КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БиблиотекиОдно из главных достижений шумер. Возникновение в Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., писцы собирали литературные и научные тексты. Самая знаменитая библиотека - царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э) в Ниневии. В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов. Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой – несколько экземпляров, серии текстов по разным вопросам, пронумерованность табличек, наличие этикеток-каталогов. Архивы Самые ранние – первая четверть III тысячелетия до н. э. Помещения для хранения – обычные комнаты, позже таблички в корзинах покрытых битумом – от влажности. Первая половина III тысячелетия – первые частные архивы, хранение в кувшинах, ящиках. От I тыс. – сохранилось много частных архивов. Особое место – архив делового дома Эгиби, (Вавилон, конец VIII -начало V в. до н. э), где обнаружено 3000 долговых расписок. В Ниппуре найден архив делового дома Мурашу (V в. до н. э.). В архивах было сохранено множество писем. Писались на глиняных табличках, отправлялись в глиняных конвертах с печатями. Школы Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа была центром образования и культуры. Основной предмет обучения -шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Много шумерских произведений о школьной жизни с нравоучительным характером: «О непутевом сыне» - писец поучает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Другой текст – про приглашение и задабривание учителя. Третий – про упреки ученика в адрес учителя и наставление от учителя. Литература Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке. Конец II тысячелетия до н. э. в Вавилонии - «Да прославлю я владыку мудрости». Про страдальца, который жил праведно и соблюдал все божеские установления и человеческие законы, но бесконечные беды не переставали преследовать его. В произведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, позволяет страдать невинным людям? На этот вопрос дается ответ: воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им. По к произведению о невинном страдальце примыкает поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), первая половина XI в. до н. э. Автор - Эсагил-кини-уббиб, жрец-заклинатель при царском дворе. Построена в форме диалога невинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти рассуждения. X в. до н. э. - «Раб, повинуйся мне», пессимистично по своему содержанию. Оно содержит диалог господина со своим рабом, где господин перечисляет. то что хотел бы сделать, а раб сначала поддерживает хозяина но узнав что господин не хочет ничего воплощать начинает убеждать хозяина в бессмысленности действий вообще. Путешествия, войны – опасно, семья – затрата, ростовщичество – черевато, боги - капризы. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, после смерти все равны. В конце произведения раб говорит, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба, но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина.
|