КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древнегреческие воззрения об индивидууме и его роли в обществе.Древняя Г р е ц и я . Впервые идеи естественного равенства людей (равенства по природе, столь существенное для понимания прав человека) и гармоничных отношений между государством-полисом, религией и индивидом были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Гиппий) еще в VI-IV вв. до н. э. До этого религия являлась основой и поглощала как государство, так и человека. Подобное видение было распространено в Египте и Персии. Софисты отвергли эту концепцию единого мира, провозгласив человека ≪мерой всех вещей≫ (Протагор). В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, стремившуюся закрепить некоторые элементы демократического устройства общества и установить право на привлечение к ответственности государственных чиновников за произвол по отношению к населению. В Афинах в V в. до н.э. термины ≪свобода≫, ≪равенство≫ и ≪братство≫ были тесно связаны между собой, поскольку братство свободных людей было основой свободы и равенства. Здесь впервые возникли идеи демократии и принцип гражданства как путь к прогрессу и свободе. Граждане обладали полным равенством — это условие свободы. Права человека, таким образом, поглощались правами гражданина: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и др. Согласно концепции политической власти, выделялось две сферы: — государственная, где предусматривалось полное подчинение индивида власти; — частная (например, религиозная свобода), куда государство не имело права вмешиваться, а если это происходило, то можно было оказывать законное сопротивление в активной или пассивной форме. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов. Попытки изменить такое положение не приветствовались. Так, в своем сочинении ≪Менексен≫ Платон вкладывает в уста Сократа следующие слова: ≪Мы и нам подобные —все братья и произошли от одной матери, поэтому одни не могут быть хозяевами, а другие их рабами. Общие корни обязывают нас стремиться к равенству прав, основанному на законе, и не признавать никакого превосходства, если только оно не основано на особых заслугах или уме≫. Судьба Сократа, который был привлечен афинянами к суду по обвинению в расшатывании устоев государства и казнен, является свидетельством реального положения в сфере прав и свобод в эпоху афинской демократии. Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве, для которого характерны такие постулаты: ≪Каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам≫.
|