КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры 3 страница
17. Становление и развитие отечественной фольклористики.
Русская фольклористика зародилась в 18 в., оформилась в первой половине 19 в..
Фольклористика – наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал – В.Н. Татищевым (написал программу по собиранию исторических и географических сведений).
С середины 18 в. появляется ряд сборников, содержащих фольклорные тексты. Научное требование записывать и публиковать народные сказки, появились в 19 в. Но сборники 18 в. сыграли свою роль в развитии фольклористики.
Уникальную научную ценность - рукописного сборника былин, исторических песен и других жанров Киршы Данилова (сер 18в.).
В отечественную войну 1812-1825г. воспринимали народность как самобытность, возросла роль фольклористики.
В первой трети 19 в. Пушкин своей деятельностью способствовал пониманию значения фольклора, обратил внимание на быт и фольклор древних народов.
С конца 30-х гг. в России появились разные идейные течения:
- 30-40 – Белинский, Герцен – революционно-демократическое направление;
- 50-60 – Чернышевский, Добролюбов – критиковали академическую школу, стремились утвердить свой принцип историцизма;
- 40-е – оформилось направление западников (ценили преобразования Петра) и славянофилов (ценили национальную самобытность, развернули работу по собиранию фольклора и языка).
В 50-60 е гг. были выработаны основные принципы собирания фольклора и публикации фольклорных сборников. В работу по собиранию фольклора включились широкие общественные круги. Появилось отделение этнографии, активно занимающееся сбором фольклора.
В 30-40е деятельность Даля (малые жанры).
50-60 – Афанасьев – сказки (3 тома текстов, 1 – научных комментариев).
В середине 19 в. Рыбников – 38 былин.
19-20 – широкая экспедиционная работа.
В начале 20 в. – первые сборники частушек, появился свод отдельных фольклорных жанров. Появились основные классификации.
Становление и развитие отечественной фольклористики, процесс, начавшийся в 18 в. и не прекратившийся по сей день. Собирание и изучение фольклора ведется и в наши дни, но носителей, источников становится все меньше, соответственно возрастает актуальность собирания фольклора.
| 9. Фольклорный театр и его художественные традиции
Фольклорн. театр многообразен: представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаганы, раек, вертеп, народная драма.
Истоки его в глубокой древности (древнеславянские праздники и обряды с ряженьем, пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками).
Первые актеры на Руси скоморохи – «потешники», развлекали народ своими шутками и веселыми сатирическими сценками.
Скоморохи: оседлые и прохожие (бродячие), были и скоморохи одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем. Бродячие ском. разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, разыгрывали «небывальщины» (сюжет: мужик и барин, мужик и церковнослужитель, хитрый старик, который притворяется глухим, но все слышит), исполняли «скоморощины» (иногда былины). На ярмарках показывали «Медвежью комедию» (с настоящим медведем) из 3-х частей: пляски медведя с козой (изображал мальчик, держа в руках на палке козлиную голову с рогами); пляска медведя с поводырем; борьба медведя со скоморохом.
Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль богатырей. В 1648г. царским указом запретили скоморошество, но не искоренили.
Появление кукольного театра также связано со скоморошьими играми. Скоморохи-кукловоды устраивали кукольные спектакли с главным персон. – озорным и веселым Петрушкой, который часто заполнял паузы между различными театрализ. действами. Любимый герой, удалой смельчак и задира, сохранявший чувство юмора и оптимизма в любой ситуации, выразитель социального протеста. Постоянно действовали 2 героя – Петрушка и городовой; Петрушка и лекарь и т.д. Сюжеты самые обычные, жизненные: Петрушка женится; покупает лошадь у цыгана; спорит с городовым и т.п., но он неизменный участник конфликтной ситуации, которую зачастую сам же и провоцирует. Герой с острым языком и дубинкой всегда чинит суд и расправу над враждебными силами (поп, который обманывал народ; лекарь, который плохо лечил; татарин – память о татарском нашествии; полицейский; обманщик и т.д.). В конце предст-я – появляется черт, либо смерть.
Комедия о Петрушке – памятник устной народной драмы (она не имела постоянного текста и бытовала во многих вариантах).
Был распространен и вертеп (особенно в южных обл.) – переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева и других материалов куклы. «Зеркало сцены», открытое публике, было разделено на 2 этажа: сверху на крышке – миниатюрная колокольня; на ней за стеклом горела свеча (волшебный характер действию). Куклу прикрепляли к стержню, нижнюю часть которого держал кукловод, скрытый ящиком, на верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты (Рождества Иисуса Христа, произошедшего в пещере – в переводе «вертеп»; «Царь Ирод» - предание об истреблении Иродом младенцев и о каре, настигшей его за злодеяние), на нижнем – житейские, чаще всего комедийные.
С ростом городов и популярности русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища, Наиболее распространенным был раек.
Раек – небольшой в аршин во все стороны ящик с 2 увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенным изображением разным городов, великих людей и событий. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому номеру, часто очень замысловатые. Раешник показывал картинки, комментировал их, рассказывая об изображен. там событиях, иногда критикуя власть и установленный порядок, затрагивал животрепещущие проблемы.
Основа райка - лубочные картинки (своеобразная народная библиотек). Раешники развернули эти картинки в «потешную панораму», прибавили к этому игру со зрителями. Раешное представление включало в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Они по-своему просвещали посетителей ярмарки, расширяли их кругозор, занимая и потешая зрителей. Своими прибаутками оживляли картинки (лубочные картинки утрачивали статичность), пояснения делали из злободневными.
Популярность приобрел и балаган. Его строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещалась сцена, занавес и скамейки для зрителей. Снаружи – гирлянды, вывески. Труппа балаганов состояла из бродяч. артистов, дававших несколько представлений в день – интермедии, фокусы, клоунады. Выступали певцы, танцоры и просто «диковинные люди».
Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах – своеобразные спектакли на исторические, бытовые, религиозные темы и сюжеты. Разыгрывались обычно в избе, просторных сараях или под открытым небом. Их тексты – произведения устного народного творчества, созданы неизвестными авторами (они варьировались).
Фольклорный театр включал в себя многообразные, яркие представления, - он отражение жизни, взглядов народа, их ценностей и идеалов через смешные, порой не затейливые представления и увеселения.
| | 18. Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества.
Фольклор – массовое творчество, форма создания, распространения и бытования произведений. И передаваясь «из ус в уста», из поколения к поколению, произведения теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно углубляли то, что интересовало их. На традиционной основе рождалось новое, но при этом не просто копируя традицию, а дополняя ее.
Фольклор (англ. – народная мудрость) – обозначение деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего в дописьменный период. Термин ввел У.Дж. Томсом в 1846 г. (англ. Археолог), понимался как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. Сейчас фольклор трактуют как: устное поэтическое творчество; совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества.
При многообразии региональных и локальных форм, фольклору присущи общие черты: анонимность; коллективность творчества; традиционность; тесная связь с трудовой деятельностью, бытом; передача устно. Коллективная жизнь определяла появление у разных народов однотипных жанров, сюжетов, средств художественной выразительности (гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения). Роль фольклора особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее влияние и испытывая обратное воздействие.
Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, верования, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Духовное богат-во Др.Руси - устное нар. твор-во: песни (бытовые, обрядовые, исторические), пословицы и поговорки, сказки и былины.
Многое не сохранилось (стали записывать в 18 в., когда многое уже было утеряно, т.к. Рус. Правосл. Церковь стремилась искоренить остатки язычества).
Место в фолькл. тв-ве Руси - предания о природе, жизни и смерти, культов. обряды (с приурочен. песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями).
Распространены песни (за работой, на праздниках, на тризнах и пирах, плачи –в похоронных обрядах). Заговоры, заклинания - средство воздействия на внешний мир. Обращения к силам природы, духам (способствовавшим выздоровлению, удачной охоте, урожаю).
В сказках - борьба добра и зла, добро побеждает (стремление людей силой слова, заговора повлиять на стихийные враждебные силы). Мечта о хорошей, счастливой жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, дворцы, вырастающие за одну ночь).
Пословицы, поговорки вплетены в письменные источники. Летописцами использовались и народные загадки (в Новгор. летописи 1016г. - о разведчике, направленном Ярославом в лагерь противника на встречу со сторонником с вопросом: «что ты тому (Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а дружины много». Ответ: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». Ярослав понял, что в ночь нужно идти в бой).
Особое место занимают былины, возникшие в период развития феодальных отношений (о борьбе Добрыни со змеем, о Добрыне-свате, об Алеше Поповиче и Тугарине, о Соловье-разбойнике, цикл об Илье Муромце, Микуле Селениновиче). Наиболее ранние былины о князе Вольге Святославовиче во многом переплетаются с языческим мировоззрением (образ князя-кудесника, искусного охотника, хитреца и оборотня). В былинах нет идиллической картины прошлого, в них мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которых можно добиться руками самого народа в лице его богатырей. В былине о борьбе Добрыне со змеем - борьба Руси с внешними врагами (змей - воплощение злой силы, победа над ним – победа над недругами). В Илье Муромце слились все лучшие черты русских богатырей: патриотизм, сила, любовь к родине, к людям, отсутствие корысти.
Фольклорное творчество, возникло до письменности, развивалось, жадно вбирало в себя культурное наследие разных эпох. Годы наслаивались друг на друга новые темы, идеи, отражая прошлое и надежды на будущее, переплетаясь с умелой выдумкой.
Фольклор как совокупность всех видов народного творчества.
Народное творчество в настоящее время существует в разных проявлениях: бытовое художественное творчество неформализированного досугового характера, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор. Все это связано с народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой.
Фольклор неотъемлемая часть живой культуры, имеет специфические черты: коллективность творчества, бытование в народе; отсутствие авторского начала; импровизационность в рамках заданной традиции; вариативность, наличие нескольких вариантов текстов, мелодий, сцен и т.п.; синтетический характер (одновременное использование нескольких искусств: инструментального, вокального, хореографического, театрального); синкретизм (сочетание) творческой и социальной деятельности; условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.п.); игровая сущность (ряжение на Коляду, Масленицу; народные праздники всегда сопровождались играми).
Фольклор – не материальное явление культуры, народная мудрость и коллективная творческая деятельность народа с помощью устного народного творчества (словесных, музыкальных, игровых).
| | 10. Явления площадной культуры. Синтез и самобытность.
| | 19. Понятия традиций в НХК.
Понятие «традиция» - имеет несколько значений, причем исключающих друг друга. В узком смысле, традиция – наследие прошлого, которое принципиально, не изменчиво.
К примеру, словарь культурологи гласит, что традиция (о лат. – передача) – элемент наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в течение длительного времени. Традиция – передача. Традиция передается либо: через повторение действий; через фольклор.
Фольклор – массовое творчество, форма создания, распространения и бытования произведений. И передаваясь «из ус в уста», из поколения к поколению, произведения теряли то, что несло на себе печать индивидуальности, но одновременно углубляли то, что интересовало их. На традиционной основе рождалось новое, но при этом не просто копируя традицию, а дополняя ее.
Следовательно, можно рассматривать традицию как нечто, находящееся в процессе постоянного изменения. Как двуединое: креативная (творческая) и консервативная составляющие.
Традиция – как неподвижный, не изменяющийся стержень культуры, вокруг которого подвижная, изменчивая культурная «периферия».
Если исходить из этой трактовки, традиционная НХК может рассматриваться как устойчивое ядро художественной культуры общества, а этнос – как носитель традиции.
Этническая традиция включает в себя культурные и мировоззренческие устои, учит добру, содержит правила неизменного поведения, Имеет в каждом этносе неповторимые особенности.
В НХК в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы, ценности, идеалы, обычаи, обряды. Традиция требует единой направленности произведений: учит добру, содержит правила жизненного поведения человека.
Элементы культурного наследия народа:
- межнациональные, общечеловеческие и духовные ценности;
- люди-символы, события-символы (Ломоносов, Каменский, Толстой, Сухомлинский);
- произведения народного творчества (пословицы, поговорки).
Приобщение к элементам культурного наследия происходит в общеобразовательной школе на уроках истории и литературы, а так же на уроках русского языка и культуры речи, но % невелик.
В большей степени приобщение к этнохудожественным традициям происходит при реализации программ, опирающихся на народное творчество или народный календарь (в детском саду, в фольклорных коллективах, кружках, учреждениях дополнительного образования, СПО и ВПО по специальности НХТ).
| | | 20. Соотношение понятий «народная художественная культура», «НХТ», «фольклор».
Специфика НХК в том, что она воплощает в себе традиции.
НХК – древнейший пласт отечественного культурного наследия, главной ее частью является НХТ (песни, сказки, танца и т.д.). В старину они передавались из поколения в поколение в бесписьменной форме и поэтому все время варьировались и не имели автора (коллективное творчество).
НХК складывалась на Руси как культура быта, развивалась о всех слоях общества, во всех народах (в России их 120) под призмой времени (более 10 веков во взаимосвязи с церковным искусством, на православной вере; в 18 в. под влиянием западноевропейского искусства – оперного, театрального; в советский период – с новыми формами художественной жизни; в современный период – с разными религиями). Понятие НХК более широкое нежели НХТ.
НХТ – созданная народом и бытующая в народе: поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, ИЗО и ДПИ творчество.
Фольклор (устно-поэтический и музыкально-драматический) – бытовая традиционная для этноса духовная философия – эстетическая культура, отражающая ее менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации. Важная часть национальной духовной культуры народа. Основная особенность нации – общность – проявляется в народном творчестве.
Фольклор – часть духовной художественной культуры народа. Фольклор – не материальная область культуры.
Понятие НХК шире, чем понятия НХТ и фольклор, Фольклор отличается от НХТ, тем, что он бытует только в устной форме. Но все эти понятия – культурное наследие народа, передающееся из поколения в поколение, несущее в себе мудрость веков, развивающееся и преобразующееся во времени.
| | |
|