КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение музеев в эпоху Возрождения. Музеи Флоренции, Рима, Неаполя.
Процесс становления музея начинается в эпоху возрождения (ренесанса). Хронологические рамки различны для разных регионов. Понятие ≪Возрождение≫ появилось в Италии на основе ошибочной, но широко распространенной концеп-ции, согласно которой после гибели блестящей античной цивилизации наступила эпоха беспросветного невежества и варварства, пренебрежительно названная≪средними веками≫. Рассматривая Средневековье какпростой перерыв в развитии культуры, историки XVI в,считали свою эпоху первым со времен античности периодом возрождения искусства и гуманитарных наук. Впервые термин употребил в 1550 году художник Дж.Вазари, обозначив им деятельность художников 16 века. Позднее этот термин приобрел более широкий смысл и стал обозначать эпоху, когда в Италии и других странах развилась новая культура. В эпоху ренессанса начинается бурное коллекционирование. В центре внимания коллекционеров прежде всего античное наследие, ведь оно считалось первоисточником знаний. Одним из первых обладателей античных предметов стал итальянец Франческо Петрарка. Античное искусство стало вызывать восторженное преклонение. Желание собирать и хранить наследие появилось у светских правителей и римских пап, а так же всего состоятельного общества. Мощный импульс развитию коллекционирования дали географические открытия. Стали коллекционировать экзотические предметы, вещи. «СТУДИОЛО»небольшая комната, отведенная под кабинет и библиотеку. В студиоло хранили художественные коллекции. Известны многие студиоло итальянских герцогов, меценатов, покровителей искусств и наук. Среди них студиоло Франческо I Медичи (Флоренция) Студиоло(1579) Франческо I полностью утратил значениeпомещения для гуманистических занятий, и в нем разместились уже не только произведения искусства,но также редкости, естественно-научные образцы, рисунки известных художников с изображением экзотических животных, рыб и растений. Древности и редкости скрывались за глухими дверцами стенных шкафов,украшенных аллегорическими картинами. «Антикварии» в ренессансной культуре помещения, в которых хранились и экспонировались произведения античной пластики. Одним из первых был основан антикварий на Капитолии в Риме. Некогда политический и культовый центр Римаг Капитолийская площадь в средневековую эпоху служила городским рынком. Здесь стояли извлеченные из мавзолея Августа надгробные памятники супруге и одному из сыновей римского военачальника Германика. В 1471 г. на первосвященнический престол ступил папа Сикст IV, который распорядился передать на Капитолий древние бронзовые статуи, стоявшие возле папского Латеранского дворца. Свое решение он мотивировал желанием вернуть эти произведения их" ≪законному владельцу — народу Рима≫. Считая языческое наследие малоподходящим образцом для подражания и заботясь лишь о памятниках раннехристианского Рима, папа, тем не менее, прекрасно понимал, что этим своим шагом он извлечет для себя немалые политические дивиденды. Среди даров Сикста IV были ставшая эмблемой Рима знаменитая волчица, созданная этрусским мастером, прославленная фигура мальчика, вынимающего занозу — ≪Spinario≫, статуя слуги с жертвоприношениями (Камилл). При папе Павле III по проекту Микеланджело начались строительные работы, которые гением великого мастера связали в единый ансамбль Капитолийские дворцы и античную скульптуру. К середине XVI в., пополнившись новыми поступлениями. Капитолийский антикварий приобрел огромную известность, а впоследствии перерос в Капитолийский музей, где и сейчас хранятся дары Сикста IV. Создание другого римского антиквария связано с именем папы Юлия II (1503— 1513), понтификат которого отличало стремление превратить Рим в культурный и политический центр Италии. Одним из шедевров его коллекции стала скульптурная группа ≪Лаокоон≫, которую нашли в 1506 г. Во время строительных работ в винограднике, разбитом на месте разрушенных терм императора Тита. Другим шедевром папской коллекции была статуя Аполлона работы Леохара (середина IV в. до н. э.)- дошедшая в мраморной римской копии. Он поместил ее во внутреннем дворике Бельведерского дворца, благодаря чему она и стала называться Аполлон Бельведерский. С создания этого Бельведерского двора, или ≪Антиквария статуй≫, и начинается история всемирно известных музеев Ватикана. Вначале XVI в. обладателем замечательной коллекции античных древностей и современной скульптуры стал венецианец Доменико Гримани (1461 — 1523), кардинал и гуманист Согласно его последней воле эта коллекция стала экспонироваться для публики в правительственной резиденции Венецианской республики — Дворце дожей. Однако в 1586 г., экспозицию разобрали, и произведения искусства перенесли в недоступные для посетителей помещения. К новой жизни их возродила деятельность племянника завещателя — Джовани Гримани. Присоединив к ним свою личную коллекцию античной скульптуры, он перестроил для демонстрации собрания одно из помещений библиотеки собора Сан Марко. В 1596 г. Новая экспозиция открылась для широкой публики.
|