Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сущность потестарного общества и престижной экономики. Характеристика культурно-исторического типа.




Сущность потестарного общества и престижной экономики

С появлением неравенства в неолите так же появляются попытки уничтожить это явление. Первые формы ликвидации неравенства – изъятие излишков. Как только скотоводы накапливали больше 100 голов скота, излишек изымался и раздавался тем, у кого меньше 100 голов. Когда умирал богатый владелец, его скот в большей части убивали так же, как и жен-наложниц.

Появился выход из сложившейся проблемы – потлач. Потлач заложил основы престижной экономики. Потлач – система дарообмена, уравнительного распределения. Когда человек богател, он устраивал потлач: выставлял все накупленное на столы, устраивал пиршество, продолжавшееся до тех пор, пока все накупленное не было съедено, после чего каждый приглашенный получал некий подарок. Так устроитель потлача оставался ни с чем, кроме двух преимуществ:

1) получал социальный престиж, так как ему удавалось примирить богатство с положительным отношением общины к этому богатству (более того, считалось, что такой человек жил в соответствии с интересами общины, по нормам и принципам предков, которые были доминирующими в мифологическом сознании людей того времени);

2) каждый получивший подарок обязан был ответить подарком более ценным – в итоге дом богача снова наполнялся ценными вещами (а те, кто не мог ответить подарком, шли в услужение этому человеку).

Потлач работал на разложение общины, на выделение некоторых людей из общины. Из той группы, которая заставила экономику работать на свой социальный престиж, появляются вожди. Это происходит в период становления потестарной (предполитической) организации общества. В качестве предпосылок становления предполитического общества следует назвать следующие:

1) возрастающая роль семьи;

2) рост имущественного неравенства.

Выделившиеся благодаря престижной экономике вожди выполняли следующие функции:

1) контроль за общественными ресурсами и работами;

2) военное предводительство;

3) отправление религиозного культа.

Так появляется политическая власть, ставшая над родовой общиной. Появляется соседская община и семья. А вместе с тем заканчивается история первобытнообщинного строя, и общество подходит к феномену, называемому «цивилизация».

Характеристика культурно-исторического типа

Архаический тип – исторический тип. Физически не отличался от нас. Имел отличия в духовной и поведенческой сфере:

1. групповое самосознание: индивидуумы растворены в коллективе, в общине;

2.наличие мифологического мышления: базировалось на особом восприятии времени, изображение мира из мифа. Циклическое развитие. Движение человека вперед, к идеальному состоянию предков. Движение по кругу, отсутствие прогресса. Возвращение к нормам предков – на празднествах. Введение предыдущих норм. Иррациональный уровень развития, наличие священной картины мира. Циклическое восприятие и миф представляли собой нерациональную историю, базирующуюся на эмоционально-чувственном уровне. Миф заменял человеку представления о прошлом.

3.различия в знаниях: знал все, что вокруг, что держал в руках. Знал больше, глубже, наблюдательнее.

Пример в качестве доказательства: американский миссионер в 20 веке жил среди аборигенов в Австралии. Однажды они увидели на небе новую звезду и какое-то странное движение. Аборигены олицетворяли это явление с богами. Через несколько лет выяснилось, что так был запущен искусственный спутник земли. Таким образом, аборигены смогли зафиксировать инородное существо.

4.иной тип мышления: для него было характерно предметное мышление+фетишизм. Для такого типа была характерна предметная логика.

5.иная структура знания: все истины абсолютны, от предков, на все есть ответы, жил жизнерадостно и беззаботно.

6.нет различия между материальным и духовным, рациональным и иррациональным, реальностью и видимостью. Нет границы между миром живых и миром мертвых. Что волнует, то реально и существует.

Таким образом, существование нового культурно-исторического типа предопределило появление новой цивилизации.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты