КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура современной медиасистемы.⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Для того чтобы более четко представлять современную медиаэкономику в ее теоретических и практических аспектах, рассмотрим структуру и составные элементы современной системы средств массовой информации. Традиционный подход к системе СМИ предполагает, что их базовыми составными частями выступали печатные и аудиовизуальные СМИ. К первой группе относится периодическая пресса – ежедневные и еженедельные газеты, журналы различной периодичности и тематики. Многие исследователи включают в эту группу и непериодические издания – книги, которые также играют существенную роль в современной системе создания, хранения и распространения знаний. Особую роль в современной медиасистеме книги приобретают в условиях компьютеризации издательского дела, когда текст сохраняется в цифровой форме и становится доступен посредством компьютерных сетей в интерактивном режиме. Периодические издания имеют ряд сходных характеристик, которые в значительно мере базируются на общих экономических основаниях. В экономике печатных СМИ важнейшей сферой выступает производство, занимающееся созданием и упаковкой содержания, которое затем должно быть распространено. Производству подчинены и системы распространения, что отличает печатные СМИ от аудиовизуальных, где производство содержания и его распространение (передача аудиовизуального сигнала на расстояние) могут или существовать независимо друг от друга, или дополнять друг друга. В группу аудиовизуальных (иногда называемых также электронными) СМИ входят, конечно же, радио и телевидение. Но с годами, по мере прогресса информационно-компьютерных технологий (ИКТ), для обеих групп все труднее становится подобрать исчерпывающую универсальную характеристику. Так, представления о радио расширяются благодаря как увеличению числа приемников (не только отдельные радиоприемники, но и радио, встроенное в часы, мобильные телефоны, автомобильное радио), так и развитию способов распространения радиосигнала (кабель, эфир, Интернет), а также благодаря появлению разнообразных источников энергии для радиоприемников (электричество, батарейки, заводные механизмы). Очевидно, что для экономики радиовещания это имеет огромное значение, поскольку позволяет взаимодействовать с различными сегментами аудитории, используя ограниченные средства. Не стоит и говорить, что значительная часть экономики радиовешания связана с производством и/или приобретением текстового и музыкального содержания. Для телевидения прогресс ИКТ несет еще большие возможности. Наши представления о телевидении сегодня не ограничиваются только эфирным ТВ, к нему мы относим и кабельные сети, спутниковые телеканалы, ставшие повседневной реальностью во многих странах, а также активно развивающееся и многообещающее Интернет-телевидение. Способы доставки телесигнала зрителям обусловливают различие экономических основ функционирования ТВ, но оказывают влияние только на одну сторону экономики телевидения – его распространение. Производство телепрограмм вовсе не обязательно может быть связано с деятельностью по распространению телесигнала. Именно в этом аспекте мы выходим на новый уровень анализа медиасистемы, который встраивает СМИ в широкий контекст современной экономики и превращает их в важный сектор постиндустриальной экономики. Ни одно традиционное СМИ – газета, журнал, телевидение, радио – не может обходиться без специальной инфраструктуры, обеспечивающей постоянную доставку новостей. По существу печатные и аудиовизуальные медиа – это только вершина айсберга, возвышающаяся над прочным базисом. Совершенно несущественно, что для рядового читателя, зрителя, слушателя этот базис ежедневной деятельности СМИ не слишком заметен. В действительности его роль огромна. Именно существование и функционирование этого базиса обеспечивает единство информационной индустрии, формирует ту незыблемую внутреннюю структуру, иными словами, инфраструктуру СМИ, которая связывает медиакомплекс воедино. Инфраструктура СМИ – это, во-первых, несколько секторов производства содержания, которое впоследствии распространяется посредством традиционных каналов СМИ. Информационные агентства собирают и распространяют новости, использующиеся печатными и аудиовизуальными медиа. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты, компакт-диски – основу программ для большинства радиостанций. Производители телепрограмм, видео- и киностудии – это своего рода фабрики производства содержания для телевизионных каналов. Особую группу формируют сегодня онлайновые СМИ – предприятия, распространяющие контент в цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение и радиовещание. С точки зрения медиаэкономики важнейшим положением является разделение секторов производства и распространения. С другой стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал. Не случайно, поэтому многие информационные агентства используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения своих материалов. Во-вторых, инфраструктуру СМИ составляют те предприятия, которые обеспечивают медиапредприятиям постоянный приток денег, – рекламные агентства и агентства «паблик рилейшнз». Эти типы предприятий обеспечивают «стыковку», связь индустрии свободного времени, в которой самое важное место занимают средства массовой информации, и маркетинговых коммуникаций, являющихся важной частью любой рыночной экономики. Однако значение рекламы и системы связей с общественностью для медиаиндустрии определяется не только их финансовой ролью, но и тем, что произведенные рекламными и PR-агентствами материалы также составляют важнейшую часть содержания СМИ. Средство есть сообщение, – сказал почти полвека назад выдающийся канадский исследователь М. Маклюэн, подчеркивая, что каждый медиаканал распространяет характерный только для него тип содержания. Современная медиаиндустрия, опираясь на развивающуюся инфраструктуру и технологический прогресс, расширяет традиционные представления о медиасистеме, так как производство содержательной или рекламной основы для СМИ становится все более самостоятельным и экономически важным процессом. Интернет доводит этот процесс до совершенства: пользователь получает любой тип медиаконтента через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал. Однако в развитии современных медиа еще не наступил тот момент, когда все традиционные СМИ интегрируются и сольются в один канал.
14. Телевизионные новости глобальных медиакомпаний: принципы, функции.
В программах глобальных телесетей новости имеют приоритетное значение. Телеканалы стали работать в режиме информационных агентств. Приоритетное значение имеет свежая информация: поток новостей постоянно обновляется, о чрезвычайных событиях сообщается немедленно, в режиме реального времени. Новости глобальных телеканалов сообщают о важнейших событиях в области политики, экономики, спорта, их цель – создать целостную картину сегодняшнего мира, осветить его проблемы и конфликты. Оперативность работы журналистов телесетей способствует мгновенной передаче новостей из любой точки земного шара. Цикл новостей – стихия непредсказуемых событий, которые необходимо освещать в условиях «тирании» режима реального времени. Новости глобального телевидения особо прихотливы: они зависят от «аппетита» на свежую информацию, которая может мгновенно «устареть», уступив место очередному сообщению чрезвычайной важности. Новостной цикл может быть очень насыщенным и постоянно обновляться (когда в течение суток поступают все новые и новые репортажи с мест событий, происходящих в разных частях света), а может быть сосредоточен на одной теме. Избирательность новостного цикла нередко приводит к тому, что многие важные события остаются «за кадром». Значимое событие, претендующее на интенсивное освещение в глобальных теленовостях, как правило, обладает рядом признаков, среди которых можно отметить: 1. Драматизм, трагичность, конфликтность, борьба интересов, зрелищность. Войны, катастрофы, теракты становятся первыми сюжетами новостей глобальных сетей. Освещение скандалов и афер вокруг известных политиков неизбежно попадет на ведущее место в новостях. 2. Неожиданность (террористические акты, стихийные бедствия, катастрофы – события, которые всегда происходят «вдруг»), неоднозначность события, новые подробности происходящего, элементы расследования, детективные сценарии (охота за Саддамом Хусейном превратилась в настоящий детективный сериал). Фактор неоднозначности в трактовке событий мирового значения не менее важен. 3. «История с продолжением»: поэтапно развивающееся событие с элементами непредсказуемости, например, военные конфликты в Косове, Чечне, Восточном Тиморе, интервенции в Сомали, Афганистан и др. Предвкушение драматичного финала собирает у экранов миллионы телезрителей. Этому процессу сопутствуют эффекты сопереживания, может даже возникнуть саспенс – сверхнапряженное ожидание развязки. 4. Ньюсмейкер (newsmaker) – главное лицо сюжета; событие, развивающееся вокруг главного героя. Заявления президента США, поездки Папы Римского, скандалы вокруг авторитетных лиц, интервью с политиками, дипломатами, главами корпораций практически всегда становятся значимыми событиями. Воздействие теленовостей на зрителей довольно мощное: эффект «реальной виртуальности» целиком погружает аудиторию в виртуальные образы, программируя сознание зрителей. Представление о событиях, показанных в эфире глобального телевидения, формирует у зрителей определенную картину реальности, и далеко не всегда она соответствует тому, что происходит на самом деле. Телевидение – зеркало с избирательным отражением прежде всего в силу того, что реальность «сжимается» в короткие сюжеты. За пятнадцать минут эфирного времени зритель узнает о событиях в разных сферах жизни, легко ориентируясь в информационном калейдоскопе благодаря четкой структуре выпусков новостей телеканалов. Глобальные новости охватывают три основных информационных блока: общественно-политические, финансово-экономические и спортивные новости. Общественно-политические новости – главная составляющая выпуска новостей глобальных телесетей, за исключением финансово-экономических каналов, сосредоточенных на деловой информации. Функции общественно-политических новостей глобальных телесетей заключаются в следующем: формирование повестки дня для мировой политической и экономической элиты, а также общественных и неправительственных деятелей; персонификация международной политики; функция интеграции международного сообщества; интернационализация событий; образовательная функция. Общественно-политические новости глобального телевидения формируют повестку дня для политиков и дипломатов. Распределение событий по степени важности, интенсивность освещения происходящего влияют на восприятие событий международной элитой и мировой общественностью. Глобальное телевидение служит средством персонификации международной политики: главы правительств государств, крупные политические деятели – одни из основных ньюсмейкеров телеканалов новостей. Функция интеграции мирового сообщества одна из самых важных. Миллионы людей, которые посредством глобального ТВ могли наблюдать за терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне, в эти дни были солидарны с Соединенными Штатами. После терактов в США многие зрители находили, как это ни странно может прозвучать, успокоение в просмотре новостей. Это было связано с информационным «голодом»: нарастала паника, происходящее казалось нереальным, чудовищным, непостижимым. Информация о развитии ситуации, сообщения и комментарии представителей правительства и аналитиков, естественно, немного успокаивали аудиторию и убеждали в том, что конец света еще не наступил, президент по-прежнему руководит страной и т.д. Во время кризисов аудитории необходимо получить как можно больше информации о событии, о причинах происходящего, о возможных последствиях, узнать о реакции других людей, прогнозах специалистов. Информационный вакуум в такие периоды просто нельзя допускать. «Интернационализация» глобальных новостей означает, что национальная специфика вещателей не должна влиять на трактовку того или иного события. Деловые новости глобальных сетей выполняют функцию своеобразного информационного баланса. Помимо возрастающей ценности экономической информации, объясняющей социально-политические изменения, они смягчают доминирующий негативный аспект политических новостей. Потоки глобальных новостей тесно связаны с международными структурами финансов и производства. Марк Олейн в книге «Революция новостей» вывел формулу экономической ценности информации: Ценность информации = полезность + скорость + качество Полезность включает в себя: а) способность конвергенции с любой другой информацией; б) знания, необходимые для принятия того или иного решения; в) возможность создания конкурентного ожидания; г) символическую ценность Финансово-экономическая информация международных телесетей и информационных агентств приобрела мировую значимость. Сегодня возникает потребность в «интеллектуализации» экономической жизни, а значит, возрастает роль информационной индустрии в этом секторе. Кроме того, в последнее время проявилась четкая тенденция: взаимовлияние политической и экономической информации. Зачастую именно политические события влияют на состояние экономики. Финансовые рынки очень чувствительны и крайне зависят от политической информации: в случае плохих новостей индексы резко идут вниз, растут цены на нефть и т.д. Новости – катализаторы биржевых рынков. Особое влияние они оказывают на биржевых игроков различных категорий: от рядовых держателей акций до крупных бизнесменов. Современные финансовые сообщения нередко представляют собой новости, выраженные в цифрах. И, наконец, третий блок новостной информации глобальных телесетей – спортивные новости. Неизменно высокий рейтинг спортивных новостей и передач свидетельствует о большом значении спорта в жизни людей. Новости спорта глобальных телесетей – дайджест актуальных спортивных событий, калейдоскоп ярких образов и захватывающих моментов матчей и состязаний. Привлечение аудитории считается ключевой задачей глобальных телесетей. Иногда стремление удовлетворить вкусы публики перевешивает более важные принципы подхода к отражению событий. Попробуем проанализировать, как это происходит. Стандартная концепция глобальных теленовостей – совокупность оперативности, объективности и ответственности – провозглашается медиакомпаниями в качестве приоритета информационной политики. Оперативность означает скорость, умноженную на способность мгновенно проанализировать ситуацию, выделить соответствующие факты, проверить их и скомпоновать соответствующим образом. Объективность и сбалансированность в освещении событий достигаются четким разделением фактов и комментариев. Факты являются и своеобразным алиби для журналистов: в случае предъявления претензий корреспондент или телекомпания смогут отстаивать свою позицию. Большое значение имеет также соотношение фактов, чтобы выстроенная конфигурация события не вводила зрителей в заблуждение. Поэтому журналисты стараются пользоваться несколькими достоверными источниками информации. Практически в любом репортаже, не говоря уже о подробно освещаемом событии, корреспонденты и ведущие телесетей ссылаются на мнения различных сторон – политиков, дипломатов, экономистов, общественных деятелей, экспертов. Рассмотренная выше формула укладывается в определение «твердых» новостей (hard news), «не допускающих мнений или субъективных оценок журналистов и соблюдающих каноны строгих лапидарных сообщений, которые по языку и тону должны носить объективно-ответственный характер». Однако в реальности журналисты глобальных сетей не всегда следуют этим канонам, и в 1990-х гг. эфир глобального телевидения заполонили сообщения о «псевдособытиях». Устойчивые тенденции в новостях телесетей – инфотэйнмент (infotainment; information + entertainment – информация + развлечение, или инфоразвлечение), политэйнмент (politainment; politics + entertainment, политика + развлечение), бизнестэйнмент (businesstainment; business + entertainment, бизнес + развлечение) – вызваны желанием глобальных телесетей собрать большую зрительскую аудиторию, которую не всегда можно заинтересовать международными новостями. Приоритет «твердых» новостей, о котором заявляют руководства новостных медиакомпаний, казалось бы, должен был свести к минимуму стремление к «инфоразвлечению», которое отражает склонность массмедиа к сенсационным событиям и криминальным происшествиям, «развлекающим» зрителей. Действительно, в основном глобальные телесети отбирают события по степени важности и масштабу происшествия, подходят ответственно к освещению происходящего. Однако в периоды новостного вакуума сенсационные события могут выйти на первый план и в течение длительного времени пребывать в эфире.
15. Медиакомпетентность специалиста PR. Актуальность медиаобразования. Понятие «информационная культура».
Задачи медиаобразования: - развитие способностей к восприятию, идентификации, интерпретации, декодированию, оценке, пониманию, анализу информации и медиатекстов; - развитие знаний социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов функционирования масс-медиа в социуме; - развитие коммуникативных способностей личности, подготовка к эффективному функционированию в демократическом обществе; - обучение навыкам самовыражения с помощью масс-медиа, позволить экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты/тексты; - развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; - давать знания по теории и истории медиа и медиакультуры. Информационная культура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области. Медиакомпетентность личности– совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Медиакритика– область журналистики, творческо-познавательная деятельность, в ходе которой осуществляется критическое познание и оценка социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания; это общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиатекстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании аудитории. Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. Медиаобразование – направление в педагогике, изучающее закономерности процессов массовой коммуникации (посредством прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
|