Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Музеология. Становление и особенности музеологии как науки




 

В 1877 г. директор знаменитого дрезденского музея ≪Зеленый свод≫ Й.Г. Грессе основал ≪Журнал по музеологии и антиквароведению≫ (≪Zeitschrift fur Museologie und Antiquitatenkunde≫), а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья

≪Музеология как наука≫, обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин ≪музеология≫, аналогом которому в российской традиции стало слово ≪музееведение≫. С приходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины. Вначале XX в. появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики. В 1901 г. в Великобритании был основан ≪Museums Journal≫, а в 1905 г. в Германии —≪Museumskunde≫. После создания Международной музейной службы, впервые объединившей под своей эгидой специалистов из различных стран, частью выполняемой ею обширной программы стало издание журнала ≪Mouseion≫ (1927— 1946) и серии монографий по музеологическим проблемам. В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, больше известный под англоязычной аббревиатурой ИКОМ (International Council of Museums). Он поставил своей 3 целью организацию сотрудничества и взаимопомощи между музеями и музейными профессионалами всего мира, разработку и техническое обеспечение программ в области развития музейного дела, а с 1948 г. начал издавать журнал Museum, освещающий деятельность музеев всех типов и профилей, анализирующий актуальные проблемы музейной сферы. Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после второй мировой войны стали создаваться и в других восточно- европейских странах. Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (1919 г.), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921 — 1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е) и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Историческом музее Отдел теоретического музееведения (1918—1933) был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. Вначале 1930-х гг. его преемником стал Центральный научноисследовательский институт методов краеведческой и музейной работы. В 1937 г. он был реорганизован в НИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения. Активизация усилий, направленных на формирование музееведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, началась во второй половине XX в. и была характерна главным образом для восточноевропейских стран. Только по вопросу о предмете музеологии здесь в 1950—1980-е гг. было опубликовано свыше 600 работ. Изложенные в них концепции, а также научные дискуссии, проводившиеся в это время, показали, что содержание, которое вкладывается в понятие ≪музееведение≫, весьма разнообразно и противоречиво. Разброс существующих мнений о сути музееведения попытался систематизировать словацкий исследователь. Странский. Он условно выделил следующие подходы к музееведению;

а) музееведение — самостоятельная научная дисциплина;

б) музееведение — теория и методика музейной работы, то есть прикладная вспомогательная научная дисциплина; музееведение — сумма методических и технических приемов музейной деятельности;

г) полное отрицание возможности существовавния музееведения как науки.

Оригинальную трактовку музееведения предложил чешский ученый И. Неуступный. Считая, что музееведение может быть обозначено как теория и методология музейной работы, он различал специальное и общее музееведение. Специальное музееведение, согласно его концепции, основывается на использовании профильных музею научных дисциплин. Например, можно выделить историческое музееведение или же искусствоведческое музееведение, отличия между которыми обусловлены спецификой истории или искусствоведения. Но в деятельности музеев, как и в них самих, независимо от профиля существует нечто общее, синтезировать которое и призвано общее музееведение.

•Важную роль в самоидентификации музееведения — музеологии сыграла XI Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в Москве и Ленинграде в 1977 г. В ходе ее работы был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ), основной задачей которого стала координация теоретических исследований в области музеологии. Первый номер выпущенного им в 1980 г. журнала ≪Museological Working Papers≫ посвящался теме ≪Музееведение — наука или только практическая музейная работа?≫. Отвечая на этот вопрос, большинство специалистов в настоящее время называют музееведение научной дисциплиной, но при этом подчеркивают, что она находится еще только в стадии формирования.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты