КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПЕЙЗАЖНОЕ РАЗНООБРАЗИЕПод пейзажным разнообразием в паркостроении принято понимать смену декоративных эффектов, воспринимаемых при движении. Смена декоративных эффектов в парке называется динамикой парковых пейзажей. Это широкое понятие, включающее как смену пейзажных картин при движении по маршруту, так и их изменчивость по времени. Маршрут - это основная линия, с которой идет процесс восприятия пейзажей. Изменчивость пейзажных картин во времени характеризуется различными временными циклами, каждый из которых накладывает свой отпечаток на облик пейзажа. Так, суточный цикл характеризуется эффектом солнечного освещения, сезонный - особенностями фенофаз как отдельных растений, так и пейзажей в целом, возрастной - изменением размеров, габитуса и общего характера древесно-кустарниковой растительности, отдельных пейзажных картин и всего объекта в целом. Структурную основу парков составляют в первую очередь их пространственные композиции, сформированные в пейзажные картины. Нанизанные на маршрут, они определенным образом чередуются, представляя собой задуманную в определенном ритме смену кадров, так называемую модуляцию видов. Если размеры парковых объектов невелики и создание сменяющихся обширных пейзажных картин невозможно, в качестве объектов восприятия вводятся композиции меньшего масштаба. При создании таких композиций учитываются цветовые эффекты, декоративные особенности отдельных элементов, чередующиеся на близком расстоянии (цветники; формы крон, фактура стволов, рисунок ветвей, форма и окраска цветков древесных растений; композиции из камней, малые формы, декоративное покрытие и т. д.). Композиция пейзажных картин и динамика их чередования во многом зависят от характера пространства объекта в целом. Пейзажное разнообразие закрытых лесных массивов; открытых, но замкнутых боковыми кулисами речных долин; обширных лугов с отдельными куртинами и группами имеет свои особенности. На обширных открытых пространствах, как правило, пейзажи формируются в виде панорамных картин. При их построении возможно перехлестывание воспринимаемых элементов пейзажа, т. е. включение в одну панорамную картину фрагментов других. Развернутость пейзажей панорамы обусловливает их большую динамичность, т. е. перемещение в процессе движения фокусов восприятия и их кулис, взаимная их замена. Виды воспринимаются в динамике (в пределах панорамы и на всем ее протяжении идет перекомпоновка композиционных элементов). В связи с этим одна панорамная картина может иметь на своем отрезке несколько точек восприятия, с которых открываются различные кадры одной картины. Протяженность звучания пейзажных картин различная. В случаях четкой смены простых картин она равна среднему интервалу их чередования. Обширные панорамные картины воспринимаются на значительном расстоянии, иногда до 100 м, в пределах которого имеются свои ритмически чередующиеся кадры. Пауза в процессе формирования пейзажных картин на маршруте носит относительный характер. Подчиняясь правилам музыкальной композиции, мы можем сказать, что в ландшафтном искусстве пауза не есть молчание. Это своего рода небольшая передышка, подготовка для восприятия новых картин парка. В парках, где композиция построена на чередовании картин с участием полян, лугов, закрытые пространства массивов или больших групп, сквозь которые проходит маршрут, как правило, являются его паузами. Ритм их чередования определяется различными интервалами. Так, Ю. Киричек предлагает проектировать интервалы между парковыми картинами в 5-10 раз больше самих картин. В лесопарке пейзажное разнообразие носит свой характер. Лесопарк, являясь объектом ландшафтного искусства, в то же время занимает промежуточное положение между лесом и парком. Поэтому он должен сохранять лесной характер и в то же время, достаточно обогащенный открытыми и полуоткрытыми пространствами паркового характера, иметь пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений. Однако ориентация только на формирование пейзажных картин в открытых пространствах может привести к серьезным просчетам. Прежде всего в лесу преобладают закрытые пространства, число пространственных композиций меньше и Они проще. В восприятие включаются все природные элементы леса во всем многообразии их сочетаний, за счет чего и создается необходимая смена впечатлений, обусловливающая эстетическую ценность массива в целом. В отличие от парковых пейзажей процесс восприятия пейзажа в лесу в ряде случаев растягивается во времени (одни замечают его раньше, другие - позже) и в пространстве, т. е, точки восприятия не совпадают на линии маршрута. Протяженность пути, на котором все участки включаются в процесс восприятия данного пейзажа, колеблется от 20 до 100 м и составляет в среднем 20-50 м. Поскольку пейзажи в лесу специально не организованы, ритм их восприятия не выражен так четко, как в парке. Размеры интервалов зависят от эстетической ценности массива и индивидуальной реакции наблюдателя. Они составляют в среднем 50-150 м, что существенно превышает средние расстояния чередования пейзажей в парке. Структурное построение пейзажных картин и их размещение с учетом принципов пейзажного разнообразия являются важнейшими методами в творческом процессе формирования художественного образа парка.
|