Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История создания ГМИИ им. А.С. Пушкина.




 

Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года. В этот день состоялась закладка здания нового московского музея, созданного на общественные средства, - Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете.

Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Мысль об учреждении в древней столице музея классического искусства зародилась еще в XVIII веке. В начале следующего столетия профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин выступили с проектом создания Эстетического музея при университете, «чтоб изящные искусства вошли бы в круг общественного воспитания и образовывали бы в народе чувство эстетическое». Проект, однако, не был осуществлен.

Между тем в университете во второй половине XVIII века стали складываться коллекции монет и медалей. В начале XIX века появился Кабинет древностей, затем, в 1816 году, - Мюнц-кабинет, стали поступать отдельные памятники и археологические находки. В середине XIX века были заказаны первые гипсовые слепки с античных скульптур. В 1863 году была основана университетская кафедра теории и искусств. А за двадцать лет до этого, в 1843 году, в Москве возникло Училище живописи, ваяния и зодчества. Общедоступный художественный музей становился все более необходимым. Открытие в 1862 году в здании бывшего Пашкова дома, построенного Баженовым, Московского Публичного и Румянцевского музеев, где были представлены произведения зарубежных и русских художников, не решало проблемы: его собрания были неполными и отрывочными.

Лишь в конце XIX идея художественного музея, обладающего систематической коллекцией, стала осуществляться. И.В. Цветаев, филолог-классик и историк искусств, профессор Московского университета и директор Румянцевского музея, приложив немалые усилия, пробудил интерес общества к созданию образовательного художественного музея. Был организован сбор общественных средств. Определяющую роль в финансировании задуманного предприятия сыграл владелец хрустальных заводов, гофмейстер двора и меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов (1834-1913), пожертвовавший в фонд музея около 2 миллионов рублей.

Строительство здания для музея возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924). Он специально изучил музейную архитектуру и классические памятники зодчества Древней Греции, Италии, Франции и Германии, с тем чтобы создать не только впечатляющее сооружение, но и определить архитектурный облик отдельных залов, придав им вид, характерный для зодчества той или иной эпохи.

Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, доступный широкой публике. Предполагалось, что его основу составят гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов классического искусства – Древнего мира, а также Средних веков и Возрождения. Отбирать экспонаты для будущего музея И.В. Цветаеву помогали русские и зарубежные ученые. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.

Но, как бы ни было велико образовательное значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самогоначала создатели музея мечтали о том, чтобы дополнить свое собрание подлинными произведениями. Они приложили немалые усилия для передачи музею купленной государством в 1909 году коллекции древнеегипетских памятников ( около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С.Голенищев. Коллекция открывала экспозицию нового музея, положив основу будущему собранию подлинников, в котором первоначально преобладали дары частных коллекционеров и отдельные преобретения; среди них наибольшую ценность имели произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания русского консула в Триесте М.С. Щекина.

Однако значительная коллекция подлинников образовалась в музее гораздо позже – на протяжении 1920-х и 1930-х годов, когда после перераспределения музейных фондов страны здесь возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников, хранившиеся в бывшем Румяецевском музее, в собраниях С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И.Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких, фламандских и испанских жипописцев XVII века, итальянских мастеров XIII-XVII столетий, французских художников XIX века. Решающее значение для формирования московской галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда попали в музей работы крупнейших европейских живописцев – Боттичелли, Рембрандта, ванн Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1923 году Музей изящных искусств получил самостоятельный статус, отделившись от Московского университета, в 1932 году он был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.

Облик картинной галереи окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась 286 произведениями художников, главным образом французских, конца XIX – начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислея, П. Сезанна, В. Ванн Гога, П. Гогена, А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, П.Пикассо и других, принадлежавшие в свое время русским собирателям С.И. Щукину и И.А. Морозову. В рамках картинной галереи возникла значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Одновременно с формированием картинной галереи создавались новые отделы музея, расширялись старые. В 1924 году из Румянцевского музея поступила обширная коллекция графических произведений, включавшая работы выдающихся мастеров. В ее составе были рисунки и гравюры, собранные прославленными русскими русскими коллекционерами К.ИП. Рюминым, Д.А. Ровинским, Н.С. Мосоловым. Эта коллекция стала основой Отдела гравюры и рисунка, который регулярно пополняется произведениями современной графики. Сейчас в собрании музея более 370 тысяч рисунков, гравюр и офортов европейских и дальневосточных мастеров, художников России и республик бывшего Советского Союза, начиная с XV века и кончая современностью. Здесь хранятся отдельные листы и серии гравюр крупнейших мировых графиков – А. Дюрера, Ж. Калло, Рембрандта, Ф.э Гойи, Утамаро и Хокусая. Русская школа представлена народными картинками, гравюрами и рисунками художников XVIII – начала XX века. Среди работ мастеров XX столетия достаточно назвать имена Ф. Бренгвина, К. Кёльвиц, М. Шагала, П. Пикассо, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, В.А. Фаворского, Д.И. Митрохина, Н.Н. Купреянова.

Основу нумизматического собрания музея составил Мюнц-кабинет Московского университета. Он значительно расширил свои коллекции и в настоящее время хранит свыше 250 тысяч монет, медалей, плакет, орденских и денежных знаков древних и современных государств.

Менее обширно в музее собрание декоративно-прикладного искусства, однако и здесь имеются уникальные образцы средневековых ювелирных изделий и косторезного мастерства, европейского ковроткачества, керамики, мебели. Со второй половины 1940-х годов расширили свои собрания разделы искусства Древнего Востока и античного мира. Важным источником их пополнения стали археологические раскопки в Крыму и в Армении, которые с 1927 года вели отечественные ученые.

Музей и поныне пополняет свои собрания, приобретая художественные произведения как внутри страны, так и за рубежом. Во второй половине XX века к работам европейских мастеров добавились творения скульпторов, живописцев и графиков американского континента. В разное время в дар музею передавали свои произведения крупнейшие мастера прошлого столетия – А. Матисс, Р. Гуттузо, Р. Кент, Д. Ривера, художники Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии, а также зарубежные и отечественные коллекционеры, друзья и почитатели музея.

В 1985 году в музее был основан новый раздел – Отдел личных коллекций. Инициатором его создания стал видный искусствовед, литератор и страстный коллекционер И.С. Зильберштейн (1905-1988), передавший в дар музею свое собрание, которое насчитывало более 2 тысяч живописных и графических произведений русских и зарубежных художников. К этой коллекции присоединились еще 22 собрания и несколько отдельных даров, в том числе коллекции С.В. Соловьева, А.Н. Рамма, Е.Я. Степанова, М.И. Чуванова, С.В. Папкова, Т.А. Мавриной, А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и ряда других; внесли свой вклад и зарубежные коллекционеры – Лобановы-Ростовские, Т.Я Шапшал. Разнообразные по своему составу, эти коллекции целостно демострируются с 2005 года в отдельном здании.

В 1997 году был открыт еще один отдел музея – Учебный художественный музей имени И.В Цветаева в Российском государственном гуманитарном университете, где представлено значительное собрание слепков (около 1000 экспонатов), не вошедших в основную экспозицию. Тем самым была возрождена первоначальная идея И.В. Цветаева о создании учебного университетского художественного музея.

В экспозиции основного здания в настоящее время представлены произведения искусства, начиная с глубокой древности и кончая работами художников начала XIX века. Произведения художников XIX-XX веков с 2006 года демонстрируются в отдельном здании Галереи искусства стран Европы и Америки. Здесь можно видеть картины К. Коро, Г. Курбе, мастеров Барбизонской школы, прославленные полотна французских художников-импрессионистов, В. Ванн Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, Р. Гуттузо и Р. Кента.

За время своего существования музей увеличил фонды, по сравнению с первоначальными, более чем в семьдесят раз и стал крупнейшим художественным собранием России.


 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты