Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Б7-в2 Этапы выполнения Жостово




Читайте также:
  1. Анализ выполнения строительной организацией производственной программы
  2. Анализ выполнения строительной организацией производственной программы.
  3. Анализ и проектирование рабочего места: понятие, этапы, методы
  4. Английская революция 17 в. (предпосылки, основные этапы и начало)
  5. Б) закрепление за рабочим местом выполнения нескольких операций;
  6. Б) Этапы, черты и тенденции развития всемирного хозяйства
  7. Билет 26. 3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения
  8. Билет 26.Первая российская революция. Ее причины, характер, особенности. Основные этапы и значение.
  9. Билет № 17Основные этапы развития Конституции РФ

В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились черные лаковые подносы с цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается фамилией купцов Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухар­ниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.». Первые вишняковские подносы производились из папье-маше по примеру лукутинских изделий. Такие подносы быто­вали и в Западной Европе.

Наряду с подносами из папье-маше Вишняковы и владельцы других мастерских в Жостове и окрестных селах и дерев­нях выпускали и железные лакированные подносы, которые появились на рынке не ранее середины XIX в., встретившись здесь с подносами Урала.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.

 

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный, типизированный характер.

Писали в Жостово и «ландшафты». Жостовские мастера пишут масляными тюбиковыми или баночными красками, обильно разбавленными льняным маслом и скипидаром. В руках живописца набор мягких беличьих кистей различных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка. Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите — палитре — при помощи шпателя или мастихина. Жостовская роспись выполняется в две стадии — в два присеста. Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевок), вторая — выправкой.



Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3—4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Тенежка — сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.



Прокладка— яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев. Бликовка дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев; чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов. Завершает роспись привязка — узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Окраски фона.Наряду с традиционным черным фоном в Жостове создаются и красные, синие, зеленые. Они делаются так: рабочую поверхность подноса покрывают тонким слоем светлого лака с последующим припорошением недосушенной пленки алюминиевым или бронзовым порошком. После просушки металлизированный фон окрашивается лессировочными красками нужного цвета, в результате чего получается интенсивный и в то же время мерцающий, сквозной колер фона. Цветной колер, естественно, диктует особый колористический строй росписи. На цветном фоне по-иному выступают и некоторые технические приемы письма: тенежка не столь широкая и небрежная, как в росписи по черному фону, бликовка не столь активная, потому что цветной фон несколько смягчает контрасты тона от самого темного до самого светлого.

Письмо по поталям. Наряду с многослойной росписью в Жостове применяется и так называемое письмо по поталям. В этом случае подмалевок создается подбеленным масляным лаком. На слегка подсушенную лаковую роспись налепляются листики потали либо подсыпается алюминиевый или бронзовый порошок. Блестящий силуэт букета затем покрывается лессировочными красками (синей, красной, зеленой) и разрабатывается в деталях коричневой краской. Такая роспись носит более условный характер, чем роспись живописная.



Уборка (орнамент). Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком с последующей присыпкой его бронзовым порошком.

Отделка.Роспись закончена — поднос покрывается тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой слоев шлифовальной пастой или порошком пемзы при помощи грубошерстного сукна, смоченного водой.


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 23; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты