КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность древневосточной деспотии.
Элементы:
1) Абсолютный монарх. Объединяет в себе законодательную, исполнительную и судебную власти.
К становлению абсолютного монарха привело:
Тип человека (человек, который привык подчиняться и жить по командам)
Хаммурапи – гарант справедливости
Роль государства: гарант прав, арбитр в решении конфликтов, символ справедливости, сбор налогов, защита, распределение ресурсов.
2) Обожествление фараона. Олицетворение божественного покровительства.
Социальные условия:
Социальные группы – кругозор. Общество было разбито на узкие профессиональные группы и территории. Было сословная община, были замкнуты круговые организации типа каст. Люди, объединенные в эти группы, при том уровне развития и образования, не знали ничего, что происзодит за пределами их территории, откуда берутся эти силы, которые влияют на организацию их жизни.
Политеизм.
Развитие самой религиозной идеи.
Функции деспота в ДЕ:
1) Организация общественных работ, строительства пирамид. Пирамиды перестали строить в эпоху Среднего царства.
ДД существовала в Египте, Китае, Тигре, Евфрате, Хуанхэ и Инде.
Древнее Царство, которое возникло в 28 веке, создало новую форму гос. устройства, которая уже древними греками была названа древневосточная деспотия. ДД – это форма гос. власти, форма гос. устройства, особая форма монархии и не более того, которая была адекватна возникшему в Египте культ.-ист. типу. Что же такое ДД? Это прежде всего абсолютная или неограниченная монархия. Все монархии различаются тем, что все три ветви власти находятся в руках монарха – правителя. Но ДД имеет еще 1 важнейшую черту – сакральность. Начиная с Доносера, основателя 3 династии, фараон был объявлен равным богу, и отсюда произошло обожествление царя, фараона. Почему произошло обожествление царя? ДД сложилась только на территории долин рек Азии – это Египет (Тигр и Евфрат), Индия и Хуанхэ. За пределами речных долин подобное государство не возникало потому, что в ДД главное – это не самодурство правителя, а выполнение той главной функции, которая появилась еще у вождя. Главная ф-ия деспота – организация общественных работ по созданию ирригационной единой системы и поддержание ее в постоянном действующем виде и нормальном функционировании. Т.е. он и был той высшей силой, которая отдавала команды. А крестьянин – благоденствовал. Главное – был политеизм. Рядом с другими богами, от которых зависела жизнь египтянина, появилась фигура, которую поставили на тот же пьедестал, потому что она была главной гарантией существования как отдельного человека, так и всего общества. Вторая черта и главный принцип – кругозор. Все дело в том, что все ДД появились и существовали до тех пор, пока общество было разбито на узкие профессиональные группы и территории. Наличие сословной общины, наличие замкнутых круговых организаций типа каст. Люди, объединенные в эти узкие группы, при том уровне образования и развития, не знали ничего, что происходит за пределами их территории, откуда берутся эти силы, которые влияют на организацию их жизни. Любое действие, которое влияло на их жизнь, любая команда тут же обожествлялась, и фараона воспринимали как отца родного. Таким образом, эти две причины и привели к тому, что все ДД были только в рамках речных долин и были только в эпоху древнего мира. С появлением монотеизма, приравнять царя к высшему божеству стало невозможно. Так и возникло это древневосточное государство. ДД настолько всесторонне и глубоко реагировала жизнь крестьян, что это привело еще к одному феномену, который подтверждает еще один штамп. Есть такой соц. штамп, что во всех докапиталист. обществах существовала община. Начиная с Древнего Царства, община в ДЕ пропадает. Там возникает гос. объединение, гос. районирование, и гос. чиновник не принадлежит общине. Т.о. в ДЕ, начиная с Древнего Царства, никаких соседских общин не было, были гос. чиновничьи структуры. И здесь мы выходим на варианты развития древневосточного государств
ДЕ показывает 1 путь развития древних цивилизаций. Этот путь предопределен взаимоотношением общины и гос-ва. Гос-во настолько сильно, настолько может из одного центра регулировать, что общинные правления становится ненужными, и гос-во растворяет в себе общинную структуру. Второй путь дает нам Месопотамия. Там были реки. Каждая разливалась по своим причинам, предсказать или предугадать ритмы разливов было невозможно. Власть не могла на всей территории эффектно управлять ирригационной системой. Отсюда возрастает роль местного органа власти – общинного управления, и появляется второй путь развития. И государство и общинно-частные секторы существуют на равных началах. Наконец, третий вариант – это античная цивилизация. Тут получилось все наоборот. Тут настолько мощной и эффективной была соседская община, что органы общинного самоуправления достигли уровня государственных и растворили в себе государство. Главной стороной экономии в ДЕ является ирригационное с.х. Фараон имеет точно определенный аппарат управления. Высший чиновник – Чики, который исполняет волю, один на территории Северного, другой на территории Южного Египта. У них огромное количество и они озабочены тем, чтобы организовать производственный процесс, помочь крестьянам вырастить его, а потом организовать распределение: что оставить у крестьян, что отправить ко двору фараона. Управление было очень сложным. Были все-таки годы, когда разлив Нила не достигал того необходимого уровня. Чиновник все время измеряли высоту разлива Нила. Когда разлив Нила был меньше, чем это было необходимо, удобрений было меньше и урожая тоже. Т.о. гос-во и выполняло ирригационную функцию создания оптимальных форм существования общества – первая главная задача гос-ва. Но это государство не создало идеальной формы правления. Эти идеальные формы правления еще наложились на то, как египтяне стали воспринимать себя и окр. мир.
|