КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периодаУчитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше государства (если первое произошло около 3—4,5 млн. лет назад, то второе — всего лишь 5—6 тыс. лет назад), необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе. Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества. Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период: — распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; — была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали); — органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Признаки норм, существовавших в догосударственный период: — отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); — существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; — обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); — ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей; — выражали интересы всех членов рода и племени.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996. Тема 2. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.1 1996. Тема 5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 2. С. 17—20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 2. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. Тема 2. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. Гл. 5. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. Гл. 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. Тема 2.
|