КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН- пространственная структура парка складывается из определенных территориальных единиц, классифицируемых по формам рельефа, типам пространственной структуры и составу насаждений; - в такой интерпретации пространственная структура парка определенным образом соотносится с географическим ландшафтоведением и лесоведением; - каждый парковый объект представляет собой единую композицию, состоящую из своих территориальных единиц - ландшафтных районов, границы которых выделяются не просто по сходству пространен венных характеристик и физиономических признаков, но и по композиционному замыслу и художественному образу; - ландшафтные районы, в свою очередь, составляют серию парковых картин. Понятия парковая картина, пейзажная картина и пейзаж в современной терминологии ландшафтного искусства можно считать синонимами. Пейзажная картина - пейзаж - часть пространства парка, визуально выделенная из общего паркового пространства, условно заключенная в раму, ограничивающую поле видения, и имеющая определенное композиционное построение. В отличие от картин в пейзажной живописи, парковая пейзажная картина имеет трехмерное пространство и может восприниматься с разных точек. Она занимает определенное пространство внутри паркового ландшафта, ограниченное определенными пределами и условиями видимости. Часто парковая картина включает в свою композицию элементы других ландшафтных районов и тем самым является средством организации единства композиции парка. Вместе с терминами пейзаж ипейзажная картина часто употреби ляются термины «вид» и «кадр». Вид - внешность, состояние, облик, местность, видимая глазом, или ее изображение. Вид - это то, что человек видит, что попадает в поле его зрения. Понятие видовой кадр, или кадр, появилось с рождением фотографии и кинематографа. Оценка воспринимаемых видов стала проводиться с позиций возможностей кадрирования. Границы кадра как рамки картины концентрируют внимание на самом виде, отделяя один кадр от другого. Фотографическое изображение пейзажа становится фотокартиной. И в этом смысле понятия, кадр и картина совпадают. Композиция в произведениях живописи строится в зависимости от определяющих ее факторов. По определению Н. Волкова, ими являются: композиционный узел картины, т. е. тот центр, где размешены основные предметы изображения (узел картины не обязательно будет находиться в центре картины); 2) расчлененность поля зрения, обеспечивающая отделение важных элементов картины друг от друга; 3) целостность поля картины, обеспеченная связью второстепенных элементов картины с главным композиционным узлом. Эти факторы играют одинаковую роль как в композиции произведений пейзажной живописи, так и в восприятии пейзажа в пространстве. В ландшафтном искусстве композиционным узлом картины может быть древесная группа или одиноко стоящее дерево (солитер), плоскость газона, яркое пятно цветника, водная гладь пруда, водопад, ручей, архитектурные сооружения и др. Расчлененность поля зрения картины, так же как и ее целостность, определяется всеми этими элементами, однако ведущее место здесь занимают насаждения в виде групп, куртин, массивов. Успешное решение задач по формированию картин в парковом пространстве зависит от того, насколько их восприятие доступно глазу. Восприятие человеком пространства определяется горизонтальным и вертикальным углами восприятия. А. Кищук классифицирует пейзажи, зрительно воспринимаемые в пространстве, на три типа: простые, сложные и панорамные. Размеры пейзажных картин определяются следующими параметрами: L - расстояние от наблюдателя до картины. Учитывая глубину воспринимаемого пространства, проектировщик может определить расстояние либо до композиционного центра картины (ее фокуса восприятия), либо до переднего плана, реже - до заднего (ее фона); В - ширина картины. Определяется боковыми объектами, ограничивающими поле видения и являющимися рамой или кулисами картины, а также углом обзора. Линия, определяющая ширину картины, как правило, проходит через ее узловые элементы или вдоль переднего плана; α - горизонтальный угол восприятия пейзажа. Колеблется в пределах от 15 до 60º. Оптимальным считается 23-28°. В панорамных картинах угол обзора в среднем составляет 80-120º, мо может увеличиваться и до 360° (круговая панорама); Н - высота картины. Определяется высотой элементов картины е учетом включения в ее композицию неба и плоскости земли (с газоном, цветником, покрытием) или водного зеркала. Высота картины регулируется вертикальным углом восприятия. Глубина картины определяется расстоянием (от наблюдателя до фона) и объемными элементами. Характер картины определяется ее шириной, глубиной и высотой. В ряде случаев доминирующая роль принадлежит одному из трех параметров. Но их соотношению пейзажные картины парковых объектов подразделяются на большие, средние и малые. При формировании пейзажей необходимо учитывать, что трехмерное пространство парка обусловливает «перемещение» элементов картины воспринимаемых при движении по маршруту. Это так называемая динамика пейзажных картин. Воспринимаемые с одной точки группы, образующие кулисы и фокус восприятия, или центр картины, при восприятии с другой точки могут поменяться ролями. Парковые картины разделяются по глубине перспектив: короткие - до 50 м, средние - до 100 и далекие - свыше 100 м, но их направлению - прямые, изогнутые, веерные. Парковые перспективы территориально разделяются на собственные, внутрипарковые и заимствованные, направленные из парка на окружающие ландшафты (на реку, море, лес и др.). Вся парковая территория пронизана перспективами, каждая из которых имеет ограниченный вид, направленный в сторону завершающей детали картины. Основными средствами построения пейзажа на картинной плоскости являются: ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, масштабность, пропорциональность, пространство. При этом пространство в композиции играет главную роль: оно является основным фактором образования структуры композиции. Схемы-модели передают структуру только простых композиций. В зависимости от направления пространственных планов они могут быть статическими или динамическими. Статический тип простых композиций включает группу пейзажей и представлен 8 схемами. Пространственные планы к них размещаются горизонтально. Вертикальные элементы пейзажа - отдельные деревья, группы из деревьев и кустарников и др.- активно участвуют в композиции картины. Размещение вертикальных элементов в пространственных планах определяет особенности каждого пейзажа этой группы. К динамическому типу простых композиций относятся 3 группы схем. Основу построения композиции в них составляют только пространственные планы, представляющие собой различные варианты треугольных и овальных ходов в глубину (дороги, отроги, горы, береговая линия и др.). Первая группа динамического типа простых композиций выражена одной схемой. Особенность ее состоит в том, что пространственные планы, устремляясь к линии горизонта, имеют точку схода за пределами картинного поля. Вторая и третья группы этого типа композиции состоят каждая из 4 схем. Во второй группе пространственные планы (ходы в глубину) сходятся на линии горизонта в центре или в пределах изображения пейзажа. В 2 схемах третьей группы пространственные планы выражены ходами в глубину овальной формы, а в других к ним присоединяются еще ходы в глубину треугольной формы, размещающиеся в плоскости картины выше линии горизонта. При сопоставлении композиций натурных парковых пейзажей с изображенными обнаружились общие закономерности их построения: 1) цельность; 2) выявление главного и второстепенного элементов; 3) ограниченность элементов композиции; 4) структурность. Вместе с тем парковые пейзажи имеют свои особенности, связанные с закономерностями восприятия человеком пространства, его трехмерностью, обусловленные прежде всего пространственной организацией парка, наличием простых, сложных и панорамных типов пейзажей и связанных с ними размерами парковых картин (малые, средние, большие). Кроме того, на композиции парковых пейзажей влияют возможность их широкого обзора и отсутствие в натуре четких рамок картинного поля. Предложенная классификация позволяет систематизировать процесс учета и анализа пейзажных картин на основе их пространственных особенностей как существующих (например, для целей реконструкции и восстановления пейзажей в исторических парках), так и заново создаваемых (для новых объектов), и с помощью средств гармонизации (ритма, контраста, нюанса, пропорции) формировать композиционно завершенные и эстетически полноценные пейзажи.
|