КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобальные тенденции в развитии современных СМИ.
Cредства массовой информации во всем мире в настоящее время находятся в процессе перехода к новому качеству. Технологические, функциональные и операционные изменения в коммуникационной инфраструктуре современного общества – многолики. «Новое качество» мировая медиасистема приобретает под воздействием глобальных тенденций - прогресса информационно-коммуникационных технологий, глобализации экономики, изменений в структуре и поведении аудитории. Рассмотрим универсальные тенденции развития СМИ подробнее. Первое, что следует отметить, – противоречивость этих тенденций. Например, c одной стороны, – усиливается коммерциализация печатной и электронной прессы: рыночные стандарты превращаются в «глобальную культуру медиа», растет концентрация медиасобственности – она сосредоточивается «в руках» нескольких гигантских медиакорпораций. С другой – заметен рост общественной активности в сфере массовой информации, что проявляется в создании альтернативных масс-медиа – преимущественно на сетевой платформе (например, Живой журнал и другие виртуальные сообщества), а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и в требованиях демократизации медийного сектора, сохранения и развития общественных СМИ. Коммерциализация журналистики. В условиях рыночной экономики издание газет и журналов, теле- и радиовещание становятся отраслями информационной индустрии, на которые распространяются стандарты рыночного производства, маркетинга и менеджмента. В США и Европе средства массовой информации называют «медиаиндустрией», а журналистские произведения – «медиапродуктами», рассматривая масс-медиа как поставщиков (медиа-)товаров и (медиа-) услуг на информационный рынок. Приоритеты СМИ и журналистов формируются под «давлением» рынка: чтобы обеспечить выживание медиаструктуры и ее коммерческий успех, необходимо учитывать конъюнктуру рынка и правила маркетинга. В рыночной конкурентной среде ведущие позиции занимают средства массовой информации, способные привлечь внимание широкой аудитории и обеспечить высокий рейтинг, который является залогом коммерческого успеха, стабильности финансовых поступлений от рекламы. Стремление удерживать высокий рейтинг и максимальный охват рынка приводит к cвоего рода коммерческой цензуре: cредства массовой информации отказываются освещать «неудобные» темы – по причине того, что такие публикации не привлекут внимания широкой аудитории. Таким образом, «полностью или частично закрываются темы и произведения, не отвечающие ожиданиям аудитории». Вот как описывает ситуацию Т. Джонсон, президент CNN: «В конечном счете, качество выпускаемых новостей находится в руках владельцев СМИ или же – в компаниях, являющихся акционерными обществами – руководства, избранного советом директоров. Именно они выбирают, принимают на работу, выгоняют или повышают редакторов, издателей, продюсеров и ответственных редакторов, которые заведуют отделами новостей… Владельцы определяют бюджеты отделов новостей и процентное соотношение времени и места между новостями и рекламой. Они устанавливают стандарты качества путем подбора кадров и выбором политики в отношении новостей. Владельцы решают, какой доход они должны иметь от своей медиасобственности. Владельцы же определяют качество новостей путем решения вопроса: сколько платить журналистам?». Интересные данные получил американский исследователь Л. Беннет: он выяснил, что в 90-е годы ХХ в. количество криминальных новостей в средствах массовой информации США увеличилось в семь раз, хотя за это время преступность в стране существенно сократилась. Коммерчески ориентированная журналистика находится под прицелом критики: исследователи отмечают, что «подстраивание» под изученные запросы потребителей подрывает просветительский настрой СМИ, подавляя творческие возможности и духовную самостоятельность аудитории. Концентрация собственности в медиасфере и конгломерация бизнеса. Процесс сосредоточения средств массовой информации в собственности немногих транснациональных концернов стартовал в начале ХХ в.: монополистические объединения заняли ключевые позиции в издательском бизнесе и радиовещании. В пятидесятых годах прошлого века наблюдалась тенденция объединения крупных медиакомпаний с корпорациями, действующими вне информационной сферы - в области компьютерной и военной техники, производства электротоваров, кинопроизводства, что привело к переплетению собственности и образованию гигантских медиаконцернов, тесно связанных с другими областями экономики - конгломератов (конгломерат – лат. собранный; объединение в единое целое разнородных предметов). В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности, гарантирующей защиту ее от поглощения конкурентами. Совладельцы подобных медиакорпораций – крупные коммерческие структуры, действующие в других отраслях, в результате чего образуется взаимосвязь/взаимозависимость медиабизнеса с другими секторами экономики. Следствия этих процессов так описывает П. Бурдье: «В конечном счете можно сказать, что именно экономический фактор определяет все на телевидении. И даже если недостаточно заявить, что происходящее на телевидении определяется его собственниками, заказчиками, размещающими там свою рекламу, а также государством, оказывающим финансовую помощь; что без знаний о том, кто хозяин той или иной телекомпании, какова доля ее заказчиков в бюджете и каковы размеры получаемой ею финансовой помощи, мы не можем ничего понять в ее функционировании, – то, тем не менее, не грех об этом напомнить. Глобальные медиакомпании взаимодействуют между собой, образуя иногда своеобразные картели, продавая или покупая часть акций других крупных медиаигроков, что позволяет перераспределять прибыль, сотрудничать в сфере распределения и продажи продукции. Основные продукты глобальных компаний – телевизионные программы, радиопрограммы, книги, фильмы, популярные музыкальные записи. Осваивая возможности мирового информационого рынка, крупнейшие корпорации «перешагивают» границы: огромными тиражами во многих странах мира распространяются периодические издания, принадлежащие крупнейшим медиакомпаниям. Многие из них имеют местные версии, адаптированные к особенностям локальных аудиторий. Этот процесс получил название глокализация: локальные медиапродукты продвигаются на глобальном рынке, глобальные – адаптируются к местным. Например, каналы MTV адаптированы для рынков регионов и отдельных стран. Телеканалы глобальных новостей фокусируются и на освещении региональных новостей, - таким образом глобальные медиапродукты распространяются наравне с глокальными – созданными по образцу глобальных с «местным содержанием». Демассификация традиционных СМИ. «Демассифицированные» средства массовой информации – это СМИ, ориентированные на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп. В 80-е гг. прошлого столетия американский социолог и культуролог Э. Тоффлер пришел к выводу, что эпоха традиционных СМИ, обращенных к массовой аудитории, универсальной по составу, заканчивается. «Демассифицированные средства информации демассифицируют и наше сознание. Во время Второй волны постоянная накачка стандартизированного образного ряда привела к тому, что критики называют «массовым сознанием». Сегодня уже не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами. <…> Демассификация цивилизации, отражением и усилением которой являются средства информации, влечет за собой огромный скачок объема информации, которой мы обмениваемся друг с другом. И этот рост объясняет, почему мы становимся «информационным обществом». По мнению большинства исследователей, в итоге разделения массовой аудитории на отдельные группы с четко выраженными запросами, предпочтениями, вкусами, каждый конечный потребитель информации, распространяемой через СМИ, в ближайшем будущем будет получать лишь то, что ему необходимо. Одним из решающих факторов демассификации в 1980-1990 гг. стало развитие спутникового и кабельного телевидения с десятками и сотнями каналов, специализированных по тематике. Кроме того, «демассификацию» СМИ «подстегнуло» применение адресных технологий в рекламном бизнесе, основанных на социологических исследованиях различных секторов потребительского рынка. Сегодня рекламный бизнес заинтересован в адресной доставке рекламы аудиторным группам с четкими и хорошо изученными параметрами (пол, возраст, профессия, интересы), запросами и предпочтениями, которая была бы максимально подстроена под эти характеристики, что и является условием высокой эффективности рекламного воздействия. В условиях распространения новейших сетевых коммуникационных технологий «демассификация» СМИ может трансформироваться в индивидуализацию, когда потребитель формирует свое «информационное меню», выбирая тексты, музыку и видео самостоятельно. Интерактивность массмедиа. Новое понятие аудитории. Прежде всего, следует отметить, что у понятия интерактивность массмедиа - несколько значений: взаимозаменяемость отправителя и получателя; возможность выбора между кабельным или спутниковым телевидением и увеличение зрительского меню за счет этой возможности; расширение возможности восприятия, которые могут быть активированы во время использования медиа; манипулирование большими объемами содержания. Новые медиатехнологии благодаря свойству интерактивности расширяют возможности аудитории пользователей, которые перестают оставаться пассивными получателями информации, но становятся активными участниками процесса. То, что раньше называлось «аудиторией», исследователи все чаще называют «пользователями»: исходя из личных вкусов, целей, потребностей медиапользователи способны активно выбирать из тысяч информационных, образовательных и развлекательных опций именно то, что их интересует. Развитие новых медиатехнологий активизировало исследования аудитории (медиапользователей). Медиаисследователи, традиционно дискутировавшие о проблеме различий активной и пассивной аудиторий, создают концепции, отличные от привычной пассивно-активной дихотомии. Против взгляда на аудиторию как на исключительно активную или пассивную в своих установках высказался Д. Уэбстер: он предложил три модели описания аудитории:- аудитория-как-масса, аудитория-как-объект, аудитория- как-агент. «Аудитория-как-масса» - эта модель определяет членов аудитории как подверженных воздействию масс-медиа (телеаудитория), здесь акцент ставится на попытках определить ее численность. «Аудитория-как-объект» - в рамках этой модели изучаются медиаэффекты: феномены пропаганды, изменения отношений и позиций медиапотребителей. Модель «аудитория-как-агент» изучает возможности, предлагаемые сегодняшней аудитории новыми медиатехнологиями, рассматривая членов аудитории личностями, имеющими свободу выбора. Изменение сущности взаимоотношений «отправитель-получатель информации» наглядно демонстрирует интерактивное ТВ, внедрение которого началось в 90-е гг. прошлого века в Европе: телезритель больше не является пассивным наблюдателем того, что видит на экране, но становится соавтором телевизионного действия. Он может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки события, выбирать «картинку» с той или иной телекамеры, повторить заинтересовавшие его фрагменты передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в программах.
10. Понятия «массовая» и «качественная» пресса.
На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех. Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В качественной прессе самыми распространенными являются ВСВ - информационное сообщение и световое пятно, т.е. подписи синсемантической группы, которые своего рода «рекламируют» текст, привлекают к нему внимание. Что же касается желтой прессы, то в этой прессе распространены такие ВСВ как информационное сообщение, описание, повествование, т.е. подписи автосемантической группы, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фото, а не на сам текст (если текст присутствует в ЛВК). Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками. В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации. Для увеличения числа продаж необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, игра слов, вымышленные цитаты. Основные черты массовой прессы. Оформление: небольшие материалы, много крупных иллюстраций, длинные крупные заголовки. Содержание и стиль материалов: обилие развлекательных материалов, сенсаций, остроумный яркий язык, просторечивые слова. Большой объем рекламы и ее характер: рисованная или фотореклама независимо от объема издания (около 60 %). Формат: уменьшенный (А-3 удобнее разворачивать, например, в метро). Тираж: огромный по сравнению с качественной прессой. Социальный состав: читают люди, занятые физическим трудом или работающие в сфере обслуживания. - получать прибыль за счет обеспечения массового спроса. - формировать массовое сознание (прививать буржуазные ценности). - рекламировать товары иностранного потребления, воздействуя на массового потребителя. - формировать культурные запросы, вкусы, духовные потребности широких народных масс. Понятие качественности издания относительно в прямом смысле этого слова, поскольку определить, качественным или некачественным является то или иное издание, можно только сравнивая его с другими изданиями. Понятие качественности вряд ли опиралось раньше на научно разработанный ряд критериев. В замкнутом национальном рынке печатных изданий легко было понять, какая газета «более высокого качества», а какая менее. Это отражали всегда качество печати и бумаги и, кончено, цена. Как и все качественное, качественные газеты могли себе позволить люди состоятельные. Это были газеты для привилегированной части общества, для элиты. Качественное издание предполагает особое отношение к действительности. Оно по-другому, если сравнивать с массовым изданием, вписывается в канву социальных отношений. Такое издание в первую очередь является инструментом информирования и анализа. Созданная им «картина мира» выдает беспристрастного наблюдателя, рационального критика, энергичного посредника между властью и обществом, коммуникатора, способного оперативно организовать информационный обмен между всеми социальными группами. «Повестка дня» формируется преимущественно из общезначимых проблем. На первый план выходит аналитическая функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключено менторство, отсутствует диспозиция «учитель-ученик» или «субъект-объект». За читателем закрепляется роль равноправного социального субъекта, участвующего в политической, экономической, культурной жизни страны. Информационное пространство качественного издания предназначено для общественного диалога, в котором допустимо свободное, но обязательно аргументированное высказывание всех участников. Поэтому в информационном пространстве качественного издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность. Ее аудитория отличается высоким уровнем образования и высоким социальным статусом». Критерии качественности печатного издания: - информирование и анализ как главные функции издания; - общезначимые темы как основа «повестки дня»; - «субъект-субъектные» отношения с читателем; - четкое разделение факта, анализа и комментария; - отсутствие ангажированности; - строгость оформления; - высокий уровень образования и высокий социальный статус читателя; - размещение рекламы респектабельных фирм и дорогих товаров. Одним из главных критериев качественности газеты являются «общезначимые темы как основа «повестки дня». Понятие «общезначимые темы» кажется весьма расплывчатым, оторванным от контекста жизни в условиях реального места и времени. Темы, значимые для общества сегодня, безусловно, отличаются от тем, считавшихся важными десятилетие назад. Высокий журналистский профессионализм сотрудников – одна из неназванных в свете своей трудноопределимости черт качественной газеты. В материалах о политике профессионализм журналиста становится особенно заметным и важным, поскольку требует, так сказать, «ролевой гигиены». Ни одна качественная газета не может обойтись без политической тематики как основы собственной «повестки дня». А ежедневная качественная газета не может обойтись без нее вдвойне, поскольку нет такой сферы деятельности, которая бы была настолько информационно заряжена, чтобы заполнять сообщениями о себе по 8-10 газетных полос ежедневно. Политика на страницах прессы является, по сути, экстрактом политического дискурса, поскольку, будучи оформлена печатным словом, основой своей должна иметь речевой акт политического субъекта. Не соответствуя же этому принципу, ткань журналистского текста теряет свойства политического дискурса и должна быть рассмотрена как дискурс масс-медиа в чистом виде. Исключение становится речевой акт журналиста как квазисубъекта политического дискурса. В этом случае дискурс может быть признан политическим настолько же, насколько является дискурсом масс-медиа. “Качественные газеты и журналы характеризует высокий аналитизм, журналистский и полиграфический уровень…Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов”. «Качественная» пресса. Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в средство массовой информации, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса.
|