КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и метод правового регулирования в области прав человека.Стр 1 из 16Следующая ⇒ Тема 1. Введение. В юридической науке существуют различные классификации прав личности. Права человека - одна из разновидностей этих прав. В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления и научного понятия. Укажем некоторые из них. С точки зрения происхождения, права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. С точки зрения содержания, это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это - способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию. По своему социальному назначению права человека - средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами. Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. Как сказано в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира". Предметом данной науки является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, — права человека. Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав — на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер. Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитарных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и правовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в человеческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия человека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни. Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистапцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства — важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство — как правовое или неправовое. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "мерилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господствовал системоцентристский подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя. Поэтому права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII—XVIII вв. свершились буржуазные революции под лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создаст свои проблемы и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека. Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством. В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом его расширения), взаимосвязи прав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Интересен вопрос о природе гражданства как особой политико-правовой связи человека с государством. В современном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимного обогащения законодательства — важная закономерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень. Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека — это сложное многомерное образование. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию. Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом. Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как дореволюционной, так и послереволюционной — права человека не занимали сколь-нибудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским, В.М. Гессеномидр. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серьезного распространения. Н. Бердяев отметил, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и ее неотъемлемые права были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" населению гражданские свободы не привели к существенным изменениям в этой области. Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, установив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последующая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений прав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естествепноправовой доктрины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе решительно отвергались. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граждан. Политические и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и личной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и свобод человека ненадежны, значение судебной защиты принижалось. Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Характерно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших правоотношения, причем последние характеризовались как "особый вид идеологических отношений". Однако в таком контексте речь шла о гражданах, государственных организациях, юридических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, союзных и автономных республиках. Права человека растворялись в абстрактном юридическом понятии одного из "субъектов права" — гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном правоотношении, а конституционные и иные основные нрава характеризовались как "предпосылка" правоотношений, элемент правосубъектности. При таком подходе нс могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституционных прав и свобод. Впервые главы "Государство, право, личность", "Социалистическое государство и личность" появились в курсе "Марксистско-ленинская общая теория государства и права" (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридической литературы весьма непривычными были формулировки — "государство, право и свобода личности"; "права и обязанности граждан как необходимое условие их свободы" и др. Разумеется, в соответствии с марксистско-ленинской традицией личность признавалась свободной только в социалистическом обществе, однако сама по себе связь нрав личности со свободой предполагала новый подход к их исследованию, выводила их за пределы конкретных правоотношений. Знания о правах человека, изложенные в настоящем учебнике, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни. Метод правового регулированияне привносится извне в систему правового регулирования, а формируется внутри неё самой в силу детерминистского действия тех же причин, которые обуславливают эту систему в целом. При этом метод представляет в ней одновременно и самостоятельный компонент, и способ её целенаправленного функционирования. Этим, на наш взгляд, и объясняется тот факт, что каждой системе правового регулирования, выделенной на основе какого-либо критерия и взятой в качестве относительно-обособленного и самостоятельного феномена (например: диспозитивная система правового регулирования и императивная; система правового регулирования отношений поощрения и наказания; система правового регулиро О вания деятельности органов государственной власти; система правового регулирования рекламной деятельности; система правового регулирования отношений, выделяемых по отраслевому признаку; и т.п.), присущ и свой метод, т.е. способ её осуществления. 4. Наличие достаточно обособленных и специфических (правозащитных) отношений в системе национальных юридических связей не может не порождать и соответствующую своей природе систему правового регулироq) вания. Факт её существования, помимо всего прочего, есть убедительное доказательство и того, что через отраслевые методы она не может быть реализована в полном объёме и должным образом, что необходим вытекающий из однородных признаков, регулируемых ею правозащитных отношений, особый адекватный её природе и метод правового регулирования. Таким методом, по нашему мнению, должен быть метод правозащитного регулирования, или, что одно и то же, - правозащитный метод. 5. Существенное значение в формировании защиты прав человека как метода правового регулирования (правозащитного метода) представляют те общественные отношения, в которых, во-первых, складываются первичные (общие) предписания (обязывание, дозволение и запреты), выражающие, как 0 свою естественно-социальную основу, притязания человека на защиту его природных, душевных и духовных свойств, а во-вторых, формируется правозащитная направленность регулятивного воздействия всего набора правовых средств - инструментального оснащения реализации правозащитных полномочий. 6. Сущность любого метода правового регулирования не может быть исчерпана указанием на одно какое-либо его свойство - нормативность, функциональность или способность метода осуществляться в реальном правомерном поведении субъектов правоотношений. Она снимает в себе эти качества и концентрированно выражается в целенаправленном распределении с помощью различных юридических средств, прав и обязанностей между субъ О ектами права. Благодаря этому метод правового регулирования превращается в высоко авторитетное и эффективное средство упорядочения общественных отношений путем целенаправленного воздействия как объективного, так и субъективного права на волю и сознание людей. 7. Проблема сущности правозащитного метода регулирования в главном и основном сводится к характеристике тех закономерностей в рамках которых осуществляется: 1) приобретение человеком права на правовую защиту как юридически возможного и гарантированного варианта поведения в случаях создания препятствий для реализации прав человека, угрозы их нарушения или фактического нарушения; 2) формирование и возложение на лиц юридических обязанностей корреспондируемых с правом человека на правовую защиту, в том числе установление и применение мер государственного или общественного воздействия за нарушение прав человека. Наряду с этим надо подчеркнуть и то, что поскольку правозащитный метод регулирования выражает целенаправленность всего правозащитного регулирования, то не вызывает сомнений, что его цель располагается в плоскости сущности. В этой связи следует особо подчеркнуть, что в соответствии со Ст. 2. Конституции РФ, главной, основной целью правовой системы нашего общества является правозащитная цель. 8. Действие правозащитного метода представляет собой поэтапное включения правозащитных средств в процесс воздействия правозащитного регулирования на поведение людей. 9. Первой формой, в которой обнаруживает себя правозащитный метод не только как факт, но и в качестве функционирующего явления, выступают международное и внутригосударственное признание права человека на правовую защиту. Реально выразившись в правовом положении субъектов, далее правозащитный метод проявляет себя в установлении оснований прекращения, возникновения и изменения правоотношений. Необходимость установления этих оснований состоит в том, что, с одной стороны, вне и помимо правозащитных отношений право человека на правовую защиту не может быть peaлизовано. А с другой же стороны, основания возникновения, прекращения и изменения правозащитных отношений выступают теми юридическими фактами, которые обеспечивают их динамику, следовательно, и динамику юридических связей (прав и обязанностей) субъектов - сторон правоотношений. Юридические факты, обуславливая возникновение, изменение и прекращение правозащитных отношений, вызывают тем самым и соответствующие динамические процессы в статусах и юридических связях субъектов этих отношений. В целях их упорядочивания метод правозащитного регулирования располагает такими правовыми средствами, как приемы правового регулирования. Организующее действие приемов правового регулирования распространяется и на такой элемент правозащитного метода регулирования как правозащитное принуждение. Принудительные меры правозащитного воздействия - правовое принуждение - представляют собой властное подчинение воли субъекта путем воздействия на него мер правозащитного принуждения, предусмотренных санкциями норм права. Санкция, таким образом, - это а нормативная форма существования правозащитного принуждения. Само понятие "правозащитное принуждение" охватывает собой указания на все виды неблагоприятных последствий (лишения материального, организационного или личного характера), наступающих для того субъекта, который нарушил то или иное право человека и, тем самым, создал угрозу или вызвал сбой в нормальном процессе функционирования правозащитного метода регулирования.
|