КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 2. Сущность цивилизационного подхода к истории. Структура цивилизации и периодизация исторического процесса.Цивилизационный подход Барга. Цивилизационный подход изучает историю с точки зрения развития цивилизаций. Цивилизация – обусловленный объективными природными условиями жизни с одной стороны и общественно-историческими с другой стороны, уровень развития человеческой субъективности, проявляющийся в образе жизни и способе общения индивидов с природой и себе подобными на основе картины мира и духовных ценностей культурно-исторического типа человека. Культура – форма исторической жизни. Культура: 1. Сумма памятников; 2. Творческий процесс; 3. Материальные и духовные ценности (+, -) 4. Творческая деятельность человека (плодотворное существование) Цивилизацию нужно измерять степенью гуманизации человека. Культурно-исторический тип – человек, выражающий идеальное положение отдельного человека с оптимально полной и завершенной картиной мира с её базовыми ценностями и ориентирами, присущими данной цивилизации. Картина мира – совокупность представлений об окружающем мире, о месте в нем человека и о смысле его существования. Цивилизация, культура и человек – неразрывная триада. Картина мира нужна для того, чтобы отвечать на вызовы: 1) Взаимоотношения культурно-исторического типа с природным миром; 2) Взаимоотношения культурно-исторического типа с миром социальным; 3) Взаимоотношения культурно-исторического типа с окружающим его миром духовным. Ответами на вызовы культурно-исторический тип стремится гармонизировать свои условия существования. Поиск гармонизации – процесс становления цивилизации.
Структура цивилизации по Баргу: 1. Культура как форма исторической жизни, на базе которой рождается 2. Социальная структура общества, которую формирует: - Семья – базовая малая группа, базовая ячейка общества, осуществляющая социализацию новых членов, определяющая культуру и жизнь общества. - Община – объединение семей - Государство – союз общин - Классы и сословия - Другие общественные объединения (от клубов по интересам до политических партий)
Картина мира рассматривается через различные категории: 1. Категория времени (самая важная) Цикличное время (Движение вперед – возвращение к идеалам предков) Прямолинейное (Движение от сотворения мира до настоящего времени) 2. Категория пространства (враждебное, комфортное пространства) 3. Категории труда, жизни, смерти, богатства 4. Категория счастья – предопределяет систему ценностей и мотивацию поведения человека, раскрывает смысл существования человека (смысл – обрести счастье) 5. Категория бессмертия – стремление найти счастье, быть счастливым после смерти. Плюсы цивилизационного подхода Барга: 1) Центральными элементами являются человек и общество 2) Культура воспринимается как форма исторической жизни 3) Барг поставил на материальную основу общество, начал изучение всего общества 4) Ориентировал исследование на познание прошлого через все формы объективизации, т.е. ориентировал на раскрытие внутреннего «я» человека во всех формах его деятельности 5) Уделял внимание государству как значимому элементу социальной структуры 6) Обосновал движущие силы развития 7) Обосновал роль культурно-исторического типа Минусы: 1) Отсутствие детального изучения экономической сферы 2) Минимум закономерностей 3) Отсутствие изучения истории как единого процесса, обособленность регионов 4) Отсутствие объяснения взаимосвязей между цивилизациями
Цивилизационный подход Тойнби: Для Тойнби основной единицей исторического развития была цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся набором определяющих признаков. Тойнби считал, что главным импульсом развития исторического процесса является вызов со стороны природы, социальных групп, внешней опасности, Божественный вызов. Ответ на этот вызов двигает общество к развитию. На вызовы отвечает творческое меньшинство на основе религии. Элита (развращает власть, стремиться только к сохранению своей власти и богатств) Бог вызов творческое меньшинство Пассивное большинство (подражает творческому меньшинству) Упадок цивилизации приходит потому, что творческое меньшинство закостеневает и перестает отвечать.
Стадии развития цивилизаций: 1. Возникновение 2. Рост 3. Надлом 4. Распад Развитие цивилизаций у Тойнби циклично. Тойнби выделил три поколения цивилизаций: примитивные общества, локальные цивилизации и вторичные цивилизации (произошли от локальных) Плюсы цивилизационного подхода Тойнби: 1. Присутствие человека 2. Универсальный подход. Не обязательно изучать цивилизации по 1 принципу. 3. Изучение духовной жизни, культуры 4. Изучение истории народов в многообразии Минусы: 1. Не изучал общество в принципе, не воспринимал пассивное большинство, изучал только элиту. 2. Не уделял внимание материальным условиям движения, как у Маркса 3. Нет механизмов движения, только религия. 4. Нет стадии «расцвета» 5. Нет критериев и структуры цивилизации Периодизация исторического процесса: 1) палеолит нижний – 2 млн. лет назад. (когда начался) Палеолит верхний – 40-35 тыс. лет назад 2) мезолит – 15 - 10 тыс.лет назад 3) неолит (до конца 4 тыс.до н э.) Древняя история- проверить датировки 1) 3 тыс. - 1 тыс до н.э. 2) Античность (VIII век до н.э. - V век н.э.) Средние века (V-XVI века) Новое время (XVII-XIX века) Новейшее время (XX-XXI век)
|