это: а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека; б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; в) учение о развитии мира; г) учение о всеобщей причинной связи; д) учение о сущности человеческой истории. 10. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания; д) метод познания. 11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это: а) рассудок; б) разум; в) чувство; г) переживание; д) интуиция. 12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты): а) агностицизм; б) эмпириокритицизм; в) скептицизм; г) гносеологический оптимизм; д) гедонизм.
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется: а) материализм; б) скептицизм; в) эмпиризм; г) идеализм; д) рационализм.
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне? а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) скептицизм; г) антропоцентризм.
15. Уровни научного познания (укажите все варианты): а) эмпирический; б) религиозный; в) теоретический; г) мифологический; д) диалектический. 16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; б) познавательный контакт с объектом познания; в) представление; г) объяснение; д) ноумен. 17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: а) представление; б) восприятие; в) идея; г) ощущение.
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: а) понятие; б) представление; в) умозаключение; г) суждение; д) восприятие. 19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; в) обыденным; г) научным; д) божественным. 20. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой; б) целью познания; в) критерием истины; г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна; д) божественна. 22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) пропаганда; б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок; д) иллюзия. 23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: а) методика; б) развитие; в) навык; г) механизм; д) процесс.
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле? а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) парадигма; д) модель. 25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; г) Нового времени; д) в ХХ веке.
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты): а) проблема; б) боль; в) вера; г) гипотеза; д) теория.
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется: а) конвенционализм; б) релятивизм; в) рационализм; г) агностицизм; д) скептизизм. 28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода: а) аналогии; б) индукции; в) дедукции; г) анализа; д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название: а) категорий; б) универсалий; в) модусов; г) антиномий; д) законов.
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного? а) расчет адекватных средств для данной цели; б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам; в) логическая обоснованность правил деятельности; г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности. 31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; б) наблюдение; в) эксперимент; г) измерение; д) моделирование. 32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; б) наблюдение; в) идеализация; г) измерение; д) моделирование.
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками: а) индукции; б) дедукции; в) идеализации; г) наблюдении; д) анализе.
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): а) точностью; б) обоснованностью; в) большой предсказательной способностью; г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной); д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как: а) абсолютная истина; б) эмпирически достоверное знание; в) математически обоснованное знание; г) заблуждение; д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость: а) доклассическая; б) классическая; в) неклассическая; г) постнеклассическая.
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы): а) мировоззренческая; б) методологическая; в) эстетическая; г) политическая; д) предсказательная.
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как: а) научное; б) обыденно-практическое; в) игровое; г) философское; д) мифологическое.
39. К основным концепциям истины относят: а) конвенциональную; б) прагматическую; в) системную; г) соответствия; д) аналитическую.
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ): а) действие; б) познание; в) опыт в целом; г) физическая жизнь; д) истина.
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок: а) «Я верю, чтобы знать»; б) «Я знаю, что ничего не знаю»; в) «Я мыслю, следовательно я существую»; г) «Мы живем внутри языка». 42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки: а) сциентистские направления 1) неотомизм; б) антисциентистские направления 2) экзистенциализм; 3) «философия жизни»; 4) неопозитивизм; 5) неокантианство.
43. Соотнесите термин с определением: 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной; 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе); 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. 44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе? а) Античность 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам; б) Средние века 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель); в) Новое время 3. Бог, вот что является истиной; г) XX в. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки: а) романтический; 1) XVII в. б) классический; 2) XVв. в) неклассический; 3) XXI в. г) постнеклассический. 4) XX в. 46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель? а) Эмпирический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; б) Теоретический 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 3. Добыть новые экспериментальные факты; 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. 47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению: а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; 1) скептицизм; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм; не дает никакого знания о мире; в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; 3) прагматизм; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм. конкретными людьми в жизненных ситуациях.
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению: а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; 1) неопозитивизм; б) верифицируемость; 2) диалектический материализм; в) практика. 3) конвенционализм.
|