КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование системы охраны культурного наследия России в XVIII векеНаиболее ранним документом, направленным на сохранение наследия, может считаться именной указ царя Федора Алексеевича 1680 года впервые устанавливал конкретную юридическую норму ответственности за сохранность государственных бумаг сохранение документов в надлежащем порядке являлось постоянной заботой власти со времен Средневековья может считаться первым шагом в процессе формирования отечественного «охранного» законодательства Начало формирования развитого законодательства по охране древностей связано с реформаторской деятельностью Петра В петровскую эпоху было принято несколько десятков царских и сенатских указов, регламентировавших отношение к памятникам старины, сбору и учету различных древностей и «куриозных» вещей, положивших начало формированию богатейших коллекций и собраний, а также распространению моды на частное коллекционирование. Значительным было и число правовых актов, регламентировавших застройку и планировку ряда городов Российской империи. Указы, относившиеся к ремонтам и новому строительству архитектурных сооружений Москвы, учитывали своеобразие ее исторического облика и по большей части были направлены на его сохранение. О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах губернаторам и комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафах за утайку О бережении остатков кораблей, галер и яхт О делании кровель в Москве по примеру, как сделана кровля на тереме в Кремле», относящийся О сделании каменной пирамиды на Полтавском поле, в память победы, держанной над шведами», подписанный Петром появляется практика сооружения мемориальных монументов-памятников, исполненных в формах светского искусства, подлежащих обязательной охране. Многие указы елизаветинского времени посвящены регламентации строительной деятельности, проведению ремонта и обновления древних сооружений, в том числе и московского Кремля один из первых документов, определивший правила ведения ремонтных работ на древних архитектурных памятниках, предусматривавший сохранение их первоначального облика. на период царствования Екатерины II архиерейских и монастырских вотчин и об отправлении для того армейских обер-офицеров» (№ 54); в 1771 году публикуется примечательный указ Сената «О снятии уездных планов с надлежащею верностью и о включении в экономические журналы замечаний о древних курганах, развалинах, пещерах, островах и других признаках» Об учреждении Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы» Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала 18 в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, "куриозные вещи", "что зело необыкновенно"[3]. В то же время разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце 18 - начале 19 в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Вопросы этики в музейной работе. Этический кодекс ICOM.
Кодекс музейной этики ИКОМ устанавливает минимальные стандарты профессиональной деятельности для музеев и музейных работников. Представитель комитета ИКОМ по этике Джеффри Льюис. Кодекс был принят 1988г. Он формулирует общие положения профессиональной этики, уважение которых рассматриваются как минимальное требование для соблюдения профессиональным музейным работником. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ МУЗЕЙНОГО РАБОТНИКА 1. Отношение к делу Ст. 1. Главными элементами любой деятельности, в том числе и музейной, являются цели. Музейный работник должен четко их осознавать, и его собственные цели в отношении этой деятельности должны совпадать с целями организации. Ст. 2. Все действия музейного работника в процессе деятельности должны быть направлены на достижение этих целей. Цель музейной деятельности — хранить музейные предметы и использовать их строго по назначению. Ст. 3. При комплектовании музейных фондов нельзя пользоваться неясными или сомнительными предметами (например, крадеными). Ст. 4. Так как музеи и музейщики зачастую играют роль экспертов, возникает соблазн занизить оценку музейной коллекции, поэтому не следует совмещать профессиональную работу в музее с коллекционированием. Ст. 5. Музеи и музейные работники должны периодически проводить сверку экспонатов для сохранения музея в том же виде. Ст. 6. В работе необходимо уделять больше места творчеству. Ст. 7. Важно сохранить максимум оригинальности музейного предмета при реставрации, но не улучшить его при этом. Ст. 8. Каждый работник музея должен обладать такими качествами, как ответственность, вкус, профессионализм, опыт, компетентность и т. д.
Ст. 9. Любой человек имеет возможность посещения музея. Музейный работник должен помнить об этом, не делая никаких исключений. Ст. 10. Музей пополняют фонды за счет покупки экспонатов, дарения их музею и даже изъятия таможенными организациями. Музеи должны быть честными по отношению к партнерам и заключать только честные сделки. Ст. 11. Необходимо помнить, что главная цель музейной деятельности — просветить людей, поэтому музеи должны обмениваться музейными экспонатами (временно их экспонировать) с другими, давая возможность людям и в других городах и странах их увидеть. Ст. 12. Просветительная работа включает в себя экспозиционно-выставочную деятельность (экскурсии, лекции), ввиду этого музейные работники должны как можно больше времени уделять проведению каких-либо учебных занятий, в первую очередь для школьников (знакомство с иллюстрациями и т.д.), организации зрелищных экспозиций для пенсионеров. Ст. 13. Музейные работники не должны завидовать экспозиции музея, которая больше, чем их, а стараться в ходе собирательной работы и комплектовании фондов, в том числе экспедиций различного рода, пополнять фонд своего музея.
Ст. 14. Все музеи обладают сходными характеристиками, поэтому их можно объединить в одной организации, которой является Международный Совет музеев (ИКОМ). Он является некоммерческой неправительственной организацией и поэтому не может принуждать музеи к выполнению тех или иных действий, но он вырабатывает правила музейной деятельности, которые имеют рамочный, т. е. рекомендательный, характер. Один из основных документов данной организации «Кодекс профессиональной музейной этики», и все музейные работники должны ему следовать. Ст. 15. Музейный работник должен помнить о том, что в отношении музейной деятельности существует большое количество документов, которые преследуют незаконную деятельность музейных работников (в том числе и ст. 164 УК РФ — Хищение предметов, имеющих особую ценность). Ст. 16. Такие государственные органы, как таможня, милиция, судебные приставы, являются «поставщиками» музейных предметов, и музейные работники должны относиться к ним соответственно. Ст. 17. Музейный работник является государственным служащим, он должен принимать во внимание все пункты профессионального кодекса музейной этики и «держать марку».
Ст. 18. В ходе археологических, этнографических экспедиций нужно нравственно относится к природе, все найденные объекты при этом отправлять в музей. Ст. 19. Бережно относиться к флоре и фауне региона, где проходит экспедиция, не используя при этом методы, которые могут им навредить.
Основные этапы научного проектирования музейных экспозиций (научная концепция, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план)
Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются картотеки предполагаемых экспонатов. Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный замысел и дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей экспозиции. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов — диорам, образцов техники, макетов и т. д. Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры — документа, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуальные устройства, действующие модели, макеты, демонстрационные установки. В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции. На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных атрибутивных данных; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для создания научных реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, подробно указываются пожелания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспечению сохранности экспонатов. Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой работы научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели. Разработка тематико-экспозиционного плана в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описанием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из кинематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стремление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалистов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий возможной формой изложения или детализации экспозиционного замысла, которую целесообразно применять при проектировании экспозиций многоплановых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие. Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессионализм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных материалов. В противном случае, как показывает накопленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражнений, имеющих весьма отдаленное отношение к конкретному музею. 40. Правовые основы охраны памятников старины 19 – нач 20 вв Первая четверть XIX века, совпадающая со временем правления Александра I , была ознаменована целым рядом новых законодательных норм, направленных на улучшение деятельности по сохранению отечественной старины, расширению круга охраняемых памятников, поддержанию ряда древних сооружений. Об отсылке древних русских летописей и хронографов, в учрежденное при императорском Московском университете Истории и древности российских общество» (№ 78). Образование этого Общества ознаменовало начало нового этапа как в общественной жизни страны, так и в изучении и сохранении отечественных древностей. Деятельность Общества, направленная в первую очередь на изучение и публикацию древних памятников отечественной письменности В 1806 году Александр I издает именной указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной 9палате древностей» (№ 79), предписывавший, в частности, « ...ничего не продавать и никаким вещам из палатского хранилища отпусков не чинить без особого указа... ». Этот правовой документ определял правила учета и хранения художественных ценностей, находящихся в старейшем древлехранилище страны. Значительная часть законодательных актов александровского времени посвящена мерам по поддержанию древних памятников архитектуры и восстановлению облика Москвы после пожара 1812 года. Лавки на Красной площади (со входу в Воскресенские ворота направо), закрывающие вид Кремля, уничтожить. 2. Лавки, закрывающие вид здания церкви Василия Блаженного, равномерно уничтожить же; но самую церковь оставить и поддержать ее в прежнем виде. 3. Стены Кремля и Китая города поддержать в первобытном их положении...» Значительное совершенствование законодательства по охране памятников древности приходится на период царствования Николая I Одним из первых документов царствования Николая I стал циркуляр Министерства внутренних дел «О доставлении сведений о памятниках архитектуры и о воспрещении разрушать их» (№ 96), опубликованный в 1826 году. Он предписывал российским губернаторам собрать «немедленно следующие сведения по всем губерниям: 1. В каких губерниях есть остатки древних замков и крепостей или других древностей и 2. В каком они положении находятся». Следствием этого распоряжения стала целенаправленная деятельность по выявлению и учету всех существовавших в империи памятников архитектуры, продолжавшаяся многие десятилетия. О неприступании к обновлению древних церквей без высочайшего разрешения» (№ 106), «О учреждении в Санкт-Петербурге Археологическо-Нумизматического общества Время царствования Александра II отмечено расцветом законодательной деятельности, коснувшейся практически всех областей жизни России. Либеральный дух этого времени ярко отразился, в том числе, и в юридических нормах, регулирующих сохранение национальных древностей. В 1857 году был принят «Строительный Устав» — один из основополагающих документов, регламентировавший как новое строительство, так и правила, касающиеся ремонтов и реставрации памятников архитектуры В то же время одно за другим возникали научные общественные организации, наделенные полнотой инициативы в области изучения и охраны памятников. В их числе Императорская Археологическая комиссия, Московское археологическое общество, Русское историческое общество, Историческое общество Нестора летописца в Киеве и др Московское археологическое общество, предложившее в 1869 году «Проект положения об охране древних памятников К периоду 1917—1923 годов относятся первые Декреты Советского правительства, которые решительно и бестрепетно провозглашали новый порядок. Документы этого времени настолько выразительны, что не нуждаются в специальном комментарии. Декреты и Постановления Совета Народных Комиссаров не имеют ничего общего с многословными и пространно аргументированными законодательными актами дореволюционной эпохи. Они категорично и лапидарно выражают право победителей на переустройство мира и передел собственности. Вот наиболее характерные декреты-приказы Совета Народных Комиссаров: — «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов», 1918 г .(№ 195); — «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», 1918 г .(№ 196); — «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящихся в библиотеках и музеях», 1919 г . (№ 212); — « О ликвидации мощей», 1920 г . (№ 217); — «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», 1922 г . (№ 223); — «О сосредоточении в Центральном Архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц РСФСР архивов активных деятелей контрреволюции, а также лиц, эмигрировавших за пределы Республики за время с 1917 года», 1923 г . (№ 228).
Внимание к охране природного и культурного наследия значительно усиливается в 19 веке. На ряду с частными решениями, которых было большинство, принимались и общие государственные постановления, регламентирующие строительную и иные виды деятельности. В качестве примера можно указать на обязательный для исполнения строительный устав, который запрещал снос или ремонт, ведущие к исполнению зданий, возведенных в 18в, а так же на указ о награждении орденом Владимира 1 степени лиц, насадивших и вырастивших не менее 100 десятин леса. В 19в возник интерес к античной древности. Стали проводиться раскопки в 1811г-Феодосия, Одесса, Керч. 1й законодательный акт – 1983-без разрешения местного начальства не имели право начинать раскопки. 1895-создание императорской археологической комиссии для того чтоб поставить под контроль все общества. Граф Строганов первый председатель комиссии. Граф Бобринский-председатель, увеличил финансирование, утвердил штат, вводятся сверхштатные члены комиссии. 2 законопроект- была создана спец. Комиссия 19871 о сохранении культурного наследия, но не был принят так как отказали финансировать. Конец 19 века-не было создано охранного законодательства.
|