Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Музеи под открытым небом. История возникновения. Скансен как новый тип музея.




Первый «музей под открытым небом» появился в конце XIX века в Швеции. Его основателем стал шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833 - 1901). [5, с.25]

Предпосылкой к созданию музея данного типа явилась утрата многовековых традиций сельского населения, связанная со стремительным развитием процессов индустриализации и урбанизации в стране. Путешествуя по сельским районам Швеции в 1870-е годы, Хаселиус видел печальные последствия данных явлений: приходили в упадок старые фермерские хозяйства, угасали ремесла и традиционное народное зодчество, выходила из употребления национальная одежда, предавалось забвению народное творчество – фольклор, музыка, танцы.

Стремясь передать облик уходящих сельских общин, хранивших дух шведской традиции, Хаселиус поместил в экспозиции одного из музеев большие диорамы интерьеров жилых построек, воспроизвел их подлинную обстановку, воссоздал ряд уличных стен, используя при этом чучела животных, манекены в народных костюмах и пейзажи в виде театральных декораций. Но традиционный музей не мог в полной мере передать желаемую атмосферу, и Хаселиус нашел нетрадиционное решение.

Им был выбран холм на острове Дьюгарден в Стокгольме, на котором в XVII веке строились фортификационные укрепления, в связи с чем вся местность была изрыта окопами. Отсюда остров получил название «скансен», что в переводе со шведского означает окоп. Это название перешло и на созданный музей.

Согласно концепции Хаселиуса, постройки, рельеф местности и окружающая флора должны были составлять в музее единое целое. Поэтому на остров из разных провинций страны перевезли дома и фермерские хозяйства, на крестьянском подворье был представлен домашний скот, в «зоологическом саду» – дикие животные, издавна являвшиеся объектом промысловой охоты – медведи, лоси, рыси. Вокруг привезенных жилищ была воссоздана естественная растительная среда.

Главной составляющей создаваемого Хаселиусом музея являлась идея показа условий жизни людей, их повседневной работы, праздников и разнообразных традиций. Поэтому для оживления экспозиции в домах появились люди, занимавшиеся ремеслами, огородом, домашними животными. В специально оборудованных помещениях на глазах посетителей создавались художественные изделия из глины, стекла, металла. Скансен стал местом популяризации народных танцев, музыки, устного творчества, проведения традиционных торжеств и народных праздников.

Созданная концепция нового музея быстро получила признание в Норвегии, Финляндии, Дании, Северной Германии и Нидерландах. До 1914 года в странах Северной Европы было создано 104 музея под открытым небом. [4, с. 16]
В результате постепенного развития музеев под открытым небом сложилась определенная типология:

- скансен – музеи перевозимого типа, когда на пустующую специально отобранную территорию перевозятся памятники истории и культуры из других мест;
- музеи "in situ", сохраняющие сооружения на прежних, исторических местах их бытования;
- музеи смешанного типа, совмещающие в себе признаки обеих категорий.

Здесь объекты, расположенные на месте своего создания, компонуются с перенесенными постройками.[3, с. 89]

Один из первых музеев под открытым небом в нашей стране – Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», представляет собой музей смешанного типа, так как часть представленных здесь памятников были привезены из других районов Карелии. Он находится на одном из островов Онежского озера в шестидесяти километрах от города Петрозаводска в Карелии. Его формирование началось в конце 1940-х годов реставрацией Кижского архитектурного ансамбля. [5, с.46] Основной предпосылкой создания данного музейного комплекса являлось сохранение основных аспектов традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.

Музей включает свыше 70 памятников народного деревянного зодчества. Архитектурно-этнографическая экспозиция музея воспроизводит облик карельских и русских деревень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потолки – «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ремесел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество.

История возникновения музеев под открытым небом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры начинается созданием музеев-заповедников, иллюстрирующих культуру коренного населения региона. В 1970-е годы обозначилось углубление интереса к особенностям хантыйской и мансийской культур. Отвечая интересам научных исследований, проводимых в тот момент ведущими центрами страны, местные и региональные власти приходят к выводу, что культура аборигенных народов должна быть не только предметом научных исследований, но и предметом широкого просвещения для всего населения, осваивающего Западную Сибирь.

17 июля 1986 года на заседании исполнительного комитета Сургутского районного Совета народных депутатов было подготовлено «Положение о парке-музее национальной архитектуры и быта». Реализация данной программы началась в 1989 году. Депутат Верховного Совета СССР, член Союза писателей Еремей Данилович Айпин посетил поселок Лянторский и предложил создать в нем музей. Предложение было поддержано и вскоре профинансировано районной администрацией. [1, с. 36] В марте 1990 года состоялось открытие первой экспозиции Хантыйского этнографического музея в поселке Лянтор.
За короткий период времени в Ханты-Мансийском автономном округе было создано множество музеев под открытым небом, демонстрирующих культуру коренных народов края. А именно: Музей Природы и Человека в д. Русскинской, Краеведческий музей им.П.С.Бахлыкова в с. Угут, «Торум Маа» в г. Ханты-Мансийске, «Суеват-Пауль» в Советском районе и другие.

Однако Сибирь всегда была многонациональным регионом, где большоезначение имело взаимодействие культур коренных народов севера и русского старожильческого населения. Традиционная культура последнего представляет исключительное явление, сформировавшееся в особых природных условиях на основе тесного взаимодействия с автохтонными народами и поэтому значительно отличающееся от этнокультурного облика центральных районов России. [2, с. 92] Тем не менее, культура русского старожильческого населения на территории края представлена недостаточно, лишь единичными музеями и фрагментарно в экспозициях краеведческих музеев. Одним из музеев отражающих историю русского населения Сибири является Музейный комплекс «Купеческая усадьба. Дом купца Клепикова А.Г.» в г. Сургуте.

Особая ценность данного здания заключается в том, что он является единственным в городе и округе памятником истории и архитектуры, демонстрирующим бытовую культуру русского населения Сибири, конца XIX века. Скачок в индустриальном развитии региона, связанный с нефтяным и газовым освоением края привел к уничтожению историко-культурного наследия Сургута. Многие памятники деревянной архитектуры старого города, насчитывающие не одну сотню лет, были определены под снос. Все это нанесло непоправимый ущерб архитектурному наследию, в результате чего город потерял свое историческое лицо. Потому дом, построенный в конце ХIX века сургутским купцом Галактионом Степановичем Клепиковым, стал символом старого города, связывающим современный Сургут с его историческим прошлым.

Создание музейного комплекса на базе купеческого дома, раскрывающего быт и культуру русского старожильского населения Сургута, историю торговой и хозяйственной деятельности края, позволяет познакомиться с историко-культурным богатством города. Предоставляет возможность окунуться в историческое прошлое и почувствовать временной контраст, разделяющий современный Сургут с Сургутом старинным.

Учитывая эти обстоятельства, сургутский краеведческий музей совместно с Департаментом культуры молодежной политики и спорта в августе 2003 года приступил к реализации проекта реконструкции и реставрации купеческого дома, и создание на его базе музейного комплекса «Купеческая усадьба. Дом купца Клепикова А.Г.».

Целью создания данного комплекса являлось:

- сохранение и ввод в активный культурный оборот единственного сохранившегося в Сургуте памятника – купеческого дома по ул.Просвещения, 7, построенного в конце ХIХ века – как символа, связывающего пространство современного города с его историческим прошлым;
- создание особой модели музея, обладающего функциями научно-исследовательского, информационно-ресурсного, и коммуникативного центра, отражающего историю русской старожильческой культуры и традиции предпринимательства Сургутского Приобья ХIХ века.

Реставрационные работы проводились под наблюдением авторского надзора, который осуществляли специалисты Тюменского филиала Сибирского института «Сибспецпроектреставрация». Реставрация декоративной резьбы наружного и внутреннего убранства дома была выполнена в реставрационной мастерской г.Тобольска, фирмой ООО «АРТиГРАД».

В результате реконструкции дому возвращена историческая планировка: вернулись на свое место кухонная печь и печи «голландки»; воссозданы в первоначальном виде дверные и оконные проемы; отреставрировано более 70% деревянной резьбы, восстановлены утраченные элементы.

Цветовое решение фасада здания основано на воспоминаниях старожилов города и традициях народного зодчества конца XIX века – насыщенные цвета, контрастное сочетание стен, наличников и отдельных элементов их резного убранства способствует созданию праздничного впечатления и является исторически достоверным.

Для помещений связанных с обслуживанием музея: фондохранилище, кабинеты научных сотрудников, гардероб и т. д., был приспособлен цокольный этаж, что несколько изменило внешний облик дома.

Данный памятник, по приведенной выше типологии музеев под открытым небом, является музеем типа «in situ», так как дом был сохранен на своем историческом месте. В этом заключается его уникальность, поскольку усадьба расположена в черте жилого микрорайона, в тесном кольце многоэтажек, и представляет собой маленький островок прошлого в надвигающейся и, поглощающей все старое, современности.

Он очень дорог многим поколениям сургутян. Будучи единственным сохраненным объектом современности старожильческого населения города, купеческий дом позволяет им окунуться в детство, соприкоснуться с недавним для них и неизвестным их потомкам прошлым. Музей предоставляет возможность жителям города Сургута рассказать своим детям, внукам, правнукам каким когда-то был город, в каких условиях раньше жили люди, из чего ели, пили, на чем спали. Все это способствует оживлению традиционной культуры русского старожильческого населения города.

Однако в настоящее время на территории памятника не представлены надворные постройки, и он функционирует в качестве музея-дома «Купеческая усадьба». История его очень богата, дом немало видел на своем веку, имеет судьбу, тесно переплетающуюся с судьбами многих сургутян.

Строитель и первый владелец дома – сургутский купец Галактион Степанович Клепиков, который успешно развивал свою торговую деятельность и активно участвовал в общественной жизни города. За усердную и полезную деятельность в 1910 году Галактион Степанович был награжден золотой медалью с надписью «За усердие», в декабре 1915 года ему было всемилостивейше пожаловано звание почетного личного гражданина. Однако последняя награда не застала купца в живых, так как 16 июля 1915 года он умер от паралича.

Дом по наследству перешел в пользование к его младшему сыну Алексею Клепикову. Общественно-политические события, начавшиеся в 1917 году, помешали наследнику продолжить деятельность отца и открыли новую страницу в истории дома и его обитателей.

В нескольких комнатах здания были размещены различные советские учреждения: УТРАМОТ – уездный транспортно-материальный отдел, затем уездный отдел народного образования. Семья хозяина занимала лишь часть, отдельно выделенных комнат дома, которых впоследствии тоже была лишена. В результате революционных и послереволюционных событий семьи Клепиковых подверглись лишению всех гражданских прав, были раскулачены и высланы из Сургута. В июне 1922 года по постановлению №4 Губернского исполнительного комитета все имущество, в том числе и дом Алексея Клепикова, были конфискованы.

После муниципализации в июне 1923 года в дом въехал «Деточаг», который в августе того же года был отправлен в Тобольск. Осенью здесь разместилась Сургутская средняя школа №1, в народе получившая название «Красная школа». Период истории дома, связанный с ней является одним из самых ярких. Для удобства размещения школьных классов была изменена внутренняя планировка, атмосфера общественных организаций окончательно сменила уют домашнего очага. Бывший купеческий дом в статусе «Красной школы» стал одним из самых популярных в городе.

Школа в этом здании находилась вплоть до 1958 года, пропустив через себя не одно поколение сургутян. Позже здесь размещались Сургутский районный отдел народного образования и его методический кабинет. В двух комнатах дома по инициативе краеведа, почетного гражданина Сургута – Флегонта Яковлевича Показаньева – в 1963 году был открыт народный краеведческий музей, в 1974 году здание полностью перешло в его распоряжение. До реконструкции, после которой дом приобрел статус музея-дома, все представляемые выставки рассказывали об истории города и края, о жизни коренного и пришлого населения региона.

В настоящее время экспозиции «Купеческого дома» и мероприятия, проводимые в усадьбе, тесно переплетают линии жизни людей и здания. Стационарная экспозиция дома включает в себя интерьерные зарисовки купеческого быта конца XIX – начала XX веков. Вниманию сургутян представлено более 300 уникальных предметов, отражающих бытовую культуру купечества Сибири. Осенью 2007 года была представлена выставка «Революция на Купеческой», отразившая период жизни дома и его обитателей во время революции 1917 года. Ежегодно проводится «Вечер встреч выпускников «Красной школы», позволяющий на основе воспоминаний бывших учащихся узнать об истории дома и его обитателей в «школьные годы».

Таким образом, в современных условиях, когда традиционная культура под влиянием индустриального развития утратила присущие ей особенности, совершенно понятна популярность музеев под открытым небом. Они дают возможность прикоснуться к образцам, бытовавших форм деятельности и культуры. Поскольку для таких музеев характерен широкий показ бытовой культуры с сохранением ландшафтных особенностей, посетители имеют возможность не только получить определенную историко-культурную информацию, но и отдохнуть. Все это дает право считать музеи данного типа эффективнейшей формой сохранения и использования национального культурного наследия.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты