КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б7-в3 Изобразить птицу в гжельской росписи В шрифте часто наблюдаются явления, которые принято называть оптическими иллюзиями. Прежде чем рассмотреть это понятие применительно к буквам, приведем несколько довольно известных примеров. На рис. 1 линия а равна по длине линии б, но кажется длиннее. Линии г и д параллельны, но благодаря пересечению диагональными линиями кажутся непараллельными. Если вертикальную линию е (слева) разделить точно посредине, то зрительно будет казаться, что оба отрезка не равны между собой — верхний больше нижнего. Путем перенесения точки деления на линии е (справа) несколько вверх можно добиться такого положения, когда оба отрезка будут восприниматься как равные, хотя в действительности этого не будет. Идеально ровная окружность в (слева) будет казаться слегка приплюснутой. Для того чтобы она казалась более ровной, необходимо слегка вытянуть ее по вертикали (справа). В шрифтах в ряде случаев мы также встречаемся с оптическими иллюзиями. Буквы, имеющие остроконечные формы, кажутся ниже других букв. На рис. 2 (сверху) буква А кажется менее высокой, чем буква Н. Это происходит потому, что буква А в данном примере имеет остроконечную вершину и касается верхней линии строки лишь в одной точке. Чтобы зрительно выровнять такую букву по росту с другими буквами, нужно немного вынести ее острую часть ее за линию строки (показано снизу). Это касается всех букв, имеющих такие вершины. Круглые буквы, например буква О, также будут казаться ниже, чем прямые. Чтобы такие буквы зрительно выровнять с прямыми, их приходится несколько увеличивать по росту, выпуская немного за пределы верхней и нижней линий строки. В буквах Н и И оптические иллюзии сказываются следующим образом: если обе буквы взять одинаковой ширины, то буква И будет казаться несколько уже, чем буква Н. Это происходит потому, что диагональный элемент в букве И занимает больше внутрибуквенного пространства, чем горизонтальный штрих в букве Н. В связи с этим в некоторых случаях букву И необходимо делать по ширине чуть больше, чтобы зрительно выровнять ее с буквой Н (рис. 3). На рис. 4 изображены круги разной величины в одинаковых рамках. Если мы обратим внимание на пространственное положение этих кругов по отношению к рамкам, то заметим, что в первом случае круг кажется лежащим за рамкой, во втором случае — перед рамкой, в третьем — в одной плоскости с рамкой. Еще один пример. На рис. 5 фигура а напоминает собой каплю. С этим понятием у нас связано представление об объеме, имеющем ту или иную рельефность. Поэтому такая форма кажется нам предметной. В черном цвете мы ощущаем светотеневую моделировку формы. Такое изображение подавляет окружающий фон и кажется лежащим на поверхности бумаги. Другое впечатление производит фигура б. Со всех сторон на нее активно наступает белый цвет. Черное изображение в значительной степени лишено объемности. Такая форма кажется несколько углубленной в бумагу, лежащей за ее поверхностью. В первом случае черный цвет вследствие возникновения иллюзий светотеневой моделировки формы будет казаться менее насыщенным, чем во втором. Подобные явления пространственных оптических иллюзий и различного качественного состояния черного цвета можно наблюдать и в буквах. По аналогии с предыдущими примерами фигура в, изображающая основной штрих буквы, будет казаться рельефом, лежащим на поверхности бумаги. Объемность этого элемента буквы возникает из-за наличия массивных округлых форм, имеющих сходство с фигурой а. Шрифты такого типа, как правило, малоконтрастны, имеют массивные закругленные засечки, основные штрихи очень предметны. В малоконтрастных шрифтах буквы предметны, черный цвет не играет активной роли. В одних случаях характер рисунка элементов создает буквам впечатление объемности (рельефности) букв, в других — буквы кажутся более плоскими, но более цветными, т.е. черный цвет воспринимается более интенсивным. На рис. 6 первая строка выполнена шрифтом с наличием рельефности, вторая — шрифтом, в котором больше выражен цвет, чем рельеф; в третьей строке соединены оба шрифта. А на схеме условно изображено отношение букв к поверхности листа (плоскость листа обозначена сплошной линией). Если в первых двух случаях буквы занимают одинаковое положение к плоскости листа (отдельно для каждой строки), то в третьей строке возникает ощущение, что середина строки лежит несколько ниже, чем края, и кажется слегка вогнутой. Если сравнить между собой два первых слова, то второе слово воспринимается лежащим несколько дальше, а первое ближе к нам, то есть каждое из них имеет свое отношение к поверхности листа. В шрифтовых композициях, например в титулах или рекламных плакатах, можно наблюдать, как та или иная строка «проваливается» в глубь листа, нарушая этим плоскостность изображения. Из сказанного следует, что при проектировании шрифта, особенно наборного, нужно стремиться достичь такого пространственного единства между буквами, чтобы они в любых сочетаниях сохраняли единую поверхность. С явлением различного отношения рисунка шрифта к поверхности бумаги дизайнер встречается постоянно. Неправильное сочетание шрифтов приводит к тому, что строки одной композиции оказываются лежащими в разных оптических плоскостях. Необходимо отметить, что величина оптических компенсаций обычно очень мала, в пределах 2-5%. Многие дизайнеры считают, что столь малыми величинами вполне можно пренебречь. Однако необходимо учитывать, что шрифт — это очень тонко организованный организм и любые, даже самые мелкие отклонения обязательно приведут к тому, что знаковый ряд в этом шрифте будет неровным и неудобочитаемым.
|