КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление системы высшего художественно-графического образования в России (20 в.).Ученик Чистякова, художник-педагог Д.Н. Кардовский (1866-1943) являлся организатором создания специальных высших учебных заведений, готовящих преподавателей рисования в Советской России (после 1917 г.). В 1939 году по инициативе Д.Н. Кардовского в Москве открывается Учительский художественный институт (двухгодичный) по подготовке учителей рисования. В 1942 году этот институт реорганизуется в художественно-графический факультет МГПИ имени В.П. Потёмкина. До 1955 года это было единственное в стране высшее учебное заведение, готовившее учителей рисования (потом он влился в МПГИ имени В.И. Ленина (1960), а в 1998 году МПГИ переименовали в МПГУ). Ещё во время войны на худ.графе учился Ростовцев Н.Н., внёсший впоследствии большой вклад в теорию и практику преподавания изобразительного искусства, а в 1962 году закончили факультет Кузин В.С. (автор учебников и программ по ИЗО в школе) и Шорохов Е.В. (автор учебников «Композиция» для вузов). Вклад Ростовцева Н.Н. в методику преподавания изобразительного искусства в школе. Профессор Ростовцев (1922 - 2000) автор книг по программе Кузина В.С. как для школ, так и для художественно-педагогических учебных заведений. Был деканом ХГФ московского пединститута. Он автор первого учебника по рисованию для школьников (1961 г.). Его учебником «Методика преподавания ИЗО» (1974 г.) пользуются до сих пор во всех средних и высших художественно-педагогических заведениях. Он также автор книг по истории методов обучения ИЗО в России и зарубежом, «Учебный рисунок», «Академический рисунок», «Рисунок головы человека» которые тоже по сей день вносят вклад в подготовку художников-педагогов. В 1957 году он стал заведовать кафедрой методики и открыл при ней аспирантуру. Возглавлял он и кафедру рисунка и факультет. В 1988 году была открыта докторантура. Долгое время он был председателем диссертац. совета. Значение методов обучения рисованию Альбрехта Дюрера. Немецкий художник, гравер, теоретик искусства Эп. Возрождения (1471-1528). Разработал: метод упрощения предметов сложной формы, путём разбивки его на простейшие геометрические тела; метод выявления формы предметов вращения путём введения дополнительных прямоугольных плоскостей; учение о пропорциях человеческого тела (линейно-конструктивное построение головы). Своими трудами оказал большую помощь начинающим художникам в обучении изобразительной деятельности. Содержание занятий по изобразительному искусству в современной школе. Программа Кузина В.С. Основные задачи предмета: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, пространственного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству. Рисование с натуры 40 % (рисунок, живопись) – это отдельные предметы, натюрморт, чучела птиц и животных, человек, пейзаж. Тематическое рисование 20 % (композиция) – рисование на темы труда, отдыха, праздников, космоса, войны, а также иллюст-рирование по мотивам сказок и других литературных произведений. Декоративное рисование 20 % (ДПИ и ХОМ) – узоры в полосе, круге, народные костюмы и освоение технологий народных художественных промыслов (перечислить). Беседа по искус-ству 10 % (история искусств) – натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетные темы, архитектура. Лепка 5 % (скульптура) – предметы, элементы природы, животные, человек. Аппликация 5 % (работа с бумагой и природными материалами). Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Планирование выполняется путём составления календарно-тематического плана на год (по четвертям) для каждого класса, приме-няя принцип систематичности и последовательности обучения, постепенно усложняя задания (чередуя виды деятельности). В иллюстрированном плане отражается и характер учебных постановок и их методическая направленность. Рассказать о своём «иллюстративном плане» на год. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководством В.С. Кузина. С 1968 года в общеобразовательные школы вводится новая программа по рисованию под редакцией Кузина Владимира Сергее-вича (1938-2006). В ней уже четыре вида деятельности: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседа об искусстве (потом добавляется лепка и аппликация). Причём рисованию с натуры отводится половина всего времени. Вновь в постановки вернулись гипсовые предметы. Основные цели обучения, если выразить кратко – научить рисовать и развить художественные способности. Более полно это: всестороннее развитие человека; академическое постижение законов изобразительной грамоты; развитие художественных и творческих способностей, воображения, пространственного мышления; знакомство с искусством своей страны и мира. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руководст. Б.М. Неменского. Художник-педагог Б,М. Неменский (20.12.22 г.р.) в 1972 году разработал свою программу по изобразительному искусству для школ. Но только в 1989 году она получило разрешение на внедрение в школу как вариативной программы. Содержание программы представлено в виде «домика», где начальная школа – это фундамент, средняя – само здание, а старшая – это крыша. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 2 кл. «Ты и искусство». 3кл. «Искусство вокруг тебя». 4 кл. «Каждый народ – художник». 5 кл. «Декора-тивно-прикладное искусство». 6-7 кл. «рисунок, живопись, композиция». 8 кл. «Дизайн». 9-11 кл. «Зрелищные виды искусств». Цели кратко – эстетическое воспитание (подготовка духовного «зрителя»). Более полно: всестороннее развитие личности; развитие творческих и художественных способностей, воображения; развитие чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости; доступное постижение законов изобразительной грамоты, особенно композиции; нахождение себя в мире прекрасного. 20. Основные цели и содержание программы по ИЗО, разработанной под руковод. Т.Я. Шпикаловой.Тамара Яковлевна Шпикалова разработала авторскую программу по рисованию для начальной школы в1975 году. В её основе лежит русское народное творчество – народные промыслы (дымковская игрушка, богородская игрушка, матрёшка, Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, Палех). Эти темы частично применяются (как бы заимствованы) и в программе Кузина В.С. и в прог-рамме Неменского Б.М. В 1995 году она разработала содержание до 8 класса. По этой программе работают всего 10 % школ. Цели кратко – овладение технологиями народных художественных промыслов. Более полно: эмоциональное восприятие произведений народных мастеров; познание художественных особенностей произведений; объяснение смысла и ценности произведений; художественно-творческая практика учеников по освоению народных промыслов.
|