КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Города и сельские поселения Волжской Булгарии. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Первые города в Волжской Булгарии начали появляться в начале 20-х годов X века. Этот исторический процесс связан с окончательным переходом от бывшей кочевнической жизни к оседлой. Появление первых булгарских городов совпадает с периодом принятия ислама. Это не случайное совпадение, а закономерный исторический процесс. Именно с возникновением и ростом городов, с развитием городской культуры связано распространение крупнейших религий мира, в том числе и ислама. Так было и в Волжской Булгарии. С появлением первых городов в этом государстве началась также чеканка собственных, булгарских серебряных монет-диргемов. Арабо-персидские средневековые исторические источники с 20-х годов X века начинают упоминать два булгарских города — Булгар и Сувар, притом они часто фигурируют рядом, как бы дополняя друг друга. Да и историческая судьба их оказалась очень близкой, особенно в X—XI веках. Теперь обратимся к наиболее известным из этих источников, располагая их снова в хронологическом порядке. Первое и ценнейшее сведение об этих двух городах принадлежит перу ал-Балхи, которого мы уже начали было цитировать в предыдущем параграфе: «Бул гар—имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник сказал о долгих летних днях и коротких зимних днях и долгих ночах». Почти такое же сообщение оставили ал-Истахри и повторивший его Ибн-Хаукаль, арабские авторы 30-х и 60-х годов X века, однако у них есть одна существенная редакция ал-Балхи: десять тысяч означает у них не вообще жителей этих городов, а названо как количество их «мужей», т. е. воинов. Это более соответствует истине, ибо в средневековье при определении количества жителей какого-либо города исходили из числа его воинов. Это ясно видно и по сообщению, имеющемуся в персидском сочинении конца X века «Худуд ал-алам» неизвестного автора: «Булгар — город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20000 всадников. Со всяким войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают. Это место крепкое, богатое. Сувар — город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре». Выбор Булгара столицей с самого начала X века, когда образовалось государство, вполне закономерен. Он занимал весьма удобные позиции на стыке Волги и Камы—двух основных водных магистралей Восточной Европы, имевших большое экономическое и стратегическое значение. Сооружение столицы в этом важнейшем районе сыграло колоссальную роль в объединении булгарских земель в одно централизованное государство, в превращении Волжской Булгарии и ее столицы в центр международного экономического и культурного обмена между Западом и Востоком. Вполне естественно то явление, когда политический центр государства носил название самого государства и его основного населения. В XII веке в Булгаре побывали два арабских путешественника. Один из них—малоизвестный ал-Джавалики, другой — не раз упомянутый ал-Гарнати. Первый из них посетил Булгар в 1145 году, однако его мемуары не сохранились до наших дней, хотя некоторые отрывки из них приводит дореволюционный татарский историк М. Рамзи в своей книге о Казани, Булгаре и татарских государствах: «Их (булгар) строения похожи на строения Рума (Византии). Они большой народ, их город называется Булгар. Это очень большой город». Данные ал-Гарнати о городе Булгаре довольно кратки, но они весьма ценны, т. к. свидетельствуют о том, какой внешний вид имел город в те времена: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городская стена из дуба». В восточной географии встречаются также сведения о том, что кроме «внутреннего», т. е. собственно Булгара, имелся и «внешний» Булгар в качестве торгового пункта государства, связанный с внешним миром—это известный Ага-Базар на Волге. В источниках также говорится, что Булгар меньше Куябы, т. е. Киева, древнерусского стольного города, расстояние между которыми составляло 20 дней пути. В русских летописях, отражающих события домонгольского периода, название Булгара в качестве города отсутствует (название «Великие Болгары» впервые появляется в конце XIV в.— об этом будет рассказано в разделе о Золотой Орде). Термин же «Болгары» для дозолотоордынского времени применен для обозначения в целом булгарской земли. Однако принято отождествлять ранний Булгар с летописным Бряхимовым, упомянутым под 1164 годом в связи с походом великого князя Северо-Восточной Руси на Волжскую Булгарию. Следовательно, Булгар в это время был еще столицей. Таковой он оставался даже в первой половине XII столетия; во всяком случае, ал-Джавалики и ал-Гарнати знают его в качестве главного города страны, в котором они и остановились. Другим крупным булгарским городом, вошедшим в историю, был Сувар. Основные сведения об этих двух городах нам уже с вами известны. Не менее интересными являются источники другого характера—материалы нумизматики, т. е. древние монеты. Известно, что в период правления Саманидов в Средней Азии (IX—X века) в торговом обороте между Европой и Азией большую роль сыграли арабские диргемы—серебряные куфические монеты. Начиная с 20-х годов X века булгары начали чеканить монеты в подражание саманидским от имени своих правителей, но указывая там годы и названия городов Средней Азии. Так, известны монеты булгарского князя (эль-тебера) Микаила ибн-Джафара, на которых указаны названия городов Самарканда, Шаша (Ташкент), а также иранских Балха и Нисабура. Но вскоре в Булгарии началась массовая чеканка собственных монет с указанием своих городов. Известны, например, монеты 931, 948—959 годов, чеканенные от имен Насыра ибн-Ахмеда и Талиба. Мы рассказали о трех наиболее крупных, исторически известных городах Волжской Булгарии. Естественно, и кроме них были города, среди них центры княжеств или просто города как очаги ремесла и торговли. По своей политической значимости их не сравнить с Булгаром, Суваром или Великим городом, но они сыграли немаловажную роль в жизни булгар-ского общества на различных этапах его развития. К сожалению, трагичной была судьба Ошеля (Ашлы), расположенного на правобережье Волги. Центр крупного княжества в западных землях Волжской Булгарии, он был взят и разрушен войсками Святослава, племянника Всеволода Большое Гнездо, в 1220 году и никогда больше не восстанавливался. В летописном описании этого события сохранились ценные сведения об оборонительных укреплениях Ошеля, дающие возможность оценить довольно высокую степень военно-инженерного дела у волжских булгар. Центром княжества на правобережье Камы был город Ка-шан. Хотя исторические сообщения об этом городе домонгольского периода не сохранились (такие сообщения имеют отношение к золотоордынской эпохе), археологические материалы свидетельствуют о том, что этот город был немаловажным центром культуры и торговли в северной зоне. Чуть выше по Каме, на ее левом берегу, на высокой горе располагался Джу-кетау (Дукэтау), что в переводе означает Липовая гора. Хотя исторические сведения о нем также относятся к золотоордын-скому периоду, археологически Джукетау датируется и более ранним временем. Наверное, одним из таких центров на востоке Волжской Булгарии являлся расположенный на реке Шешма Тубулгатау. Среди городов дозолотоордынского периода нужно назвать также Торцск, Тухчин, Нухрат, находившиеся в закамской, центральной части Булгарского государства, т. е. в том же районе, где располагались Булгар, Сувар и Буляр. Кроме городов, в Булгарии было много открытых поселений, попросту говоря, деревень. К настоящему времени известно более 900 селищ. Часть из них представляет остатки посадов городов за пределами кремлевских укреплений, но большинство—это археологические памятники тех мест, на которых когда-то стояли обыкновенные деревни. Некоторые из них достигали солидных размеров от 50 до 100 гектаров, однако преобладающая их часть имела небольшие площади от трех до шести гектаров. Такие деревни состояли в среднем из 20-—40 дворов. Из названных выше 900 селищ две трети имеют отношение к периоду Волжской Булгарии, остальные, как и города, имеют позднее происхождение, т. е. эпохи Золотой Орды и Казанского ханства. Уменьшение количества этих поселений поздних периодов объясняется трудностью их археологического выявления вследствие их застроенности ныне существующими татарскими деревнями.
|