Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социально-политическое устройство Волжской Булгарии.




 

Волжская Булгария была типичным раннефеодальным государством. Высшая власть в стране

принадлежала эмиру. В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер – так же

называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное

значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень “эль” у древних тюрков означал общину,

союз племен, государство или страну (современная его форма “ил” у тюркских народов также означает страну).

Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом “эмир”.

В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции

называли правителя булгар общим термином “малик”, означающим царя.

Подать или налог государству у булгар не ограничивались лишь лошадьми или другими вьючными животными.

Ибн-Фадлан обратил внимание еще на такой факт: “Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает пир, необходимо

сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества”. Это “отчисление” арабский путешественник

конкретизирует как “сахрадж медового набиза”, т. е. ковш или кубок напитка из меда, кроме того, еще какое-то количество

пшеницы. Все это отчислял царю в пользу государства любой член общества, будь он простолюдин или высокопоставленный

князь. Женил сына или выдал замуж дочь – выдели долю своего состояния и государству. Честь по чести – живешь в

государстве, оно тебя защищает, и ты его поддержи.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное развитие в государственной форме. Это означает

следующее: до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение

свободного населения разными государственными повинностями.

Помимо вышеуказанных форм подати в пользу государства, свободное население страны обременялось различными

публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать в строительстве военных

крепостей на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в целом

в строительстве городов и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах участвовали

и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя

прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается

наличием большого числа городищ – остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства.

Это – небольшие городища площадью в среднем 3–4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами.

Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему

со своей дружиной в укрепленном замке.

Развитию феодализма в Волжской Булгарии способствовало принятие единой монотеистической религии–ислама–в самом

начале зарождения государства (“монотеизм” означает единобожие). Период после 922 года характеризуется

широким распространением мусульманства во всей стране. Обращение к первоисточникам, располагая их в хронологическом

порядке, не оставляет сомнений в этом. Приведем всего несколько примеров. Современник Ибн-Фадлана, уже известный нам

ал-Балхи писал: “Болгар имя страны, жители которой исповедуют ислам”. Выдающееся персидское сочинение конца Х века

“Худуд ал-алам” (“Границы мира”) население Волжской Булгарии также назвало мусульманами.

О распространении у булгар ислама в качестве официальной, общегосударственной религии можно найти интересные сведения

и в русских летописях в связи с историческим событием 986 года, когда к киевскому великому князю Владимиру прибыли

булгарские послы с предложением принятия своей веры. На вопрос князя, что же собой представляет эта вера, булгары

ответили, что они делают обрезание, не едят свинины, не пьют вина... По утверждениям летописцев, Владимир сказал, что

обрезание и запрещение есть свиное мясо ему не нравится, а насчет вина сказал твердо: “Руси есть веселие пити, не

можем без того быти”. После булгар приезжали в Киев немцы, иудеи из хазар, греки, и все они хвалили свою религию. Через год

великий князь собрал у себя бояр и посоветовался с ними, как быть. Те предложили послать в эти страны людей, чтобы увидеть

все своими глазами. Так и сделали. Приехали киевские послы в Булгарию, увидели, что мусульмане в своих храмах молятся, с их

точки зрения, как-то странно кланяются, что “там нет веселья, только одна печаль”. Короче, не понравилось киевлянам у мусульман,

приехали домой, доложили своему государю все как было, и ислам был отклонен. Еще через год, т. е. в 988 году, Русь была крещена.

Авторы XI века также знают Волжскую Булгарию как страну мусульманскую. Именно так назвали булгарскую землю, а самих

булгар – мусульманами великий Бируни из Средней Азии и выдающийся арабский ученый-естествовед рубежа XI– XII веков ал-Марвази.

Известный испано-арабский путешественник XII века ал-Гарнати, посетив Волжскую Булгарию в 1135 и 1150-е годы, передает

следующий рассказ, который прочитал там в книге местного историка Йакуба ибн-Нугмана “История Булгарии”. Согласно этому рассказу,

один факих – проповедник мусульманства, приехавший из Бухары, хорошо знавший также медицину, взялся лечить булгарского царя

и его жену при условии, что они примут его веру; “они поправились и приняли ислам, и принял ислам народ их страны”. Имя

этого проповедника и годы его прибытия не указаны в этой книге (работа Ибн-Нугмана не сохранилась до нашего времени).

Судя по тому, что речь идет о проповеднике, приехавшем из мусульманской страны, а также о принятии ислама всем народом

вслед за своим царем, можно предположить, что этим факихом был Ибн-Фадлан; к тому же именно он приехал в Булгарию через

Бухару. А период пребывания самого ал-Гарнати в Волжской Булгарии – это время еще более сильного распространения мусульманства

в этой стране. Более того, сами булгары и жители Сувара даже держали в Саксине, городе на Нижней Волге, отдельные

кварталы с соборными мечетями. В целом, ислам утвердился в Волжской Булгарии в качестве общегосударственной, господствующей

идеологии.

Однако в той же Булгарии, особенно в ее начальный период, сохранялось еще и язычество. С язычеством впервые встретился

там Ибн-Фадлан, который запечатлел его в своих рассказах. Например, человека, который кого-то нечаянно убил, наказывают

таким образом: его кладут в ящик, туда же помещают для него еду (“три лепешки и сосуд с водой”), заколачивают ящик и вешают

его на столбы, где он медленно умирает. Или вот еще одна языческая форма похорон: умирает человек и его временно оставляют

в его же юрте. К ее двери подходят мужчины и начинают громко и горько плакать. Ибн-Фадлан говорит, что это свободные люди,

т. е. свободные от исламских канонов. Когда завершается их плач, являются рабы и начинают сильно бить себя кнутом. Потом у двери

юрты умершего водружают знамя. После похорон вокруг могилы складывают его оружие и продолжают оплакивать умершего в

течение двух лет. После окончания этого срока знамя снимают, и родственники “созывают званый пир” – устраивают поминки. Если

у него была жена, то после этого она получает право вторично выйти замуж. Ибн-Фадлан замечает, что весь этот обряд совершается,

если умерший был “из главарей”. Простолюдина же хоронят, соблюдая лишь часть обряда.

18.Волжская Булгария: возникновение государства, территория, население.

 

Часть болгар появилась на Средней Волге. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они все

вместе или отдельными группами – к сожалению, исторические источники об этом молчат. Остается лишь строить

догадки на этот счет.А вот что побудило их переселиться, подняться вверх по Волге и сменить свои прежние

степные пространства на северную лесостепь – по этому вопросу имеются интересные предположения. Так,

С.А.Плетнева считает, что переселение болгар можно связать с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в

Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь место.

Болгары пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен. Иными словами, вместе с собственно

болгарами были и барсилы, и беленджеры, и савиры. Только в исторических источниках Х века эти племена на новой

земле названы уже несколько по-другому: берсула, баранджары и сувары. Относительно последних, т. е. сувар,

есть разные мнения: большинство исследователей считает их именно переселившимися савирами, некоторые.

же историки полагают, что отождествлять их нельзя и что сувары были другими племенами. Конечно, нельзя

сказать, что на Среднюю Волгу переселились названные племена в полном их составе, все без исключения.

Большинство савир, барсилов, беленджеров остались на своей родине, составляя солидную часть населения Хазарского

каганата.Таким образом, еще в этот ранний период на Средней Волге, кроме булгарских племен, появляются другие

этнические массивы. Это – приуральские тюркизированные угры и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские

племена.Но это еще не все. Мы уже с вами раньше говорили, что до прихода болгар жили в наших краях и другие

тюркоязычные группы. Однако весьма важно то, что все эти племена объединяло одно общее – все они были

раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами. Конечно, в древнем Татарстане и соседних

районах, как мы уже видели выше, жили и местные, финские племена. Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы,

появившись здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт.

При всем этом надо учесть следующее. Все эти племена и народности еще не были объединены в один

прочный союз с единым, сильным управлением. К тому же у них не было какой-либо единой веры. Все они оставались еще

язычниками, пусть на высшем уровне развития язычества – “тенгрианства” у тюркских народов. Однако каждое племя по старой

традиции продолжало почитать свой тотем. Конечно, появились уже первые зачатки ислама, принятого руководством

болгарского общества из Средней Азии. Например, первый исторически известный болгарский князь Алмас был уже

мусульманином. Какая-то часть болгар была знакома с этой новой религией еще в период проживания на юге среди хазар.

Однако для укрепления власти создавшегося господствующего класса, для поднятия авторитета царя, наконец, для

окончательного объединения болгарских и других племен в одно единое государство под общей классовой религией, под

единой идеологией нужно было официально, всенародно принять ислам. А это можно было сделать, обратившись к

главе всех мусульман мира. Это был багдадский халиф. К нему и обратился Алмас с просьбой прислать к нему факиха–мусульманского

проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.

Просьба болгарского князя была удовлетворена: из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам

посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Именно Ибн-Фадлан,

который фактически выполнял основную миссию посольства, написал потом, уже после возвращения в Багдад, путевые

заметки под названием “Записка”. Рукопись самого автора еще не найдена, но дошли до нас ее различные списки. И вот

книга знаменитого арабского путешественника позволяет нам представить картину прибытия посольства на болгарскую землю,

а также узнать весьма интересные факты из жизни болгар, с некоторыми из которых мы кратко ознакомимся в наших

последующих рассказах. А пока вернемся к началу приезда Ибн-Фадлана и его спутников.

Посольство прибыло в страну древних болгар 12 мухаррема 310 года по хиджри, что соответствует 12 мая 922 года по нашему

летосчислению.

Булгарским царем Алмасом (как главу государства Ибн-Фадлан называет его “малик”, что в переводе с арабского означает царь)

был устроен весьма торжественный прием посольства. Арабы преподнесли ему дорогие подарки и знамя халифата – символ

покровительства халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу, т. е.

пятничную молитву, что является чрезвычайно важным ритуалом в мусульманском вероисповедании. Через два месяца, собрав

всеболгарский съезд, Алмас при тех же багдадских послах всенародно закрепил официальное принятие ислама (1).

Таким образом, принятие ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения

разрозненных болгарских и родственных племен и стало началом окончательного становления нового централизованного

государства болгар на севере – Волжской Булгарии. Впредь мы будем писать название этого народа, его государства и

главного города в формах “булгары”, “Булгария”, “Булгар” через “у”, что принято у археологов и историков, чтобы отличать

их от приазовских, дунайских и в целом ранних болгар.

(1) В 1989 году–в 1410 году по хиджри–было торжественно отмечено 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии

(1410–310=1100). Торжества прошли на развалинах древнего Булгара на Волге. Отмечать этот большой юбилей

приехали из более чем 20 мусульманских стран Востока, а также из исламских общин ряда стран Западной Европы. Как

и 1100 лет назад, при большом стечении народа после торжественного азана, т. е. призыва к молитве, была прочтена

пятничная хутба. Это был большой праздник в духовной жизни Татарстана и соседних республик.

Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках

проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме,

а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились.

Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки – в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее

время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия. Примерно в это же время

увеличились владения Волжской Булгарии в юго-восточном направлении. В сообщении Лаврентьевской, самой ранней русской

летописи, говорится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1229 году на реке Яик (Урал). В некоторых поздних источниках,

например, в “Казанской истории” русского автора XVI столетия, в татарском историческом повествовании

“Дефтер-и Чингиз-намэ” (“Книга о Чингизе”) земли от Волги и Камы до Яика также названы булгарскими. Здесь,

конечно, речь идет о землях, находившихся под контролем булгар, о государственных границах Булгарии. Этническая же

территория, т. е. земли, заселенные самими булгарами, не выходили, как и до этого, за пределы Шешмы на востоке. На юго-востоке,

со стороны степи, эта граница ограничивалась верховьем реки Большой Черемшан и далее на юг она шла неширокой полосой вдоль

левобережья Волги на широтах Самарской Луки. Словом, эта территория сохранилась в пределах земель Х–XI веков. За

пределами указанной территории археологами не выявлены места компактного проживания булгар. Лишь в золотоордынский

период в нижнем течении Самары и реки Кинель возникли отдельные поселения. Вся степь южнее и юго-восточнее не

принадлежала этнической территории Булгарии, хотя, как уже отметили, контролировалась ею с целью отражения нападения кочевников.

Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в Х–XI веках, был довольно

пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках Х века упоминаются еще и эсегелы, или

эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же

ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например,

булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Известный русский историк XVIII века В.Н.Татищев, пользовавшийся недошедшими до

нас историческими источниками, но которые были тогда ему известны, назвал Буляр городом билиров. А билиры были

известны еще по западноевропейским источникам: в конце Х века какая-то часть из них переселилась на территорию Венгрии

во главе с князем Хасаном и основала там город Пешт, т. е. одну из двух половинок древнего Будапешта, столицы этой страны. Тот

же Татищев писал о существовании также племени чалмата; название этого племени принято связывать с Чулманом – тогдашним

названием реки Кама.Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства.

Более поздние путешественники, например, араб ал-Гарнати, побывавший в этой стране в XII веке, а также другие географы уже

не отмечают среди булгар названных выше племен. В их рассказах отсутствуют также сведения о других, новых племенах.

Принято считать, что в XII веке была создана единая народность с общим названием “булгары”.

Помимо самого населения Волжской Булгарии были племена, которые оказались под ее политическим, экономическим и культурным

воздействием. Прежде всего это непосредственные, ближайшие соседи булгар, племена финно-угорской языковой группы, более

конкретно–финской подгруппы: предки современных марийцев, удмуртов и восточной мордвы-мокшы. В такой же зависимости

от булгар оказались некоторые тюркоязычные племена. В первую очередь это маджары, кочевавшие восточнее Волжской Булгарии.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 245; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты