Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры 1 страница

Читайте также:
  1. F(x1, x2,...xm) const 1 страница
  2. F(x1, x2,...xm) const 10 страница
  3. F(x1, x2,...xm) const 11 страница
  4. F(x1, x2,...xm) const 12 страница
  5. F(x1, x2,...xm) const 2 страница
  6. F(x1, x2,...xm) const 3 страница
  7. F(x1, x2,...xm) const 4 страница
  8. F(x1, x2,...xm) const 5 страница
  9. F(x1, x2,...xm) const 6 страница
  10. F(x1, x2,...xm) const 7 страница
1. Функции народной художественной культуры. Особенность НХК - коллективность, передавалась устно, преемственность опыта. НХК – худож-ая культура народа, развивающаяся под влиянием утвердившихся в обществе норм, ценностей и идеалов. НХК – это худож. культура народа, развив-ся под влиянием принятых и утверд-ся в данном обществе худож-х норм, ценностей, идеалов. Древнейший пласт отеч-го культурн. наследия. Складыв. на Руси как культура быта, развив-ь во всех слоях общ-ва. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, система духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенная как в произведениях искусства и творчества, так и в сферах жизни (праздники, обряды и пр.) Художественная культура – совокупность созданных и распространенных в данном обществе произведений искусства, а так же форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Искусство – форма отражения действительности в художественных образах, с помощью художественных средств, а также средства и формы сохранения, изучения и распространения ценностей. НХК сложное, многогранное явление. Включает традиционные формы художественной деятельности и ее результатов (сказки, песни…), систему воплощенных в художественные образы духовно-нравственные ценности и идеалы народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Включает и формы, способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества. Имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и распространять в современном мире – мудрость народную. Сущность: ¾ складывалась как культура быта, развивалась во всех слоях общества (крестьян-й, купеч-й, боярс-й, княже-й и т.п.); ¾ передавалась из поколения в поколение (вариативность и традиционность); ¾ развивалась под призмой времени (10 в-в с церковн. иск-м, реформы Петра 1, классич-е иск., советское время, др. религии); ¾ формировалась под воздействием национально-культурных и национально-художественных традиций других народов (теснейшее взаимодействие с этносами, совокупность художественных традиций различных видов и жанров, преемственность и сходство обрядов и традиций, обрядовых ритуалов. СТРУКТУРА НХК (от лат. Строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей НХК, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях: ¾ ценности и идеалы народа (главный смысл ее предназначения ценности: родной земли, домашнего очага, матери и ребенка, культурного наследия предков); идеалы и образы совершенного, высшая цель стремления (народные герои); ¾ НХТ (созданное народом и бытующее в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, ИЗО и ДПТ, творчество народа отражающее общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы); ¾ способы создания, сохранения, распространения и трансляции произведений НХТ (традиции, обычаи, обряды, народная педагогика, все, что помогает донести до народа произведения НХТ); ФУНКЦИИ НХК- внешнее проявление НХК в системе отношений человека и общества, человека и мира. Это создание, изучение, хранение и распространение НХТ в системе НХК, влияющая на воспитание моральных, эстетических и духовных норм в человеке и обществе: ¾ Утилитарно-практическая (хранение, распространение, создание материальных ценностей, обрядов, обычаев и традиций как системы сохранения мира); утилитарный – сообразующийся с практической выгодой, пользой, прикладной, принцип оценки явлений с точки зрения их полезности; целеполагающий, освоение и преобразование деятельности (хранение, распространение материальных ценностей народа с точки зрения их полезности и преобразовательной деятельности); ¾ Эстетическая (греч. – чувствующий, чувственный) – область художественной деятельности людей, выделяющая проявление ценностного отношения между человеком и миром; образовывает, обслуживает, несет в себе идеалы; ¾ Духовно-нравственная (дух – внутренняя сущность индивида; нравственность = мораль, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, способ регуляции человека и общества с помощью норм, в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого). Воспитание внутренней сущности с помощью норм в системе НХК (мораль сей сказки …). 1. Художественно - образная система крестьянского жилища и домашняя утварь. Крестьянская изба – срубное жилище. Значение при строит. жилища - выбор места (не строили на перепутье дорог, местах захоронений, выбирали с помощью ритуалов - пускали икону по реке). Важен был выбор дерева. Дерево - доступный материал - возводились различные типы построек: жилища, хозяйственные сооружения, укрепления, храмы. В народн. предст. дерево - «живое» существо (рубка сопровождалась определенными обрядово-магическими действиями). Не применяли деревья с изъянами или аномалиями, сухие деревья (мертвые, лишенные жизненных соков), росшие на могилах, заброшенных дорогах (вела на тот свет), молодой лес, старые могучие «священные» деревья. Предпочиталась сосна, иногда и ель. Осина - проклятое дерево - не применялась. Дуб - материал дорогой и применялся выборочно (для подпечных фундаментов и др.). С древних времен русским мастерам были известны срубная,столбовая и каркасная конструкции. В центре и на Севере - срубная констр. – в основе сруб или клеть из горизонтальных рядов бревен образуют 4 стены. Стены сполбовых построек из сплошных рядов вертикально поставленных и вкопанных в землю бревен. В каркасной - промежутки между вертикальными каркасными бревнами зашивались горизонтальными рядами досок. В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции построек. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки (с 10-11 до 17-18 вв.), пятая стена делила сруб на избу и сени. На Севере - двухъярусный дом с двухскатной крышей с подклетом для хозяйственных целей и крытым двором. В Центральной России – двухъярусные, двор не крытый, примыкающий к боковой стороне, подклет невысокий. На Юге – избы низкие без подклета, двор по периметру хозяйственной постройки с 4-хскатной крышей. Хозяйственные постройки на расстоянии от дома с летней печью или кухней. В Сибири – усадьбы-крепости, высокая деревянная изба, амбар на расстоянии с глухим массивным забором. пространство избы делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию: - «Красный» или «святой» угол – парадное помещение с полкой-«божницей»; - «бабий угол» или «куть» - пространство около печи; - «подпорожье» или «кут» - мужское пространство (для занятий хозяина ремеслом). Главным предметом в избе - стол. Лавки, проходившие вдоль стен по всему периметру избы, заканчивающиеся «коником» у двери, функциональная деталь постройки. Дом олицетворял - окружающий мир (как и мир был целостным ансамблем). В его устройстве отражались космологические представления человека. Противопоставление «своего» (обжитого) и «чужого» (враждебного, связанного с нечистой силой) - идея оберегающей силы дома.. В жилище человек - композиционный центр (антропоцентризм). Изба - целостная структура, ансамбль (во внутренней и внешней, в вертикальной и горизонтальной структуре). Основа вертикальной структуры – троичность: крыша (внутри – потолок) символизировала небо, связывала дом с небесами (в древнем – не было потолка); из слухового окна под крышей на фронтоне лился основной поток света. Снаружи декор фронтона изобилует солярной символикой: образ коня – свет, солнце, бог Перун. Причелины вдоль фронтонов крыши с их несложным геометрическим орнаментом символизировали воду, ее запасы на небесах – «хляби небесные». Солнце изображалось на резных досках, свисающих с правого и левого скатов крыши (восходящее и закатное) и под коньком (полуденное). Окно светелка оформлялось солярной символикой, его конструктивные детали – курицы – делались в виде силуэтов птиц. Средняя часть - жилое пространство (соотношение дома и его обитателей с окружающей средой, с миром природы). Распространение красных окон (лазейки для внешних таинственных сил, они должны быть защищены охранно-магическим декором, а также связывали с окружающим миром и были источником света), украшенных снаружи наличниками с солярной символикой и убранных вышитыми полотенцами изнутри. С распространением крыши на стропилах появляется лобовая доска (широкая, прикрывающая место стыка сруба и фронтона, зашитого вертикальными досками), как бы определяющая границу небесного и земного мира, покрывавшаяся глухой резьбой (зооморфные, растительные – природа, окружающий человека мир). Образы лобовой доски взаимодействовали с солярной символикой наличников и как бы привлекали в дом свет, благополучие, плодородие и богатство. В жилищах Рус. Севера чаще вертикальные ритмы - идея взаимодействия с небом. Декор домов лаконичен и сосредоточен в верхней части постройки (солярная символика). В жилищах средней полосы и Поволжья - горизонтальные ритмы (взаимодействие с окружающим миром). Декор домов Поволжья (обилие глухой резьбы) - образцы воплощения древних мотивов народного искусства, стилистических приемов корабельной резьбы и заимствований из классической каменной архитектуры. В интерьере жилого пространства, декора почти не была (кроме Урала и Сибири – активно использовалась роспись). Декор жилища - с помощью тканей, предметов ДПИ, предметов обстановки. Образы архитектурного декора повторяются в декоре предметов, что объединяет жилище в ансамбль. Основа ансамбля интерьера - горизонтальная иерархия пространства. В красном углу (божий, святой) – обитал Бог, собиралась вместе семья (торжественные события), помещался стол (как престол в церкви). В противоположность красному углу была печь (древний языческий центр жилища; запечное и подпечное пространство – обиталище домового). В вертикальной структуре интерьера – особое значение пола и потолка (границы с обиталищем злых духов – подполье и чердак). Важное смысловое значение матицы – символически делившей пространство избы: пройдя под ней, человек попадал как бы из прихожей в парадное помещение. Подполье – подземный мир, полон духов.  
2. Сущность, структура и функции НХК. Особенность НХК - коллективность (нет авторов), передавалась устно(нет письменных источников), обеспечивается преемственность опыта. НХК – худож-ая культура народа, развивающаяся под влиянием утвердившихся в обществе норм, ценностей и идеалов. НХК – это художественная культура народа, развивающаяся под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей, идеалов. Древнейший пласт отечественного культурного наследия, главной частью которой - НХТ. Складывалась на Руси как культура быта и развивалась во всех слоях общества. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, система духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенная как в произведениях искусства и творчества, так и в сферах жизни (праздники, обряды и пр.) В культурах разных стран, эпох, цивилизаций доминирует одна и та же система ценностей, но проявляется она по-разному в художественной сфере. Художественная культура – совокупность созданных и распространенных в данном обществе произведений искусства, а так же форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Искусство – форма отражения действительности в художественных образах, с помощью художественных средств, а также средства и формы сохранения, изучения и распространения ценностей. НХК сложное и многогранное явление. Включает традиционные формы художественной деятельности и ее результатов (сказки, песни…), систему воплощенных в художественные образы духовно-нравственные ценности и идеалы народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Включает и формы, способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества. Имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и распространять в современном мире – мудрость народную. Сущность: ¾ складывалась как культура быта, развивалась во всех слоях общества (крестьян-й, купеч-й, боярс-й, княже-й и т.п.); ¾ передавалась из поколения в поколение (вариативность и традиционность); ¾ развивалась под призмой времени (10 в-в с церковн. иск-м, реформы Петра 1, классич-е иск., советское время, др. религии); ¾ формировалась под воздействием национально-культурных и национально-художественных традиций других народов (в России 130 этносов, теснейшее взаимодействие, совокупность художественных традиций различных видов и жанров, преемственность и сходство обрядов и традиций, обрядовых ритуалов (ленточки на березе у русских и хакасов). СТРУКТУРА НХК (лат. Строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей НХК, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях: ¾ ценности и идеалы народа (главный смысл ее предназначения ценности: родной земли, домашнего очага, матери и ребенка, культурного наследия предков); идеалы и образы совершенного, высшая цель стремления (народные герои); ¾ НХТ (созданное народом и бытующее в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, ИЗО и ДПТ, творчество народа отражающее общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы); ¾ способы создания, сохранения, распространения и трансляции произведений НХТ (традиции, обычаи, обряды, народная педагогика, все, что помогает донести до народа произведения НХТ); ФУНКЦИИ НХК- внешнее проявление НХК в системе отношений человека и общества, человека и мира. Это создание, изучение, хранение и распространение НХТ в системе НХК, влияющая на воспитание моральных, эстетических и духовных норм в человеке и обществе: ¾ Утилитарно-практическая (хранение, распространение, создание материальных ценностей, обрядов, обычаев и традиций как системы сохранения мира); утилитарный – практическая выгода, польза, прикладной, оценка явлений с точки зрения их полезности; целеполагающий, освоение и преобразование деятельности (хранение, распространение материальных ценностей народа с точки зрения их полезности и преобразовательной деятельности); ¾ Эстетическая (греч. – чувствующий, чувственный) – область художественной деятельности людей, выделяющая проявление ценностного отношения между человеком и миром; образовывает, обслуживает, несет в себе идеалы; ¾ Духовно-нравственная (дух – внутренняя сущность индивида; нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, способ регуляции человека и общества с помощью норм, в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого). Воспитание внутренней сущности с помощью норм в системе НХК (мораль сей сказки …)  
2. Традиционная крестьянская одежда, виды её украшения как форма народного искусства. Крестьянскую одежду классифицируют по признакам: ¾ Региональному (южнорусский, северорусский комплексы и др.) ¾ Этнолокальному (местные разновидности региональных комплексов); ¾ Половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин); ¾ Степени зажиточности владельца; ¾ Сословной принадлежности (однодворцы, казачество и др.); ¾ Социально-бытовым функциям (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, поживные); ¾ Практическому назначению (нательная, горничная, верхняя одежда). Рубаха - основа любого костюмного комплекса. По крою несколько типов: с прямыми поликами, пришитыми по основе или утку ткани (в сарафанном комплексе); косыми (трапецевидными) – поневный комплекс. Рубахи шили длинными – от ворота до пола. Будничная рубаха украшалась неширокой тканой полоской, праздничная – имела широкий красный «забранный» подол на всех четырех полотнищах. У холщовых рубах особенно украшались рукава, которые изготавливали красными, забранными. Южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева (распашная, понева-юбка, понева с прошвой), передник («запон»), наплечная одежда («навершник»), украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь, В композиции поневного комплекса - принцип симметрии, наличие 2х согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальности расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи – подчеркнутая массивность. Наиболее архаичный вид женской одежды. В основе поневы 3 полотнища черной, синей, реже красной домотканой шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивались кромками частично или полностью и образовывали прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку. Типы понев: распашная (спереди полы не соединялись и оставляли открытой часть рубахи); понева-юбка (шилась из 4-5 полотнищ); понева с прошвой (вставлялась одна гладкая темная ткань другой фактуры, нежели сама понева). Передник - поверх рубахи с поневой, служил дополнительным украшением. Интенсивность узора на нем нарастала от верхней части к подолу. По конструкции: туникообразные; высокий передник; короткий прямой передник. Поверх надевали навершник т.н. «шушпан», «насов», «сукман», «коротай». Наряду с туникообразными навершниками встречались и распашные. В некот. регионах (Тамбовская, Рязанская) - короткие навершники на лямках – «бастроги». В декоре - сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном. Северорусский сарафанный комплекс составляет: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. Композиционный центр декорировался особенно пышно (верхняя часть костюма – головной убор и плечевой пояс). Важной частью была душегрея (наплечная одежда) – из когроткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов «обжим»), коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Для их отделки использовали золотную бахрому, блестки, бисер. Среди головных уборов было четкое разделение на девичьи (перевязки, накосники, венец) и женские: ¾ Повойник – похож на чепчик, имеет множество видов, закрывал волосы, надевали под парадный головной убор и самостоятельно – дома; ¾ Кика – нарядный убор из 3 частей: сама кика (чело) – из бересты, кожи и покрытая дорогой тканью, оно возвышалось над лицом, сзади стягивалась завязками; сверху кики – сорока – чехол из дорогой ткани; сзади – позатыльник; ¾ Убрус – платок, сложенный в виде треугольника (надевали поверх кики, повойника или зимней шапки), складывался под подбородком так, что два его украшенных конца спадали на грудь; ¾ Кокошник – сделан из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый жемчугом. Символика головного убора отражает представление крестьян о мироздании, связывалась с его верхним ярусом. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни. Обувь – лапти, различали по способу плетения (прямое, косое и смешанное) и назывались «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». В зависимости от количества полос лыка (при плетении), их называли пятериками, шестириками, семириками. Дорогая праздничная обувь крестьян - коты (массивные кожаные туфли), с аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками, Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. УКРАШЕНИЯ. Непременная часть праздничных нарядов женщин и девушек: ушные, височные, шейные, украшения рук и поясов. Все украшения народного костюма обладали обереговым и декоративным назначением. Ушные: серьги (медные, серебряные, золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. На севере – жемчужные, на юге – с серьгами надевали гусиные «пушки» (белые шарики из гусиного пуха). Пушки могли служить украшениями головных уборов или подвешиваться у висков, а иногда на ремешках через уши. Височные: селезневые перышки «кудерьки» (на юге), «кружки» и «наушники» (подвески из пучков конского волоса – женский) Шейные: разноцветные дутые стеклянные бусы, бусы-«янтари» (из янтаря темного оттенка в неправильной овальной окатке), бисерные и металлические цепи, «гайтаны», «монистры», цветные ленты, жемчужные ожерелья. Поясные: однолопастные (Воронежская губ.) и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой. Традиционная крестьянская одежда – это не только одежда для бытовой нужды, но это определенная форма народного искусства. Она отражает бытовой уклад, традиции и обычаи народа, воплощавшиеся в символике, украшениях, орнаменте. Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью: рубаха, пояс, порты, верхний и нижний кафтаны, головной убор и обувь – лапти, сапоги. Рубахи шили из льняного, конопляного холста, украшая подол и ворот, оплечья и рукава полосами красноузорного тканья или вышивки. Косоворотка – рубаха с разрезом на левой стороне груди. Порты, неширокие штаны. Детская одежда по покрою и орнаменту почти полностью повторяла взрослую, но из более дешевых материалов и из меньшего кол-ва деталей. Девочки и мальчики носили длинные подпоясанные рубахи из льняного или конопляного полотна. Подростки: и длинные рубахи, и комплексы из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.  
3. Понятие «Этногенез». Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этногенез (греч. Этнос – племя, генез – происхождение, момент зарождения, момент развития). Происхождение, зарождение народа. Начальные этапы возникновения какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических (описательных), лингвистических (языковых) и антропологических (знаний о человеке) особенностей. Гумилев Л.Н. (1912-1992) рос. историк, географ, д.и.н. Создал учение о человечестве и этносах, исслед. биоэнергетическую концепцию этноген. в 1938-1939 гг. (назвал пассионарность). Люди - организмы, живущие в коллективах, возникшие и исчезающие в историческом времени. Коллективы – этносы, процесс их возникновения до распада – этногенез. У этнома есть начало и конец. Как и человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает. К истории применяют 2 теории: вращательную (циклизма) и поступательную (выше-ниже; лучше-хуже), попытка их объединить породила образ спирали. Но есть форма колебательная (вибрирующее движение, затухающее), именно она отвечает параметрам этногенеза. Этнос, суперэтнос возникает от микромутации, меняющей бытующий стереотип поведение на новый – более жизнеспособный. Проходит стадию подъема, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, и, либо распадается, либо сохраняется как реликт – состояние без саморазвития. Выделил - механизм пробуждения, активизации и угасания творческой энергии народов на разных стадиях его развития. Этногенез – это наука о народе, тесно связанная с НХК, т.к. понимание развития, формирования, существования, согл. теории Гумилева и погибание нации –источник информации, позволяющий понять события и факты, отразившиеся в их культуре. Выделил фазы: ¾ подъема – интенсивный рост пассионарного напряжения в этнической системе (от пассионарного толчка) – энергичная экспансия вновь возникшего этноса, резкий рост всех видов его активности, демографический взрыв, повышение подсистем этнической системы, формирование новой этнической доминанты и социальных институтов, высокая дисциплина системы, жесткая регламентация поведения членов, образование общности крайне активных людей с идеалами (300 л.) (Др.Рим периода первый царей -8-6 в. до н.э.; создание Халифата и распространение ислама – 6-8 в. н.э.;монголы – 11-13 в.; возвышение Москвы, создание единого государства – 13-15 в.); ¾ акматическая– рост численности, пассионарное напряжение на наивысших уровнях этой системы, господство пассионариев жертвенного типы (со стремлением к максимальному утверждению себя как личности), появление актуалистов, наивысшее число подсистем (субэтносов), предельная частота событий этнической истории, наступает «пассионарный перегрев» (здесь избыточная энергия тратится не на бурный рост и экспансию, а на погашение внутренних конфликтов), (провал крестовых походов из-за распрей вождей; смутное время в Рос.; распад единого улуса у монголов); ¾ надлома– резкое снижение пассионарного напряжения, сопровождающееся расколом этнического поля, рост числа субпассионарен, острые конфликты внутри этнической системы и повышение вероятности ее распада и гибели (гражданская война в России в нач. 20 в.) (через 600 лет от начала этноса); ¾ инерционная– некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения, укрепление государственной власти и социальных институтов, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей, активное преобразование вмещающего ландшафта, ориентация личности на общепринятый эталон для подражания (отклонение от него осуждается), успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов предыдущей фазы, характерный тип «золотая посредственность» (законопослушный, работоспособный человек), наступает совершенство культуры и порядка; ¾ обскурации– пассионарное напряжение убывает до нулевого, этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую фазу, невозможность конструктивного действия (из-за множества субпассионариев, со своими потребностями), узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, у власти циничные авантюристы, депопуляция; ¾ регенерации– короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза (восстановление этнических структур после внутренних катаклизмов и вторжений извне); ¾ мемориальная– завершение процесса этногенеза, этническая система утеряла пассионарность, но отдельные ее члены еще сохраняют культурную традицию прошлого (память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд).  

 






 

4. Понятие ценности в системе НХК. Ценности – иерархически расположенные и присущие индивиду мнения, чувства, и намерения совершить определенное действие. Ценности – связаны с установками одной стороны с нормами другой. Одним из первых дал определение понятия Клакхон – осознанное или не осознанное, характерное для индивида или группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор цели с учетом возможных средств и способов действия. М. Смит рассматривал ценность – как установку, действующую в качестве стандартов, посредством которых оценивается выбор. М. Рокич – устойчивая вера в то, что определенные формы поведения и состояния мира предпочтительны для личности и общества, чем какие-либо иные. Ценности – это то, что ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляя ее главный смысл и предназначение (родной земли, домашнего очага; матери и материнства; опыта, культурного наследия предков). Особое место – образы-идеалы героя на которое ориентировано развитие национально-культурной традиции. Качества человека, которые считаются значимыми. Утрата традиционных ценностей, ярко выраженных в традиционной НХК, грозит обществу деградацией. 3. Народный земледельческий календарь в системе художественной культуры. Календарь (лат.1 день месяца) в Др. Риме обязанностью каждого жреца было громкое провозглашение 1 дня каждого месяца. Основное занятие славян - земледелие, отсюда культура и основная масса праздников и обрядов носила земледельч-й характер. Выделяли зимний и летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие. На Руси в течение некоторого времени существовало 3 календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Встреча Нового года приурочивалась к началу марта, с 14в. церковь попыталась перенести его празднование на 1 сентября (в 1492 перенесли). В 1699г. ПетрI принял Юлианский календ. (Нов.год стал 1 января). В 1918г Рос. перешла на Григорианский календ. Но при этом народное времяисчисление по-прежнему опирается на смену времен года, с основой периода зимнего солнцеворота. Все праздники аграрного года насыщены приметами и пословицами, запретами и наставлениями, играми и плясками, обрядами и обрядовым фольклором, развлечением и обильной едой и др. Осень у крестьян – период сбора урожая:Лето – период созревания хлебов: ¾ Ильин день (20 июля/ 2 августа); ¾ Иван Купало (24 июня/7 июля) ¾ Покров (1/14 октября). Весна – призывали в марте, а начинали ее считать с Егорова дня (23 апреля/6 мая) Зима. Покров – Егоров день. Помимо основных годовых сезонов, выделялись переходные промежуточные: ¾ Пролетье (поздняя весна, раннее лето); ¾ Бабье лето (конец лета, начало осени); ¾ Осенины (середина сентября); ¾ Позимье (обычно октябрь). С принятием Христианства на Руси смешалось 2 картины мира – языческая и христианская (почитание святых, за которых закреплен определенный день в году). Святые вплелись в канву народных знаний земледельцев, в стройную систему времяисчисления. Русская церковь века боролась с язычеством. Но ни гонения, ни угрозы не привели к ожидаемому результату, язычество растворилось в религии, образуя новое – народный земледельческий календарь. От христианства – приуроченье к святым, от язычества – распределение между святыми забот о погоде, здоровье и сельском хозяйстве. Зимние народные праздники: Рождество (перед ним 40дн. пост и рождеств. солнцеворот) – по времени совпадало с зимним солнцеворотом - начало увеличения светового дня (25декаб). Святки отмечались с 25 декабря (7 января) по 6 января (19 января). У Др. Славян в этот период праздники, связанные с культом природы, ее возрождением. 31 декабря (13 января) - «индрец» Васильев Вечер (щедрый вечер) дети, молодежь ходили по домам, пели колядки, мотивы которых связаны с весенне-летними крестьянскими работами (магия первого дня – все, что происходило в первый день, распространялось на год). Крещение – накануне его крещенский сочельник, последний святочных гаданий. Один из гл. христианских праздников. На Руси Крещение связано с верой в живородящую силу воды. На Крещение в народе устраивали смотрины невест. В этот день если в воду падает снег, то год будет плодородным. Масленица – прощание с зимой и встреча весны, в нем выражены черты аграрного и семейно-родового культа. Условно-символические действия, связанные с ожиданием будущего урожая и приплода скота. Празднества обращены к солнцу «идущему на лето», все атрибуты призваны помочь солнцу справиться с зимой – особое значение солярных знаков (катящегося горячего колеса, блина, катание на лошадях по кругу). Блины – не только символ солнца, но и древняя обрядовая поминальная пища восточных славян. С культом предков связан обычай оставлять первый испеченный блин за окошком, чтобы его расклевывали птицы, или отдавать нищему для поминания усопших. Масленица самый веселый праздник, еще в субботу отмечали «малую масленицу». Дети катались с горы и по примете, кто дальше уедет, у того родится самый длинный лен. Воскресенье было принято наносить визиты родным, приглашать их на масленицу. Понедельник – «встреча масленицы» - дети делали горки и приговаривали «Позвал семик масленицу, прилетай». Вторник – «заигрыш» - молодежь приглашала друг к другу в гости, на горах покататься. Среда – «лакомка» - тещи приглашали своих зятей на блины. Четверг – «Шиширокий четверг» - кульминация. Гулянье широкое, игрища, кулачные бои один на один и стенка на стенку. Пятница – «тещины вечерки» - зятья угощали тещ блинами. Суббота – «золовкины посиделки» - невестка приглашала родных к себе или подруг. Дети играли в городки. Воскресенье – «проводы», «целовник», «прощенное воскресенье». За 50 дней до Пасхи. Покаяться, попросить прощения у живых и усопших. Сжигали чучело Масленицы стоявшее всю неделю. Огонь очищал и оберегал, призывал растопить снега и приблизить весну. ВЕСЕННИЕ праздники. 22 марта – Сороки. Праздник 40 великомучен-в. Считалось- в этот день прилетают жаворонки и кулики. Сорока начинает вить гнездо. Хозяйки выпекали из теста птиц. Дети пели заклики. Пели песни, водили хороводы. 7 апреля – Благовещенье. Грех заниматься делом. В этот день Гавриил принес Благую весть Марии о грядущем рождении Иисуса. Пасха – 1 воскремение первого полнолуния от дня весеннего равноденствия – издревле это был великий праздник скотоводческих и земледельческих племен. Накануне убирают избу, пекли куличи, красили яйца. Радуница – почитание предков. Вторник после пасхальной недели (радеть, заботиться). Красная горка – разгар весенних праздников, начиналась с Фомина воскресенья. Встречали весну, играли свадьбы. Солнце светит ярче, окрашивая оттаявшие пригорки в красный цвет. После обеда шли на кладбище, поминали усопших, украшали могилы. С восхода солнца молодые выходили на холм, держа круглый хлеб в одной руке, а красное яйцо в другой. Водили хороводы, гуляли. Семик – четверг (7 нед. от Пасхи) – зеленые святки. Егоров день (23 апр/6 мая). Перед выгоном скотины, хозяева ее гладили по хребту крашеным яйцом, которым потом одаривали пастуха. Скотину выгоняли веткой вербы. Начинают катать яйца с красной горы. Др.славяне почитали природу, украшали жилища ветками, Это конец вечны – начало лета. Культ зелени. Завивали березки, плели венки, бросали их в реку, гадали. Троица – 50ца – воскр. после семика, день накануне поминания усопших, Вождение хороводов у «субботних костров». Символ – русская береза. Праздничное шествие, хороводы, шуточное обливание, катание на лодках. ЛЕТНИЕпраздники Иван Купала – посвящен солнцу (культ огня и воды). Купальная ночь самая короткая – нельзя спать. Сбор трав, цветов папоротника. Ильин День – 20июля/2авг. В честь Ильи-пророка. Окончание сенокоса, начало жатвы. Символ – колос. Перунов день у язычников. Спас – 1/14 авг. – Медовый спас (спас на воде); 6/19ав – Яблочный спас (спас на горе); 16/24ав – ореховый спас (спас на полотне). ОСЕННИЕпраздники Семенов день – 1/14 сент. Встреча осени, праздновались Осенины. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали матушку Осенину с хлебом в руках. Капустки или Капустницы, после сбора капусты собирались в доме, солили капусту, пекли пироги. Зажинки – начало жатвы. Первый сноп «зажиночный» - именинный. Ставили его в красный угол до самых дожинок. Жожинки – окончание жатвы. После – пекли общий пирог из свежей муки. Собирали с полей оставшиеся несрезанными колосья, из них свивали венок, его одевали девицы и шли по деревне с песнями, впереди шел мальчик с последним снопом в руках. Сноп украшали лентами и ставили под образа (до Покрова, когда выносили во двор и с заклинаниями скармливали животным). Покров – 1/14 окт. В память о явлении Богородицы в середине 10 в. На Руси при Андрее Богословском в 1164 г. Первое зазимье. Откуда ветер – оттуда зима. Крестьяне начинали конопатить избу, затыкать щели до Покрова, а то не будет тепла. «Покровитель свадеб». НАЗВАНИЕ МЕСЯЦЕВ ПО СТАРИНННОМУ КАЛЕНДАРЮ: Стужень –январь; Лютень – февраль; Березень – март; Перезозон – апрель; Правень – май; Червень – июнь; Липень – июль; Серпень – август; Вересень – сентябрь; Желтень – октябрь; Листопад – ноябрь; Прудень – декабрь. Народный земледельческий календарь – отражение жизнедеятельности народа, его миропонимания и жизненного уклада. Этот календарь – воплощение гражданского, церковного и народного календаря в своем синтезированном виде сформировавшийся в течение нескольких веков и отразивший обычаи и обряды язычества и христианства  
5. Исходные понятия теории НХК: культура, художественная культура, НХК. Культура (греч.–возделыв., воспит.) –совокуп. материальных и духовных ценностей, система духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенная не только в произведениях искусства и творчества, но и в сферах жизни (праздники, обряды и т.д.). Ценности – то, что ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляя ее главный смысл и предназначение (родной земли, домашнего очага; матери и материнства; опыта, культурного наследия предков). В культурах разных стран, эпох, цивилизаций доминирует одна и та же система ценностей (проявляется по-разному). Составляющая любой культуры – качества человека и народа, которые считаются наиболее значимыми. Художественная культура – совокупность созданных и распространенных в данном обществе произведений искусства, а так же форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Художественная культура включает в себя искусство – как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью художественных средств, а так же средства и формы сохранения, изучения и распространения ценностей. Огромный вклад в изучение истории НХК внес Д.С. Лихачев. НХК – сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен) включает систему воплощенных в художественные образы духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Включает так же формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества. Имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранить в современном мире – мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту. Эти три понятия являются основополагающими в данной дисциплине. НХК – материальные и духовные ценности народа, воплотившиеся в произведениях искусства, формирующие мировоззрение и быт той эпохи, которой они принадлежат.  
6. Связь теории НХК с др. науками. Понятия: этнология, антропология, этнография, этнопсихология, фольклористика. НХК развивается на основе нескольких системных научных знаний: этнография, антропология, этнология, этнопсихология и фольклористика. Эти науки имеют свою специфику, но объединены воедино, т.к. все в той или иной степени рассматривают культуру народа; помогают понять формы и способы существования того или иного этноса, что в свою очередь, помогает разобраться в ценностях и идеалах народа, разобраться в их мировоззрении и особенностях развития их культуры. ¾ Этнология. Цель – описать культурные различия между народами и объяснить их развитие через призму времени. Предмет – теория этносов (теоретическое народоведение). Возникновение, развитие и распространение этносов, расселение, происхождение, социально-политческая структура, родство между этносами. НХК в контексте всех сфер развития этносов. Теории: эволюционизма Лурье «Историческая этнология»; дифференцизма – Ратцель (в формиров-и культуры – географич-я среда); функционализма – Турнвальд (в разв. культ. – процесс распространения из одного или неск-х определен. центров). Малиновский (связь м-ду сферами общественной жизни; функции культурного явления; культура служит индивидам; культура – механизм, с помощью которого человек решает проблемы окружающей среды) ¾ Антропология. Цель – изучение человека. Предмет – соотношение между этнологией и антропологией. Проблемы – особенности человеческих рас, специфики физического строения, умственных способностей, морали, традиций языка. Изучает НХК через призму проблем человека и человечества. ¾ Этнография – описат.наука. Цель – описать жизнь и быт различн. народов, их материальную культуру, традиции и обычаи. Предмет – «практическое народоведение». Проблема – создает базу данных, факты осмысления художественных аспектов жизни и быта различных народов, сохраняет самобытные формы народного творчества, отслеживает традиции развития НХК в разных регионах. ¾ Этнопсихология. Цель – исследовать психологические особенности различных народов. Создание научной базы для выявления глубинных знаний и смысла НХТ, образов и языка, определенных менталитетом, психологией и представлением о мире. Проблемы – историческая динамика; закономерности развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы творчества. Ученые: Шпет «Введение в этническую психологию», Гачев «Национальные образы мира», Юнг «Психология бессознат.». ¾ Фольклористика. Цель – сбор, систематизация и изучение фольклора. Особое место в развитии теории НХК, пополняет банк данных теории НХК, о конкретных видах и жанрах НХК, позволяя выявить его существенные черты и закономерности. Предмет – жанры традиционного народного творчества. Проблемы – спасение памятников НХК; сохранение имен народных мастеров с помощью фольклорных экспедиций.  
7. Менталитет, национальный характер, национальное самосознание - как явления народного мышления Термин менталитет имеет значение, близкое к понятиям установки умственной функции и мышления. С точки зрения Лурье, слово менталитет может выступать в паре с «традицией». Традиция выражается в менталитете народа, или менталитет – нематериальная составляющая традиции. Структуру менталитета – образует «картина мира» и «кодекс поведения». Это присутствующий в сознании человека стержень, который при разных внешних условиях может выступать в разных обличиях, но является единственным для всего этноса и служит его внутрикультурным интегралом. Национальный характер. Каждому народу присущ свой, отличный от других психологический склад. Художественная к-ра народа воплощает национальный характер в самобытных материалах и духовных формах. Особенности национального характера проявляются не только в произведениях народного творчества (песни, сказки), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках). Научная школа исследования нац. характера зародилась в сер. 20 в. Попытки определить нац. характер заняли несколько десятил., Лурье считает его вымыслом, т.к. члены разных наций имеют общие психолог-е характеристики (1960 гг. Дайкер, Фрейд, Иннельс, Левенсон, (отеч. - Бердяев, Ильин, Соловьев). Национальное самосознание. Сознание – выражение психических процессов, позволяющие понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической деятельности; осознание своего интеллектуального потенциала, нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Если посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, то самосознание направлено, главным образом на познание самого себя. Национальное самосознание – сознание нацией своего единства и своего места среди других общностей подобного типа на основе представлений о самом себе и о представителях других наций. Нация – исторически сложившаяся форма организации человеческой жизнедеят-ти. Обладает объективными (социокультурные связи и государственное объед-е) и субъективными качествами (национальное самосозн-е). Осознание общности нации ч-з осознание интересов своей нации, ее места в системе межнациональных отношений, ее прошлого, настоящего и будущего, ч-з приверженность к национальным ценностям – территории, языку, культуре, Только ч-з самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение личности как к своей социально-этнической общности, так и к другим общностям. Оно включает представление о территории, культуре, языке, об историческом прошлом и др. Структура национального самосознания (компоненты): - когнитивный(знания о собств. нац-й к-ре, сходстве соб. к-ры с др. нац культурами – проявл. в самосозн-и (этнониме), язык); - эмоционально-оценочный компонент (переживания относительно собственной этнической группы); - поведенческий (взаимоотнош. с другими нациями, умение выстраивать диалог, межэтнич. коммуникабельность). Признаки осозн-я своей этнической принадлежн: чув-во единой Родины, родств. связи; знание родного языка; отношение к историч-м традициям, матер-й, духовн. культ. народа; знание антропологич. особенностей этноса, характерных для него имен. Нац.самосоз-е (НС)–продукт соц-го разв-я личности и самовоспитания, формир. под влиянием объективных и субъективных факторов. НС не врожденно, формируется вместе с личностью чел-ка под влиянием ряда факторов. Дети от родителей наследуют биологический фонд, на основе кот. развиваются нац-е черты личности. Под вл-ем родителей, среды, идеологии, соц. системы образования и воспитания в школе и др. учебно-воспит-х заведениях получают нац-е и общечеловеч. ценности.  
4. Семейно-бытовые обряды и праздники. Рождение и имянаречение. Похоронно­-поминальный обряд Семейно-бытовые праздники и обряды сопровождают человека от момента рождения до смерти. Почти все они направлены на то, чтобы оберегать человека от злых духов, злого языка, сохранить здоровье. Этот цикл формировался не один век. Сознание того, что человек зависит от природы, от духов и божеств отражается в произведениях народного творчества, плачах и причитаниях. Художественная форма обрядов отразилась в детском фольклоре, колыбельных, пестушках, потешках и т.д. Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением. Главн. смысл – забота о рождении здорового ребенка и сохранение жизни и здоровья матери. Забота о ребенке начиналась еще во чреве матери, ее оберегали и налагали ряд запретов: контактировать с определенными предметами (веник, хомут, жердь, веревку); временные пространственные ограничения (кладбище, строящийся дом); в питье, еде (рыбу, заячье мясо, сросшиеся плоды, спиртное); социальные (смотреть на все неприметное). Желание беременной женщины нужно исполнять. Пол ребенка имел большое значение для материального состояния семьи, чтобы узнать пол, нужно понаблюдать (полнеет – жди девочку; живот округлый – девочка, обостряющийся – мальчик). При наступлении родов, с роженицей все прощаются. С ней остается бабка–повитуха и муж. Повитуха должна быть: доброжелательной, не отмывать усопших, не молодой, желательно вдовой, не должна брать деньги за работу. Муж – развяз. на ней пояс, давал испить из своего сапога, прижимая коленом спину жены. Если рожать стоя – обводят ее 3 раза вокруг стола (в углах его соль), держась за привязанный к брусу кушак. Для облегчения родов помещали в большую купель из дуба или березы, в хорошо истопленной бане. Открывали все замки, расплетали волосы, снимали и развязывали украшения. После родов, повитуха, обрезала и завязывала пуповину, если нужно, правит голову. Мыли младенца в чуть теплой воде, в которую клали серебр. монеты. Ребенка оборачивали отцовскими портами, старыми рубашками – чтобы был спокойным (оберег и связь между ними). Для красоты его – покрывали материей зеленого цвета. Крещение натощак на 8, 40 день с рожд. Кум покупал крестнику крестик, платил священнику, делал подарки родне, одаривал повитуху. Кума – крестильную рубаху, матери – отрез холста. При выходе из дома кум нес мальчика, кума – девочку, по пути нельзя было оборачивать, громко говорить, спотыкаться. После крестин - поздравление отцу и матери, кумовьям, повитухе. Младенца свивали и клали к матери на расстеленную шерстью вверх шубу (события, случившиеся при родах и крестинах - указание на будущую судьбу – счастлив: родился в «сорочке», девочка похожа на отца и наоборот, в день его рождения случилась прибыль). После крестин повитуха в доме еще неделю. Смотрит за ребенком. Воду после крещения выливали в укромное место, где не ступала нога человека и животного. При встрече с крестин ребенка клали на вывернутую вверх шубу под которой были предметы-обереги. Младенца клали под образа или печь и обращались к домовому с просьбой принять в дом: «Родной приходи, да смотри, в доме укрепи». На крестины собирались все члены семьи. Гости приносили подарки. Бабка-повитуха накрывала на стол, варила «крестильную кашу» (пшенная каша с петухом или курицей, украшенная яйцами) – ритуальное блюдо – отождествление рождения младенца с плодородием земли, скота. Кашу ставила на стол в горшке, а горшок – в меховой шапке. Первым угощала отца младенца. Обряд включал в себя обязательный сбор денег, награда повитухе за ее работу. Поверья: люльку не качают пустой – чтобы спал спокойно; не стригут ногти и волосы до года – чтобы рос хорошо; не дают смотреться в зеркало – чтобы не запоздал в разговорной речи; не метут около него – чтобы быстро пошел. Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи.Смерть (неизбежное) издревле сопровождалось определенными ритуалами. Согласно древнеслав. предст-ям, душа покидает тело со смертью человека, она возносится вместе с дымом погребального костра и уходит в страну мертвых (расположение этой страны у разных народов различное: на небе, на земле, под землей; в лесу, реке, горе). Согласно Христ. Вееров-ю, душа проповедника попадает в рай, грешника – в ад. С установл. христ-х обрядов многие черты народной обрядности сохранились. Подготовка к смерти. Важно заранее готовиться к смерти, приготовить себе смертную одежду. Предчувств-й близость смерти, старался совершать добрые дела. После смерти. Зажигают свечи (горят пока в доме покойник). Тело обмывают у порога избы (клали на стол ногами к печи и омывали 2-3 р. теплой водой с мылом из глиняного горшка). Одевали в чистую одежду, чаще всего в белое. Женщин молодых – белое платье, пожилых – в темные. Девушек брачного возраста – в свадебное платье. Покойник лежал на лавке, на соломе, в переднем углу избы, лицом к иконам. В избе - тишина. Над телом читали молитвы, приходили прощаться. Гроб изнутри устелем мягким, под головой подушка, сверху покрывало. Окропляли гроб святой водой. Тело с молитвами переносили в гроб с закрытыми устами, скрещенными руками на груди, правая рука поверх левой, в левой – платок. Возле гроба ставили 4 свечи в виде креста (над головой, под ногами, сбоку). В гроб - деньги. На лбу венчик – полученный при отпевании. Хоронили на 3-е сутки, после обеда, но до заката солнца. Следование похорон: 1м - несший икону; несущие крышку гроба (узкой частью вперед); духовенство; несли гроб (на полотенце, жердях, носилках, санях – перевернутых кверху полозьями); близкие родственники; соседи, знакомые, любопытные. Перв. встречному подавали краюшку хлеба на полотенце (обязан взять). Перед опусканием в могилу - целование умершего. В могилу опускали церковные свечи, клали горсть земли. Хоронили лицом к востоку, в ногах устанавливали крест. Ели кутью, бедным и нищим раздавали угощения и деньги. Самоубийц хоронили в лесу. Воров, разбойников не отпевали. До 1пол. 18 в. хоронили в церквах, вблизи них, после – на кладбищах. Поминали на 3,9,40 день, и в Мясопустную родит. Суб. (2 недели до Великого Поста), в Троицкую вселенск родит. Суб. (49 день от Пасхи), 2,3,4 субботу Велик Поста; на Радуницу – вторник (9 день после Пасхи), Дмитриевск суб. (8 ноября). Похоронные песни-плачи происходят из глубокой древности. В причитаниях - мифологические представления о смерти как о существе, от которого зависит прекращение жизни человека и религиозные взгляды о вере в загробную жизнь. Отношение к умершему двойственно (старались обеспечить всем нужным; боялись и старались от него уберечься). Причитания - составная похорон-го обряда. В деревнях существовали специальные плакальщицы. Особое развитие причитание получило в 18-19 вв. (усиление гнета крестьян). В плачах значительно расширилось изображение нищеты и горя деревни. Причитания создавались женщинами, которые более эмоциональны. Русские причитания, по идейно-художественному содержанию делят на: северные (развернутую картину жизни и быта крестьянских семей); южные – меньшие объемом, состоят из отдельно взятых фраз, чередующихся с возгласами. Композиция причитания: зачин (обращение к умершему); повествование (не прерывается лирическими отступлениями, содержит оценку). Поэтический язык эмоционален с вопросительными и восклицательными интонациями, часто описание природных явлений, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большое количество эпитетов («ясный сокол», «добрый молодец»). Наивысшего расцвета жанр причитаний достигает в творчестве народной поэтессы И.А. Федосовой (1831-1899), ее причитания связанны с 60-70 гг. 19 в., когда крестьянство испытывало гнет.  
8. Изучение НХК в контексте художественной культуры: академические школы и научные направления. Академические школы были связаны с западноевр. наукой, применяли ее методы к русскому и ко всему славянскому материалу. Мифологическая школа. Возникла в Зап.Евр. в нач. 19в., в период расцвета романтизма. Основоп. – братья В. и Я. Гримм, поставившие целью воссоздать немецкую мифологию, для чего занялись изучением фольклора и языка древних германцев. Они первыми указали на связь корней национальной культуры с древними народными верованиями – язычеством. Идеи школы в сер. 19 в. разделяли А. Кун, В. Шварц, В. Маннгардт в Герм., М. Мюллер в Англ., А. де Губернатис в Ит., Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев в Рос. Отталкиваясь от идей Я. Грима, ученые развивали собственные идеи. Одни - ставили целью реконструкцию древних «арийских» мифов (А. Кун); другие полагали, что содержание мифов к осмыслению небесных (солярных, грозовых) явлений (В. Шварц); третьи рассматривали мифологию как своеобразную «болезнь языка» (М. Мюллер). Представления о связи языка, мифологии и фольклора, о мифе, как о результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из кот., развив-сь все жанры фольклора. Тесная связь науки о мифологии с языкознанием. Фольклор изучали сравнительно-историческим методом, разработанного на материале языка. Цель мифологов реконстр-я единой мифологии др. индоевроп-в. Русская мифологическая школа оформилась в 1840-1850 гг. (Ф.И. Буслаев - связь фольклора, языка и мифологии, выделил коллективный принцип природы худож. творчества народа, применив мифологич. анализ к словесному материалу). Исслед-я мифов сплетались с изучением языка, фольклора, традиционной НК, древнерусской лит. Наука не располагала аутентичными записями древних славянских мифов; приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников. Впоследствии в России мифологическая школа получает ряд разновидностей: Метеорологическая («грозовая») связала происхождение мифов с атмосф.и явл-ми. (Миллер, в Рос.–Афанасьев (сравнивал славянские с мифами других народов, -вывод - сказки индоевроп-х народов созд-сь на основе воззрений арийского народа на природу, с главными типами сказочн. эпоса, ее истоки разнесли разделив-ся племена по сторонам, - сход-во сюж-в и образов). Неосимволическая –в 50-60г. 20в. в Зап. Евр. и Америке. Ее источник - теория К. Юнга «Учение об архетипе» (человеческие первообразы), хранящегося у каждого человека в области бессознательного. Бессознательное- историческая подпочва психики, с мифологическими мотивами и образами. Эти образы являются осадками, накопившимися в течение многотысячного опыта. Главная цель мифологической школы – реконструкция мифологии и древнего фольклора. Школа заимствования (миграционная) (50-70г.19в.). Сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока, объясняли прямым или косв-м заимствованием, распространением из одного или неск-х очагов. Основоп. – нем. востоковед – Бенфей (1859)- сходство сказочных сюжетов в мировом фольк., на примере судьбы сборника «Панча Тантра» (Пятикнижие) В.Г. Белинский - сказки на богатырские и сатирические (что в Западных – рыцарский характер, в Восточных – фантастический). А.Н. Пыпчи показал связь русской словесной культуры с Восточной и Западной. Стасов доказал, что сюжеты русских былин и образы богатырей заимствованы с Востока. А.Н. Веселовский - сходство определяется их общими основами, либо заимствованием содержания одного у другого. Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.). Фольклор неотделим от истории, произведения фольклора всесторонне обусловлены породившим их временем. Некоторые жанры отражают исторические представления самого народа. Много исслед-й: Калайдович–1818 (Садко 12в.– Каменная церковь). Дашкевич–1883г. (Алеша Попович – Калинская битва 1223г.). В. Ф.Миллер (90е.19в.)-исследов-ль былин долж.ответить на 4 вопр.: Где? Когда? С какими событиями? Какие поэтич-е источники? В Рос. (В.Ф. Миллер, Н.С. Тихонравов, Б.М. и Ю.М. Соколовы), толковали народно-поэтические пр-я (былины и исторические песни) как отражение определенной исторической реальности. Локальное и историческое приурочение достигалось обычно с выявлением «параллелей» в письменных памятниках по сходству имен, географических названий, бытовых деталей, реже исторических событий. Систематизировала сюжетный состав и создала историческую географию народного эпоса. В Зап. Евр. до кон. 19в. господствовала теория заимствования. В 60-х г. в Англ. – теория самовозраждения сюжетов (ввела в науку множество фактов, с помощью которых разработали учение об анимизме, тотемизме, магии).  

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 29; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По содержанию конституции бывают | Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры 2 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты