КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные функции средств массовой информации.
Изучение функций СМИ в обществе будет способствовать более ясному пониманию мотивов использования масс-медиа индивидуальными потребителями. Гарольд Лассуэлл (Lasswell, 1948) выделяет три основных функции, которые средства массовой информации выполняют в обществе. Во-первых, масс-медиа держат членов аудитории в курсе происходящих событий посредством наблюдения за внешней средой. Во-вторых, рассматривая различные фрагменты внешней среды, масс-медиа помогают членам аудитории понять ее структуру в целом. Эта вторая функция, связывание воедино фрагментов внешней среды, позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире. Наконец, СМИ служат для передачи социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиаинформации. Передача социального наследия — весьма важная функция средств массовой информации. Недаром во многих странах, импортирующих ме-диаинформацию из США, говорят о культурном империализме Запада, о навязывании чуждых социальных норм и ценностей своим гражданам. Исследователи установили и другие функции СМИ в обществе. К. Райт (Wright, 1960) назвал развлечение в качестве одной из функций, выполняемых масс-медиа. Эта важная функция свидетельствует о том, что многие члены социума используют средства массовой информации для удовольствия. Еще одна функция, функция парасоциалъного взаимодействия (Horton&Wohl, 1956), основана на следующем феномене: зрителям может казаться, что они лично знакомы с определенными теле-и киноперсонажами только потому, что часто видят и слышат их. Уход от реальности — еще одна функция СМИ, которая предполагает, что телевидение позволяет зрителям забыть о проблемах повседневной жизни {Pearlin, 1959). Сюда относятся также функции редукции тревоги (Mendelsohn, 1963) и игры (Stephenson, 1967), позволяющие членам аудитории забыть о неприятностях и напряжении реальной жизни и получить удовольствие в вымышленном мире, созданном СМИ, что выступает разновидностями ухода от реальности.
4. «Действующие силы» системы СМИ как факторы формирования медиатекстов.
В систему журналистики вовлечены разнообразные "действующие силы". 1. Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ. 2. Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию. 3. Журналисты - штатные и внештатные работники редакций, которые ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации. 4. Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В Интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С Интерентом, телевидением связаны так называемые макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации. 5. Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам - печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет. 6. Массовая аудитория - та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория – не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются. 7. Социальные институты - государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения. 8. И, наконец, сама действительность, которая выступает, как источником журналистики, так и конечным объектом ее воздействия. Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны. Руководящие органы диктуют общие условия игры, формируют т. н. «нормативную среду», в которой протекает массово-информационный процесс. Учредитель в большинстве случаев формирует редакционную политику, которую журналисты посредством текстов реализуютс учетом специфики своего канала, запросов массовой аудитории нужд социальных институтов. Составные части журналистики тесно переплетены с социальной системой в целом и по сути представляют собой факторы формирования медиатекстов.. Так, руководящие органы, учредитель, социальные институты входят в структуру политических институтов общества. Журналисты представляют интеллигенцию страны и различные общественные, профессиональные организации. Массовая аудитория входит в структуру населения страны практически по всем ее срезам – региональным, национальным, профессиональным, демографическим.
5. Понятия «пропаганда», «агитация», «идеология». Роль СМИ в формировании идеологических представлений аудитории.
Термин идеология возник в начале 19 века. В переводе с греческого: "idea" – “мысль, понятие”, "logos" – “слово, учение”. В момент своего образования термин идеология имел негативную смысловую окраску. Зачастую им назывались оторванные от действительности или ложные взгляды. В постсоветский период слово снова превратилось в пугало, поскольку ассоциировалось исключительно с советской идеологией. Однако, как показало время, общество не может обходится без идеологии. Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются общественные и межличностные отношения; социальные проблемы и способы их разрешения; определяются цели и средства деятельности государства и общественных организаций по поддержанию или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Коротко: идеология – это взгляд на действительность с точки зрения определенной социальной группы (региональной, национальной, классовой) и своего рода путеводитель по жизни. В силу своей специфики СМИ основное внимание уделяют формированию общественного мнения. Когда речь заходит о воздействии на аудиторию, нельзя избежать таких понятий как пропаганда и агитация. Первоначально термин пропаганда появился в католической практике и означал "распространение вероучения" (от лат. "propaganda" - "распространять"). В начале ХХ века он приобрел политическое звучание. Определения пропаганды, встречающиеся в отечественных источниках, сводится примерно к такому - это деятельность журналистики по распространению фундаментальных идей. В широком понимании – распространение любых знаний, форм деятельности, норм поведения, не обязательно связанных с политикой. К понятию пропаганды тесно примыкает агитация (от лат. "agitatio" - "приводить в движение"). Это деятельность журналистики по распространению оперативной информации, активно формирующей позиции масс, воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а так же с помощью призыва и морального стимула. Агитация может не содержать непосредственного призыва к действию, прямых оценок. Достаточно определенным образом подобранных фактов, чтобы способствовать формированию того или иного отношения к текущей действительности. В американской коммуникативистике термин пропаганда имеет отрицательное значение и употребляется по отношению к прессе тоталитарных государств. Во время первой мировой войны американский Институт анализа пропаганды дал этому термину такое определение - это "выражение мнения или действие со стороны групп или индивидов, целью которого является воздействие на мнения или действия других и изменение их в заранее определенном направлении". Акцент был сделан на манипулятивной, трансформирующей сознание сути явления. На Западе существует мнение, что "независимая пресса" – противоядие от пропаганды. Пресса не является частью правительства, следовательно не исполняет пропагандистские функции, как в Китае, Северной Корее. Даже государственные компании, как, например, английская BBC, позволяют себе критику правительства. Раболепное отношение к властям не сулит СМИ долголетия. Однако даже американцы признают, что тезис о полном отсутствии пропаганды в СМИ уязвим. Декларируя свободу прессы от пропаганды, они подразумевают манипулятивную пропаганду, подчиненную выгоде определенных правящих классов или групп, широкомасштабное распространение лжи и дезинформации, запугивание, обман, фальсификацию. Среди ее приемов - представление частной точки зрения типичной, вырывание цитат из контекста, использование выгодных фраз, замалчивание источника информации, использование тенденциозного отбора новостей. Этому типу воздействия противопоставляется убеждающая пропаганда, которая опирается на методы убеждения, способствует общественному прогрессу, активности граждан. 6. СМИ в современной экономике. «Информационно богатые» рынки СМИ. CМИ в современной экономике Анализируя экономические и социальные изменения современного мира, исследователи используют термины «постиндустриальное», «информационное», «постмодернистское» общество. Эти определения обращают внимание на перемещение приоритетов экономического развития в сферу информации, услуг, коммуникаций и технологий. Возрастание роли технологий, особенно информационно-коммуникационных (ИКТ), стало основанием для появления научных концепций, ставящих развитие общества в зависимость от прогресса ИКТ. Перспективы общественного прогресса все чаще связываются со сферой информации и коммуникации, в том числе – с индустрией средств массовой информации. В 60-е годы прошлого столетия американскими исследователями - социологом Д. Беллом, экономистами Ф. Махлупом и М. Поратом была выдвинута теория постиндустриального общества. Эта концепция определяет типы обществ через уровень развития соответствующих экономических структур и связывает формирование нового общества с прогрессом научного знания и достижениями технологий. Экономический вектор развития общества, с точки зрения теоретиков постиндустриального общества, «задают» доминирующие технологии общественного производства. По типу господствующей технологии в общественном производстве выделяют три сектора: «первичный» - сельское хозяйство, «вторичный» – промышленность и «третичный» – сфера услуг. Для постиндустриальных обществ характерен рост доли третичного сектора по сравнению с первичным и вторичным в структуре валового национального продукта (ВНП). В 1962 г. Ф. Махлуп подчеркнул растущее значение информационных отраслей в экономике США и объединил их под общим понятием «индустрия знаний». Социолог Д. Белл соотнес важнейшие сдвиги в постиндустриальной экономике с ростом сектора производства и распространения информации. Он считал, что постиндустриальное общество возникает тогда, когда решающими факторами в экономике становятся производство информации и трансграничное ее распространение. По его словам, «cовершенно очевидно, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций все больше становятся исследования и разработки (более того, возникают новые отношения между наукой и технологией ввиду центрального места теоретического знания), во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВНП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания». Сдвиг производства в сторону третичного сектора, т. е. в «экспансию экономики услуг», отмечает отечественный теоретик постиндустриального общества В.Л. Иноземцев: в середине 90-х годов в американской экономике при помощи информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности : «сервисной современная экономика является в большей мере по числу занятых в третичном секторе» . Термин « информационное общество» введен такими исследователями, как Ф. Махлуп, Т. Стоуньер, Й. Майсуда. Особое место в ряду исследователей занимает Ф. Уэбстер, анализирующий различные теории, описывающие информационное общество – философские, социологические, коммуникационные. Их объединяет то, что ключом к пониманию современного общества считается информация. Изменения, происходящие в постиндустриальном обществе, британский исследователь рассматривает не только через призму становления информации как экономического ресурса, но и комплексно, - интегрируя изменения в нескольких сферах. По его мнению, информационное общество можно охарактеризовать, только рассмотрев в совокупности 5 его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную. Технологическая: проявляется в проникновении сетевой логики в различные сферы жизни общества и в процессе конвергенции технологий в интегрированные системы; экономическая: информационные индустрии имеют все большую долю в валовом национальном продукте; профессиональная: трансформируется рынок труда; культурная: меняется представление о сути культуры; пространственная: изменяются представления о пространстве и времени». Новые понятия вводит исследователь информационного общества М. Кастельс: следующую стадию развития общества он называет информациональной, когда сбор, обработка и распространение информации cтанут «основой производительности и власти». По его мнению, отличительной характеристикой современной экономической и социальной жизни становится «сетевая логика», которая определяет типы социальных структур и развитие общества. «Технологическая трансформация … воплощается в интеграции различных способов коммуникации в интерактивные информационные сети. Иными словами, формируется супертекст и метаязык, впервые в истории объединяя в одной и той же системе письменные, устные и аудиовизуальные способы человеческой коммуникации… Интеграция в одной и той же системе текстов, изображений и звуков, взаимодействующих из множества различных точек в глобальной сети фундаментально меняет характер коммуникации. А коммуникация определяет формирование культуры... Культура под влиянием новой технологической системы подвергается фундаментальному преобразованию – с течением времени все больше и больше. .. Она уже присутствует в новой системе СМИ, в быстро меняющихся телекоммуникационных системах, в сетях взаимодействий, уже сформированных вокруг Интернета, в воображении людей, в политике правительств, на чертежных досках и штаб-квартирах корпораций. Появление новой системы электронной коммуникации характеризуется ее глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации». Информационная парадигма, по словам профессора факультета журналистики МГУ Е.Л. Вартановой, определяет все процессы современного общества: «накопление знаний, экономическую производительность, реализацию политической и военной власти, коммуникацию посредством СМИ. Все страны, оказавшиеся на передовых рубежах современного развития, сегодня находятся под воздействием капитализма и информационализма». Исследователь также обращает внимание на неравномерность «информационного развития» обществ и дает характеристику параметров информационно богатых рынков СМИ: - насыщенность медиарынка каналами традиционных и новых СМИ (газеты, журналы, теле- и радиостанции, Интернет) ; - доступ аудитории к медиаканалам и содержанию средств массовой информации, - как в количественном (разнообразие СМИ и средств доступа к ним) , так и в качественном отношении (навыки пользования СМИ и платежеспособность аудитории как возможность платить за информацию); - уровень потребления СМИ – объем времени, в течение которого аудитория читает/смотрит/слушает СМИ; - доля рекламы, направляемая в СМИ в конкретных странах; - наличие производственной базы – технологический уровень развития инфраструктуры СМИ; - интегрированность национальных СМИ в глобальные потоки информации и каналы коммуникации.
|