Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальная стратификация




Верхушка:

1. Царь

2. Знать

3. Жрецы

4. Крупные землевладельцы (не платят податей)

Средние слои:

1. Общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк)

Низы:

1. Рабы.

- Государственные рабы

- Частные.

Новохеттское царство.

Этот период охарактеризован правлением династии хуррита Тудхалии, чьи потомки имели мало общего с хеттами, но хурритов считали своими злейшими врагами.

Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумой. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш) Подчиняет Митани. Таким образом формируется уже великая держава.

При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и в 1296 происходит битва при Кадеше. Египет терпет поражение, но из-за внутренней ослабленности хеттам приходится заключать договор (1280 год).

Несмотря на временные успехи Хаттусили II (заключает союз с Египтом и Грецией) начинается постепенный упадок и к 1190 происходит развал единого царства на ряд маленьких государств (последние силы хеттов были разгромлены «народами моря»), которые впоследствии были поглощены Ассирией.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

Разговорный и литературный язык древних египтян прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают:

1. Язык Древнего царства — язык древнеегипетский

2. Среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения

3. Новоегипетский язык

4. Демотический язык

5. Коптский язык

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э. для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древних египтян. Она прошла длительный путь формирования и сложилась ко времени Среднего царства.

Развитие:

Основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.

ЛИТЕРАТУРА

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи.

В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения.

Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня.

Своей завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства.

Жанры и наиболее известные произведения

Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств.

Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии (Древнее царство), наставляющего своего сына.

Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством и поведение со слугами, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

 

Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» (рассказывающее нам о событиях одного из социальных переворотов между Царствами) и «Речение Неферти» (рассказывающем о свержении последних царей Древнего царства и установления мира под эгидой некого Амени).

 

Одним из излюбленных жанров были сказки, где сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде» и «Сказка о двух братьях».

 

Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста».

В «Рассказе Синухета» повествуется о вельможе сбежавшем из-за смены власти, о его подвигах у кочевников Сирии и благополучном возвращении на родину, с моралью «Нет места лучше дома».

В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

 

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были представителями жанра массовой поэзии.

 

Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Где повествуется о несчастном человеке, пожелавшем закончить жизнь самоубийством, о его спорах с собственной отговаривающей душой и о преобладании, в конце концов, пессимизма и желания загробной жизни.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты