КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура Волжской Булгарии.Градостроительство и в целом городская культура Волжской Булгарии стояли на довольно высоком уровне развития. Остатки монументальных, т. е. крупномасштабных, кирпично-ка-менных сооружений, изучены археологами в различные годы на различных памятниках. Выше уже говорили об остатках двухэтажного кирпичного дома-дворца из Сувара. Нижний ярус этого незаурядного сооружения относится к X—XI векам и является, таким образом, памятником раннебулгарской каменной архитектуры. Дома и общественные сооружения из кирпича известны также по раскопкам так называемого Муромского городка на Самарской Луке, Хулашского городища в Предволжье Татарстана, Болыне-Тоябинского городища в Чувашии и уже известного нам Билярского городища. Многолетние раскопки на последнем оказались особенно продуктивными — там выявлена целая серия крупнейших памятников раннебулгарского зодчества: основания мечетей, общественных бань, жилых сооружений и других развалин. Сохранившиеся наземные архитектурные памятники на Булгарском\ городище относятся к XIII—XIV векам, и с ними мы ознакомимся в большом разделе, посвященном истории и культуре Золотой Орды. Единственным уцелевшим наземным архитектурным памятником домонгольской Булгарии является угловая башня каменной крепости с «Чертова городища», о чем уже было кратко упомянуто выше. План этой крепости составил еще в прошлом столетии уроженец тех мест, великий русский - художник И. И. Шишкин. Крепость имела четырехугольную форму длиной 21,30 м, шириной 19,17 м. В каждом ее углу стояло по одной такой башне, в середине каждой стены еще по одной полубашне. По авторитетному определению известного советского булгароведа-археолога А. П. Смирнова, цитадель «Чертова городища» по своим размерам (400 кв. м) и мощи превосходила кавказские военные крепости средневековья. Кирпично-каменные сооружения были в основном в цитаделях-кремлях крупных городов, вероятно, еще в некоторых княжеских центрах и важнейших военно-стратегических пунктах. Основное число городских сооружений, не говоря уже о деревенских, были деревянными —дома, мечети, хозяйственные постройки и т. д. Раскопками выявлены некоторые формы домов; например , суварский дом был с двускатной крышей, деревянным полом и подпольем. Кроме деревянных наземных домов, были земляночные, полуземляночные, наземные глинобитные дома. В подобных простых жилищах печи были сложены из известняковых камней и простых песчаников, редко—из кирпича. Скудость письменных источников относительно домашнего очага, кухонной утвари и посуды также дополняется за счет археологических находок. Бронзовые и железные котлы для варки пищи, богато орнаментированная керамическая, как простая, так и поливная, а также металлическая посуда для хранения продуктов питания и приема пищи, например, большие хумы -корчаги, кувшины, горшки, крынки, кружки, тарелки, миски, сковороды, железные ножи и деревянные ложки—далеко не полный перечень находок, выявленных раскопками в различные годы. Говоря выше о ремесле волжских булгар, мы уже с вами перечислили многочисленные предметы орудий труда и быта. Помимо них, археологическими работами, а больше всего в составе богатых кладов, зарытых в свое время в землю самими булгарами и случайно обнаруженных уже в последние столетия, накоплен весьма обширный ассортимент разнообразных изделий ювелирного дела: золотые, серебряные, бронзовые, медные, костяные, стеклянные украшения и предметы туалета. Это браслеты, перстни, височные кольца, шейные гривны, подвески, аму леты, очелья, бляхи, зеркала, полярные наборы, накладки, пряжки, бусы и другие изделия ювелирного искусства. Для изготовления и украшения этих вещей применяли разнообразную технику, например, скань, зернь, чернь, гравировку, чеканку, инкрустацию золотом и серебром по металлу и дереву, золочение, глиптику (резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях). Ювелирное искусство волжских булгар было широко развито как в домонгольский, так и в золотоордынский периоды, притом в XIV веке оно достигло высшего уровня своего совершенства. Изделия булгарского ювелирного искусства всегда вызывали восхищение и у знатоков, и у простых любителей старины. Многим известны, например, знаменитые височные кольца с уточкой. О них неоднократно писалось в научной и популярной литературе. Хранятся они в так называемых золотых кладовых крупнейших музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Эти кольца издавна вызывали интерес своей красотой и великолепным исполнением. Сохранился такой рассказ. Один из богатых русских промышленников Урала решил сделать Екатерине II редкий, дорогой подарок. В качестве такового он избрал древнебулгарское височное кольцо. Но он располагал лишь одним экземпляром, не дарить же царице одно кольцо. По его заказу знаменитые пермские ювелиры изготовили пару колец, точь-в-точь булгарские. Императрица приняла их с благодарностью, однако позднее, когда они уже стали музейным достоянием, была обнаружена их подделка. Пермские мастера не так искусно припаяли друг к другу золотые крупинки в желудях и уточке, как это делали в древности. Посаженная в кольцо уточка с золотой крупинкой в клюве имеет символическое значение, являясь отражением одной народной легенды, согласно которой в глубокой древности весь мир был представлен безграничным океаном, на поверхности которого плавала одинокая утка. Вот она нырнула и со дна океана достала крупинку зерна, из которого и зародилась земля. Эта легенда была записана в Заказанье. А вот крупнейший отечественный археолог, академик Б. А. Рыбаков рассказывал, что почти такую же легенду он слышал в Болгарии. Небезынтересно будет привести несколько сведений из письменных источников об исторической этнографии домонгольских булгар, об их быте, обрядах и обычаях. Ибн-Фадлан и ал-Гарнати к продуктам питания булгар относят хлеб (надо полагать, в основном пшеничный, ибо тот же Ибн-Фадлан и другие авторы X—XI веков писали, что булгары сеют пшеницу), мясо, просо, мед. Любопытны отдельные наблюдения знаменитого багдадского посланника над трапезой на приеме у царя. Жареное мясо едят, отрезая куски ножом. Между прочим, вилок тогда еще не было — их впервые привез в Европу из Китая знаменитый итальянский путешественник XIII века Марко Поло. Едят булгары сидя на полу, но перед каждым стоит низенький стол с яствами. Подобная обстановка отмечена для званых обедов у верхушки общества, однако надо полагать, что подобные правила были характерны и для остального населения. Ибн-Фадлан в другом месте отмечает, что булгары сидят «стоя на коленях», вернее, «севши на пятки». При подобной позе сидения во время еды обязательно наличие низенького столика перед сидящим. Кстати, человек в этом случае сидит не «по-восточному», а согнув колени и подогнав под себя пятки. У булгар существовал закон смертной казни за убийство человека, прелюбодеяние и воровство. К тому же казнь осуществлялась весьма сурово — виновника привязывали за руки и ноги к четырем столбам и тело рассекали пополам. В Булгарии получают развитие художественная литература и поэтическое народное творчество. Правда, сведения о начальном домонгольском периоде весьма скудны. Есть небольшие данные о распространении у булгар в XI веке отдельных общетюркских произведений. Специалисты древнетатарской литературы, например, считают, что в Булгарском государстве было распространено выдающееся литературное сочинение раннего средневековья под названием «Кутадгу-билик», написанное в 1069 году Юсуфом ибн-Хазипом в городе Баласагуне—столице государства Караханидов. Как вы помните, часть древних татар, переселившаяся на запад после падения Восточно-Тюркского каганата, участвовала в образовании некоторых раннесредне-вековых государств, в том числе и названного только что государства Караханидов. Поэтому и древним татарам, и ранним булгарам, как и другим тюркоязычным народам тех времен, были хорошо известны такие произведения начальной тюркской художественной литературы. К XII веку относятся такие произведения древнетатарской литературы, как «Хибател-хака-ик» («Подарок истины») Ахмеда Югнаки, «Диване-хикмет» («Сборник мудростей») Ахмеда Яса-ви, «Бакырган китабы» («Книга Ба-крган») Сулеймана Бакргани. Они призывали людей к справедливости, великодушию, милосердию, доброте и человечности. Хотя эти произведения и не созданы этническими булгарами (они написаны древнета-тарскими поэтами в среднеазиатско-хорезмской земле), они были широко распространены в Волжской Булгарии. Известный поэт Кул Гали в 1233 году завершил написание большой поэмы «Кисса-и-Йусуф» («Поэма о Юсуфе»), воспевающей чистую, прекрасную любовь Зулейхи и Юсуфа. Хотя события, легшие в основу этой поэмы, происходят в далеком Египте, но она была любима и булгарами, а позднее и татарами. Не зря за последнее столетие она была издана в Казани около 80 раз, и не зря в долгие зимние вечера ею зачитывались почти в каждом татарском доме наряду с другими выдающимися произведениями средневековой литературы. В последние годы она снова была издана в Казани на татарском и русском языках в связи с 800-летием со дня рождения ее создателя Кул Гали—крупнейшего представителя восточной поэзии. Этот юбилей был проведен в 1983 году по решению ЮНЕСКО.
|