Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Раздел 3.




1. Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве. Педагогика НХТ – воспитание и обучение с помощью народных традиций, произведений народного творчества, отражающих жизнь, воззрения и идеалы, созданные народом – народное воспитание. Этнокультурное пространство – этнос – народ; пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов, т.е. форма существования народа. Педагогика НХТ в этнокультурном пространстве = народному воспитанию в жизни народа, либо педагогическим явлениям народной жизни. Народное воспитание – важный, незаменимый компонент духовной культуры народа в целом, она воспитывает чувство и интеллект, передаваясь из поколения в поколение, несет мудрость веков и совершенствуется со временем духовно обогащая этнокультурное пространство. Педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа, Они являлись частью совокупных знаний о природе и обществе, входили в общий состав сведений народа о жизни и окружающей действительности. В народной педагогике все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими и др. знаниями народа. Педагогические явления присутствовали во всех сферах народной жизни (на свадьбе, молодежных праздниках, поминках, в трудовой деятельности). Солнце – одно для всех. В педагогической поэтизации отражается национальный характер и национальное видение мира. Конкретные же особенности природы (того или иного народа) очень сильно влияют на формирование национальных черт (чуваши обожествляют дуб – о нем песни, загадки, пословицы, сказки, Юманом (дубом) именуют народных героев). Для русского человека священное дерево – береза – символ родины. Любовь к родине начинается с березки у крыльца. Она незаменима в работе (из ее древесины: топорище, соха, борона, метла, веник; из бересты: посуда, обувь, первая русская бумага; лучина – источник света, дрова – источник тепла), березовая роща – краса земли. «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утишает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает» (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвой горшков, банный веник). Ушинский обратил внимание на роль природы в формировании человека и целого народа, на отражение природных условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на людей настолько могущественно, что разрушение этих условий может довести человека до мучительной тоски по родине. Обычай, обряд, праздник. Песня, труд, борьба народа против социального и национального гнета – все это прямо или косвенно связывалось с педагогическими явлениями. Воспитание выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа, обеспечивая преемственность поколений. Народное воспитание включало в себя и определенные виды обучения, предлагавшего усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находилось в едином целостном процессе и дополняли друг друга. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. История – одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика исторических уроков, содержащихся в устном народном творчестве на протяжении многих веков, оказывали влияние на духовно-нравственное формир-е будущих поколений. В произведениях устного нар. тв-ва содержится полный нравственный кодекс человека: любовь к родителям, верность и справедливость, любовь к труду и презрение к бездельникам и лентяям, ненависть к угнетателям, бесстрашие перед врагами и грозными силами природы, любознательность, чуткое отношение к старым и старшим и.т. В памятниках народной педагогики определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приручении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи. Старинные русские игрушки свидетельства педагогической мудрости народа, его высокой педагогической культуры (знание психологических особенностей детей, проникновение в мир детства). Народ – неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым, главным образом, в процессе труда (пряли – пели, рассказывали сказки; работали в поле – пели…). При этом искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда – они должны быть не только удобны, но и красотой радовать глаз. Украшения орудий труда (упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.п.) носили характер массового всенародного художественного творчества, народ искал радость в труде. Создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности (вышивки, кружева, праздничные девичьи наряды, деревянная резьба на оконных наличниках, ставнях, карнизах). Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая народом, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры. Народная педагогика ставила и задачи умственного развития детей (сказки, загадки, скороговорки в устном народном творчестве). Физическое развитие детей, посредством всевозможных подвижных игр, национальной борьбы, скачек и др. В произведениях устного народного творчества отражена забота о здоровье молодого поколения, воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость. 11. Истоки культового зодчества. Строительство храмов. Истоки культового зодчества в языческих верованиях и традициях славян – первые следы архитектуры, это языческие святилища. Следы почитания славянами своих древних божеств обнаружены на всей территории славянского мира (от Одера до Оки) – курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища. Исследования древнеславянских святилищ опираются на особенности славянского язычества. Основные признаки культовых памятников славян: особая круглая форма капищ, распространение их в труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров. Типы языческих святилищ (из известных на сегодня): 1. круглые площадки – капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям; 2. малые городища – святилища, круглые площадки, огороженные рвом и невысоким валом; 3. храмы – деревянные постройки, внутри которых находились идолы; 4. городища – убежища, на которых располагались святилища; 5. большие культовые центры, в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов. Истоками деревянного культового зодчества в России являлись: византийские традиции храмового строительства; архитектурно-строительные приемы, сложившиеся при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором; отголоски языческих культовых сооружений; традиционные представления и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохрист. времена. Классификация культовых построек: по назначению – часовни; церкви; отдельно стоящие колокольни; по покрытиям – шатровые, многоглавые, кубоватые; по общему объемному решению – клетские, ярусные; по форме алтарной части. Часовни – в отличие от церкви не имели алтаря (не совершалась литургия); распространены были на Севере. Виды: - часовня-амбар – маленький срубик на столбе, предназначавшийся для хранения культовых предметов; - часовня-навес – сооружалась над предметами религиозного поклонения; - часовня-храм - сруб с двухскатной крышей, главкой, иногда с небольшой звонницей на крыше или с приставленной колоколенкой; - часовня-гробница – заупокойный храм. Церкви: - клетские (повсеместно). Сруб (клеть) с 2скатной крышей и главкой на ней; иногда пристраивалась колокольня (в Карелии крыши - невысокими, в Костромск., Вологодской, Владимрской – высокие, заостренные, клиновидные крыши, с широкими галереями-гульбищами, окруж-х церковь); - ярусные (в средней полосе Рос) – пирамидка из нескольких срубов, поставленных друг на друга (8рик на 4рике); - шатровые – их покрытием служил шатер (особенно на Севере; в Заонежье «8рик на 4рике с повалами» - бревенчатыми карнизами вверху срубов; в Архангельской, Новгородской, Вологодской – «восьмерик до основания» - до земли и шатер над крестообразной в плане постройкой; в Мезенском и Пенежском крае – «шатер на крещатых бочках» - двухскатные крыши «бочкой» образовывали крест; на Северо-Западе Архангельской обл. и Восточной Карелии – многошатровые храмы с неск-ми шатровыми главами – 3-5 шатров); - многоглавые – 5, 9 и более главок на одном объеме (венчали крышу одного сруба); а также на основе ярусной конструкции; - кубоватые – основное здание имело покрытие «кубом», форма куба была более всего приближена к куполу (17-18 вв.); К церквям иногда пристраивались трапезные – помещения для праздничной трапезы после службы, бывали и отдельно стоящие. Художественно-образная система храма. Народные мастера мыслили едиными ансамблевыми категориями. Ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества. Образ храма – это и образ мира с его троичной структурой, и небо на земле, и тело Христово, и дом Божий. Устройство храма восходит в ветхозаветной традиции (через византийское зодчество): алтарь, средняя часть и притвор (храм ориентирован на восток!). Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на корабль (символизировало Ноев ковчег). Центральная система в виде круга (в деревянном храме – «8рика») - вечность церкви Христовой. Центричная и крестово-купольная система получили развитие в Древней Руси. В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали – убывающими массами стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего (особенно шатровых и ярусных). Внутри деревянного храма свод деревянного купола – «небо» - оставался центром композиции. Популярный в деревянном зодчестве восьмерик сам по себе символизировал церковь (8угольник – звезда, подобно путеводной). 2 главы церкви символизировали две природы Христа, 3 – Святую Троицу, 5 – Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 – 7 Вселенских Соборов, 9 – 9 чинов ангельских, 13 – Иисуса Христа и 12 Апостолов. Художественно-образное решение храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. В резных столбах трапезной присутствовала солярная символика. Внешний декор – очень сдержан. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем. Храм Софии в Киеве (11 в.). Заложен по велению Ярослава Мудрого на месте сражения русского войска с печенегами, по случаю победы над врагами в 1036 г. Большой 5нефный храм с 3 сторон окружили 2мя галереями, с 2мя башнями по углам западной стороны (с винтовыми лестницами на второй ярус внутри них). Храм украсили 12 разновеликих купола, образовавшие пирамидальную композицию, вокруг центрального – 13-го. Высота храма около 30 м. Внутреннее убранство: высокие своды, просторные хоры и галереи, мозаики и фрески (сплошь покрывавшие храм изнутри). В Софии хранились государственные документы, имелась древнейшая на Руси библиотека, мастерская рукописных книг. При храме была создана одна из первых на Руси школ. Храм Софии в Новгороде (11 в.). Заложен в сер. 11 в. сыном Ярослава, новгородским князем Владимиром, на территории древнего детинца (крепости). Новгородская София была 5-главная. Главы покрыты шлемовидными куполами на мощных барабанах, шестая глава, была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с четырех сторон. Снаружи собор лишен каких-либо украшений, строг, монументален. Каменщики, строившие храм, не пытались придать стенам идеальную ровную поверхность. Валуны то выпирали наружу, то западали вглубь. Стена имела впадины и выступы. Позже новгородцы стали белить свои постройки, но своеобразная структура стены сохранилась. Успенский собор во Владимире (12 в.). Заложен в 1158 г. во. Владимире кн. Андреем Боголюбским (выделил 10-ю часть своих доходов) на вершине крутого 50-метрового холма над рекой Клязьмой. Первоначально соорудили небольшой одноглавый храм (простоял 13 лет), который пострадал в пожаре 1185 г., и уже по велению нового кн. – Всеволода Большое Гнездо перестроили. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили арочные проемы, по углам поставили еще 4 купола. Собор имел высоту 32 м. и являлся самой высокой постройкой 12 в. Нарядный декор храма стал характерным для всего владимиро-суздальского зодчества второй пол. 12-первой трети 13 в. Дверные проемы украсили перспективные порталы. По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, по горизонтали – непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения – женские головки, морды львов. Богато убран и изнутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями (наводкой золотом); полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы (и «Владимирская Богоматерь»).  
2. Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании. Народные художественные традиции – накопленные веками идеалы и ценности, которые функционируют и в современном образовании и воспитании ребенка, выполняя вспомогательную роль. Важный элемент культурного наследия народа – диалог культур, подчеркивающий межнациональные, общечеловеческие и духовно-нравственные ценности народа. В народных культурах нет материала для межнациональной розни. Общеизвестно, что в исторической памяти каждого народа есть люди-символы и есть события-символы. Пословицы и поговорки, собранные Каменским и сегодня сохраняют свою актуальность и воспитательную силу (Кто много обещает, тот мало делает; Богатство прибывает, благородство убывает). Каменский не только собирал и использовал в своей педагогической деятельности произведения народного творчества, он сам создавал произведения, которые подстать народным сочетали поэзию и педагогический смысл. Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека. Ломоносов писал: «История дает молодым разум старых». Он видел в русском языке великую миссию в духовной жизни русского народа («Нет на свете языка богаче, красивее и милее, чем свой родной»). Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании воплощается в реализации программ, основанных на народном календаре, на художественных традициях народа, на фольклоре. Программы применяются как в воспитании детей дошкольного возраста, так и во всех последующих ступенях, включая программы СПО и ВПО. Роль традиций – модернизация не мыслима без опоры на народную культуру. В большей степени приобщение к этническим художественным традициям происходит при реализации программ, опирающихся на народное творчество или народный календарь (в детском саду, в фольклорных коллективах, кружках, в дополнительном образовании, элективных курсах, СПО и ВПО по специальности НХТ, курсах повышения квалификации)  
12. Особенности детского обрядового фольклора и фольклора пестования Термин «детский фольклор» введен в обиход в нач.20 в. – обозначал произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Наблюдая за детьми, за бытованием фольклора в детской среде, ученые заметили, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети напевают свои заклички, совершая как бы обряд поклонения культу природы. Существует несколько классификаций детского фольклора: Капицы Д.И.: - поэзия взрослых для детей, выпавшая из фольклора взрослых и усвоенная детьми; - собственное творчество детей. Мельника М.Н.: - поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки); - игровой фольклор (считалки, игры); - бытовой фольклор; - календарный; - детские народные песни (диалогические, кумуметивные?); - потешный (прибаутки, небылицы, дразнилки). Фольклор пестования – тонкий, глубокий инструмент нар. педагогики, включает совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Это и колыбельные песни (происходят от слова колыбать – колыхать, колебать, качать – колыбель, коляска). В народном обиходе было название «байка» - от глагола «байкать» (баюкать, усыплять). В народе дорожили колыбельными песнями, колыбельным мастерством и передавали его из поколения в поколение. В крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже сами становились няньками младших братишек и сестренок. Колыбельные песни - древнее происхождение. Круг опоэтизированных в них лиц, предметов узок: младенец, его мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули, домашние животные, мифологические образы, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок. Тексты песен просты, как бы сотканы из существительных и глаголов (вводилось то, что ребенок воспринять органами чувств – Я качаю, забаю, Пошел отец за рыбою, Мать пошла мешки таскать, Бабушка уху варить, А дедушка свиней манить). Здесь каждый стих – новая динамическая картинка, ребенок еще не в состоянии долго удерживать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, надолго останавливать свое внимание на чем-то одном. В колыбельный репертуар входили обрядовые, хороводные, игровые песни, часто обогащение колыбельных шло за счет прибауток из собственного репертуара пестуний. Колыбельная песня, будучи формой воздействия на ребенка, инструментом народной педагогики, является еще и песней матери, в которой мать выпевает и то, что прямо не адресовано ребенку, что выражает ее чувства и переживания за пределами воспитательных задач. Пестушки. Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции (по нар. пед.). На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Распеленав ребенка. Мать или няня, обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступни (помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность организма – важно в период первоначального роста). Во время этой процедуры исполнялась незатейливая песенка: Потягушки, порастушки… Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки, А в руки фатунюшки. А в роток говорок, А в голову разумок (здесь есть понимание значения этого приема и для роста организма, и для развития двигательных функций ребенка, и для умственного и нравственного развития). По мере подрастания ребенка упражнения усложняются, усложняется и текст пестушки: Тятеньке – сажень, Маменьке – сажень, Дедушке – сажень, Бабушке – сажень, Брату – сажень, Сестрице – сажень, А колюшке – большую, наибольшую. Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Имеют отличное от родственных содержание, касающееся только физического воспитания. В них не всегда есть рифма (но только парная). Поэтизация текста достигается с помощью повтора. К пестушкам примыкают заговоры-шутки, купают ребенка, чтобы он не плакал, весело приговаривают: С гуся вода, С Пети худоба. Потешки – забавы взрослых с малыми детьми, сопровождаемые различными движениями, хлопками и т.д. Это и песенки – приговорки, организующие эти забавы. Главное назначение потешки – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки: Большаку дрова рубить (большой палец), А тебе воды носить (указательный), А тебе печа топить (безымянный), А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического творчества. Прибаутки – «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». Стишки-песенки, которые развлекали и потешали людей. От потешек они отличались тем, что не сопровождались определенными игровыми действиями. Генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням (как жанр детского фольклора оформились не аньше 17 в.): Коза, коза, бя, Где ты была? Коней стерегла. И где кони? Они в лес ушли… Жанр прибауток не однороден, в него входят короткие песенки (без комического элемента), обращения к детям типа: Наша доченька в дому Что оладушек в меду, Что оладушек в меду, Сладко яблоко в саду. Прибаутки-шутки, унаследовали систему образов скоморошных песен, таковы песенки про животных, насекомых, делающих человеческие дела: Кошка в лукошке Рубашки шьет, У нашей кошки Три сдобные лепешки, А кот на печи Сухари толчет, А у нашего кота Три погреба молока. Существуют приговорки-притчи (доступный детям урок нравственности, облеченный в занимательную форму): - Тит? А Тит? – Чего? – Иди молотить. – Брюхо болит. – Ходи кашу ись. – А где моя большая ложка? Детский фольклор – сложный феномен, конструируемый с одной стороны, принадлежностью традиции и обряду, с другой – особенностью детского возраста. Фольклор пестования –важный элемент нар. педагогики, формирующий и закладывающий в ребенке идеалы и ценности, воспитывающий любовь и уважение к семье, природе, окружающему миру, труду.  
3. Понятие «коллектив». Учение Макаренко А.С. о коллективе.  

 


 

4. Функции художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность, как непрофессиональная деятельность, функционирует в сфере свободного времени, в сфере досуга, и относится к нему как часть к целому. В то же время это деятельность художественная и также относится к художественной культуре. К тому же это не спонтанная деятельность, но деятельность организованная. Основная функция досуга – отдых (пассивный или за счет смены деятельности), удовлетворение потребностей в радости, в развлечении (гедонистическая функция) и развитие личности через приобщение к миру разнообразных занятий, знаний и впечатлений. При организации коллектива художественной самодеятельности должно учитываться, что деятельность для данного состава участников должна быть отдыхом, источником радости и наслаждения (характер деятельности не должен быть слишком серьезным, «академическим», он может не обеспечить отдых для личности, не поднявшейся до наслаждения от серьезных систематических занятий, а так же для участника, чья профессиональная деятельность связана с напряженной умственной деятельностью). Функция удовлетворения потребностей самих участников самодеятельности является ведущей в непрофессиональных художественных коллективах. Она может гармонично сочетаться с внешней деятельностью (удовлетворение потребностей участников совпадает с удовлетворением потребностей зрителей, публики, оказывается деятельностью, полезной не только для себя, но и для других). Художественная деятельность – особый вид активности, связанный с реализацией эстетических потребностей и художественных способностей людей. Эстетическая потребность – социальная форма ориентировочного рефлекса, который побуждает каждого определить сущность полезного и вредного, прекрасного и безобразного. Эстетическая категория прекрасного – динамическое (изменяющееся и в ходе человеческой истории и в процессе развития личности), обобщенное представление об идеале. Представление об идеале зависит от многих факторов общественного индивидуального бытия (различно у разных индивидов, групп), но потребность в поисках идеала, ценностей как ориентира – общечеловеческая и присуща всем. Механизмами для удовлетворения этой потребности служат художественные способности – специфические способности человеческой психики отражать мир в форме образов, знаков, сигналов, имеющих эмоциональное содержание. Эти способности развиваются у каждого индивида с раннего возраста на протяжении всей жизни (вначале – способность отличить угрожающий жест от дружеского, радостную интонацию от тревожной; затем – способность к сочувствию, сопереживанию; и наконец – переживание, ощущение радости от встречи с каким-то явлением, сочувствие субъекту не вследствие прямого соприкосновения с ним, а в следствие мысленного представления, вызванного его образом). Художественный образ – не зеркальное отражение действительности, комбинация ее элементов, превращающихся в обобщенный сигнал для определенной эмоциональной реакции, в художественную информацию. Способность художественного восприятия и есть способность к восприятию художественной информации, способность к адекватной эмоциональной реакции на художественную информацию. Художественная деятельность – сложный синтез познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности. Сущностью искусства и главной функцией художественной деятельности является созидание человека, гуманизация человечества. Творчество (понятие не совпадает с понятием художественная деятельность) – всякая деятельность, обладающая признаками новизны, оригинальности, прогрессивности в отношении предшествующего человеческого опыта. Репродуктивная деятельность – стандартная деятельность, не представляющая новизны, ни в способе (технологии), ни в конечном продукте, осуществляющаяся на основе образцов или приемов, уже найденных, утвердившихся в предшествующей практике. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Материал для творчества: предшествующий опыт других людей, уже усвоенный творящей личностью; богатство самой творящей личности. Репродуктивная деятельность позволяет овладеть предшествующим опытом, закрепляет его, тиражирует ценности. Любая деятельность (учебная, производственная) может протекать и на уровне репродуктивной и на уровне творческой. Художественная деятельность также может носить репродуктивный характер (овладение художественной грамотой, художественной технологией, приобретение навыков). Художественно-творческая деятельность имеет два основных вида своего проявления, когда: в процессе художественной деятельности изменяется, преобразуется личность субъекта (в процессе работы над спектаклем изменяется внутренний мир его участников); в результате художественного труда создаются непосредственно произведения искусства (живописные полотна, спектакли, концертные программы, фильмы и т.д.). Художественное восприятие индивидуально (мир образов, чувств, впечатлений от одного и того же произведения различен). Ценность результатов художественного труда участников самодеятельности различна. Ребенок или взрослый, вступив в мир художественных занятий, получает возможность сделать массу открытий для себя, хотя познанное или созданное им может и не быть открытием для других. Однако и в этом случае художественная самодеятельность совершенствует, развивает, творит личность, делает вклад художественную культуру общества, умножая число людей, способных к более полноценному восприятию художественных произведений. Непрофессиональный художник – участник самодеятельности – может создавать художественные продукты, значимые и для других, на уровне эстетических потребностей ближайшего окружения или значимые как полноценное творчество для всего общества (но обеспечение сферы художественного потребления полноценными продуктами – функция профессионального искусства). Историческая значимость художественной самодеятельности в том, что она возвращает художественно-творческой деятельности массовый характер, утрачиваемый с момента разделения труда. Художественная самодеятельность свободна от противоречий и регламента, свойственных профессиональному искусству как сфере производства. Ее функция – развитие личности участника и как созидателя художественных ценностей, и как потребителя, развитие в меру способностей и в соответствии с интересами каждого, кто приходит в художественную самодеятельность. Художественная самодеятельность – не спонтанный художественный процесс, а организованная система. Ее эффективность как средства формирования личности зависит от того, как эта деятельность организована. В этом случае главная функция в том, чтобы использовать художественные занятия не для узкохудожественного развития, а для всестороннего развития человека (трудолюбивая, нравственная личность, согласующая свое поведение с идеалами красоты и человечности). Педагогические возможности художественной самодеятельности связаны с добровольным включением человека в деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятием самой работы как отдыха, удовольствия (участник с готовностью воспринимает требования руководителя группы). Руководитель группы, в свою очередь, начинает педагогическое воздействие с удовлетворения именно наличных потребностей участников (подводя их к пониманию подлинных ценностей, интересу к ним, потребности в них). Необходимо так дозировать и организовывать деятельность, чтобы она не теряла своей добровольности и не переставала играть роль отдыха. Педагогические цели не должны быть слишком обнаженными (участник приходит в коллектив не ради воспитания, а ради удовлетворения своих потребностей). Художественная самодеятельность берет участников на неопределенный срок (молодежь в среднем участвует в ней 2-3 года, взрослые редко – проблемы, работа, хозяйство, дети и пр.). В коллективах художественной самодеятельности воспитываются люди, способные использовать приобретенный опыт во всей последующей жизнедеятельности (навыки и способности к творчеству – и в производственном труде, и в повседневном быту; воспитывается понимание красоты для полноценного восприятия всех видов искусства, для воспитания собственных детей, для эстетизации своих отношений с людьми и своего повседневного быта). Генеральная функция художественной самодеятельности – обеспечение всесторонней самореализации личности и в самом коллективе, и вне его – во всей жизни (и одновременно с участием в коллективе, и после выхода из него). 13. Игровой фольклор. Художественно своеобразие игрового фольклора. Народные игры с др. времен - одна из важнейших форм развития НХК, в игровых ситуациях взаимосвязано развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра. У игры глубокий социальный смысл, сопровождает человека на протяжении всей его жизни (в различн ситуациях) человек играет различн. роли. Ролевое начало - важнейший признак игры. Она рассматривалась как развлечение, забава; связана с отправлением религиозных обрядов; канал для освобожд. от избытка жизненной энергии, снятия эмоциональн. и физического напряжения; репродукция труда (игры, имитирующие различного рода деятельность: охоту, земледелие, скотоводство и др.) как тренировочная функция. Человеческая культура без игры немыслима, игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, она является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности. Функции игры: - коммуникативная –охватывает своим влиянием всех присутствующих (общение между играющими; между теми, кто играет и наблюдает). В игре каждый участник полностью использует свой деятельный потенциал. Наилучшая форма взаимод-я людей друг с другом; - компенсаторная – человек не только тратит, но и восстанавливает энергию (вовлечение в работу ранее бездействующие органы, восстанавливая жизненное равновесие). Позволяет создать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, способствует физическому развитию (подвижные), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых; - педагогическая – «школа жизни» (подготовительное упражнение к настоящей жизни); - прогнозирующая и моделирующая – экспериментирование с самим собой, моделирование возможных вариантов своего поведения, осуществление связи с нереальным. Диапазон видов русских народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры («играть песню», «играть свадьбу»), до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми, бытовых сцен (охоты, войны, сельскохозяйственных работ). В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер (игрище «Ярило» сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводами, играми, кулачными боями). На все время игры человек становился своего рода «заменителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действовал в определенной обстановке. Существует множество классификаций игр: Каптерева П.О.: - совершаемые с пом-ю одних органов тела без орудий (простые движ-я руками, ногами, головой, туловищем – прыганье, беганье, скакание, танцы); - соверш. с помощью разнообразных орудий (бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, бросание в цель, комканье бумаги); Покровского Е. – детских игр: - игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и т.п.); - игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения); - игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками); - игры домашние и зимние; Гомм А.: - драматические (в жмурки); - построенные на ловкости и удаче (метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орешки); Терещенко А.В.: - детские (просты в сюжетном отношении и соответствуют возрасту детей: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси»); - девические («Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.п.); - мужские («Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой»); - игры обоего пола; Всевологодского-Гроссе В.Н.: - драматические – наличие художественного образа и драматического действия – диалога и движения. Они воспроизводят производственные, а также бытовые эпизоды, закладывают основание народной драмы. Производственные: - охотничьи (изображают сам процесс охоты, нападения зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе) - охоту на оленя изображали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя); - скотоводческие - сюжет их связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей (игра в «гуси-лебеди» -воспроизводит эпизоды пастьбы), - земледельческие – сюжет связан с процессом земледельческих работ. С циклом огородных культур (мак, капуста, хрен, редька). Как правило, это игры-песни («А мы просо сеяли» или «Мак» - играющие становятся в круг и поют песню: Маки, маки. Маковочки. Золотистые головочки, Станьте вы в ряд, как зеленый мак. Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»: - Старик! – А! – Поспел мак? – Только с печи слезаю. Песня повторяется и опять вопросы к «старику» и его ответы: «Соху направляю»; «Посеял»; «Всходит» и наконец, когда «старик» скажет «мак поспел», все его хватают и подбрасывают вверх – воспроизводится тряска мака); Бытовые: - общественные – преимущественно игры в войну (сюжет воспроизводит определенные исторические военные события); - семейные: девичьи, любовные, женитьбу и семью (отличительная черта – хороводность, наличие песенного сопровождения); - спортивные – тренировка тех или иных физических или умственных способностей («Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната»); - орнаментальные – словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижения. Песни поются разнообразно, но все сводятся к приглашению в хоровод: «пожалуйте в хоровод», «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод». Игра отвечает празднику и торжеству, создает неповторимую атмосферу веселья и радости, возвышенного мироощущения, например в зимние святки «от Рождества до Крещения». Они выделялись духовным подъемом, весельем («Жмурки». «Сижу-посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи»), примечательная черта – колядование, хождение ряженых. «Масленица» отличалась размахом катания: на лошадях из отдельных упряжек до «поезда из нескольких саней», катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах, взятие снежного города – включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания («Царь горы», «Столбики», «Шапка горит»). Для 5десятницы хар-н хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Ворота». на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли», многие игры сопровождались песней, связанных по содержанию с игрой. Во всех играх включающих поцелуи, парень с девушкой кланялись друг другу в ноги перед поцелуем (иногда обращение по имени и отчеству к партнеру, когда требовали условия игры).  
5. Сфера досуга в деятельности любительских коллективов. Основные виды отдыха и развлечений ¾ Товарищеская беседа – основной вид повседневного отдыха, для тех, кто не любит шумных веселий,. В советский период для товарищеских бесед организовывались комнаты отдыха, которые функционировали в праздничные дни. Товарищеская беседа обладает информационной ценностью. Ее черты – непринужденность, терпимость к собеседнику, расположение. В таких беседах нужно избегать выпытывания, главное – эмоциональное самовыражение. Она требует от собеседника не только ума и эрудиции, но и умение выслушать. Для этой формы обязательно установление и укрепление личностных отношений; ¾Игра – социальное и педагогическое явление, играющее огромную роль в жизни любого человека. Игра как форма досуга в жизни взрослого человека занимает меньше места, нежели в жизни ребенка. В процессе игры человек самовыражается, самоутверждается, познает, воспитывается и т.п. В направленном игровом процессе решаются воспитательные и познавательные задачи. Игра – источник наслаждения, так как – совокупность действий интересных для человека в непосредственном содержании. Активность рождается из непосредственных побуждений, Достижение целей в игре – это преодоление препятствий. Структура игры: задачи, правила поведения, роли; содержание, различные способы действий. Результат игровой деятельности: эмоциональная разрядка; приобретение личностных качеств, знаний и умений Почти каждая игра содержит элемент соревнования. В состязательно-игровой форме происходят мобилизация физического духа и сил. Игре свойственна инициатива, импровизация, творчество. Игра – сознательное преображение реальной ситуации в воображаемую; ¾ Любительское художественное исполнительство ¾ Массовые танцы – танец не отделим от музыки. Танец благоприятен для психологической разрядки; ¾ Массовая песня – как в походах, совместных прогулках, на массовых гуляниях; ¾ Любительское музицирование – на массовых гуляниях, во время отдыха; ¾ Любительское художественное чтение – клуб чтецов (после – споры, обсуждения, беседы); ¾ Развлекательные зрелища – основная цель – получить разрядку и отключиться от повседневности; ¾ Спортивно-игровые зрелища – развлекательная ценность. Они просты в организации, дают развлечение большому количеству людей ¾ Восприятие развлекательных зрелищ  
14. Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза. Пр-я устного нар. тв-ва – сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды –сокровища культуры. Особенности уст. НТ - возникло как бесписьменная форма народной культуры, передавалось «из уст в уста; вариативность (один и тот же сказитель, при повторении одного и того же текста добавлял что-то свое); коллективность (каждый исполнитель наделялся правами творца). Малые жанры устного народного творчества: - пословица – коротенькая притча: «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное и отточенное народом. Состоит из 2х частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Она не сочиняется, а является следствием обстоятельств («Торопись на доброе дело, а худое само придет». «Ласковое слово – что весенний день». «От радости кудри вьются, в печали секутся». «День меркнет ночью, а человек – печалью».); - поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; одна первая половина пословицы. Заменяет прямую речь окольною, не договаривает, но условно весьма ясно намекает; - приговорка, пустоговорка – изречение, иногда одно слово, часто повт-е, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной, личной привычке; - скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором, чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия); - загадка – развивает сообразительность, смекалку, образное мышление – через метафорическое описание предмета; Постигая малые жанры устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это живое и яркое наставление. Сказка– «вымышленный рассказ, небывалая, несбыточная повесть, сказание» (Даль); в народе – байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчики - «баяны», «баюны». В ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеч. свойствами. Не претендует на достоверность; рассказывают не с познавательной целью, а с развлекательной; не связана с ритуалом. Есть фантастич-й элемент - несбыточность. Действует элемент повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок), внутри текста повторяются (обычно трижды), слова и поступки героев. Образы (яркие и запоминающиеся) однозначны: богатырь - непобедим; царевна – краше всех на свет; злодей - уродлив. Мотивы поступков просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Своего рода упрощенная модель мира. Сказка – поучительна. Воспитательные возможности сказки велики (учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен). Собиратели народных сказок: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» в 8ми томах в 1855-1863 г.). Помимо лично собранных в Воронежской губ. (более десятка), включил извлеченные из архива Русского географического общества, а так же записи сказок В.И. Даля, систематизировав все это множество и издал (это самый большой сборник сказок – более 600). Народные сказки можно подразделить на: сказки о животных (самые древние); волшебные; бытовые; анекдотические. Русский эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение. Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема (неск-ко сот, иногда тысяч стихов). Персонажи былин, непохожи на реальных людей, в них происходят необычные события, которые в действительном мире происходить не могли, много вещей, обладающих чудодейственными свойствами. Былина вызвала живой интерес, стала предметом исследований после публикаций в 1818 г. эпического сборника 18 в. «Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым». В середине 19 в. П.Н. Рыбников открыл факт бытования и живого исполнительства былин на русском Севере (интерес возрос). А.Ф. Гильфердинг сделал важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов. В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, богатый исторический опыт народа (борьбы с завоеват-ми; становления госуд., семейных отношений; социальной борьбы народа с угнетателями; общественные идеалы). Представление о нравственных ценностях, исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, идеальный тип русского былинного героя, как воплощ. представл-я народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии. В центре –герои-богатыри. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич). Веками существовали исключительно в устной традиции, потому вариативны и многослойны, в них сохранились приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы. Все русские былины можно подразделить на 2 цикла: - киевский – героические песни о подвигах богатырей – воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов; - новгородский – былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов. В.Я. Пропп выделяет следующие песенные жанры: - героические. Бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря с врагом (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), освобождает Киев, очищает Рус. землю от насильника (о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Посвящены и социальной борьбе, герой борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя бунт неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; борьба Василия Буслаевича с новгородцами); - сказочные – типичные образы и ситуации волшебной сказки (в былине о Садко - волшебный даритель, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар -волшебное средство – рыбку с золотыми перьями). Дар позволяет Садко в споре выиграть богатый заклад у новгор. купцов. Он попадает в иной мир - подводное царство, где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины – Михайло Потыка – закапывают вместе с умершей женой. Будучи погребен, он припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся погубить его; - новеллистические – нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-труженник, землепашец противопоставлен князю-феодалу. Тема былины о Соловье Будимировиче – сватовство, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Носит светлый характер, тон веселый, заканчивается она счастливо. Баллада – трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниле Ловчанине; заключительная часть былины о Дунае и Настасье, где герой ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния). Духовные стихи – эпические или лирические пр-я религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Разрешается их петь во время постных дней, когда запрещается исполнение песен, и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На севере (Карелия) стихами (ударение на первый слог) называют, кроме самих стихов, ряд баллад (о братьях-разбойниках и сестре или Василии и Софье). На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию). Функция его – посредник между книжной христианкой и устной народной культурой. Источник их содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде). Создателями и исполн. духовных стихов в Др. Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. - бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение. Духовные стихи складывались: как ответвление церковных песнопений; постоянно испытывая воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора. В устном бытовании духовные стихи взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергались их влиянию и сами оказывали значительное воздействие на них. Несказочная проза: - предания; - исторические песни; - легенды; - баллады; - демонологические рассказы; - духовные стихи (4 последние – эпос) - былины;  
6. Особенности творчества в авторских коллективах. Авторским творчеством иногда называют «первичное», т.к. творческое самовыявление личности осуществляется в нем наиболее непосредственно. Между творческой личностью и объектом творчества нет посредника – писателя, композитора, художника, помогающего постичь мир, предполагающего свое чувствование, мироощущение. В одном и том же объекте разные художники могут видеть разное, т.к. художественное произведение есть отражение, опосредованное личностью, индивидуальностью автора, Художник передает не просто увиденное, но свой взгляд на объект, свое чувство: гнев или восхищение,, удивление или нежность. А чувство не может быть подсказано или заимствовано. Собственное отношение к объекту, собственное чувство и есть начало всякого творческого акта. Способность выразить, передать это свое отношение в образной форме. Авторство требует от человека высокой духовной активности, самостоятельности, побуждает к поискам истины, красоты и предоставляет возможности для проявления в художественно-образной форме собственной сущности. Объективная ценность авторского творчества обусловлена богатством творящей индивидуальности – глубиной идеи, оригинальностью взглядов, неповторимостью художественно-изобразительного стиля. Основой творческого процесса является свободная самореализация личности; ценность этого творчества зависит от художественной одаренности, самобытности, индивидуальной неповторимости, проявляющихся в формах, часто не имеющих аналогов в профессиональном искусстве. Основой педагогического процесса является изучение руководителем особенностей индивидуальной одаренности каждого участника коллектива, выявление творческого своеобразия, которое может стать базой для его дальнейшего развития.. Такая работа требует от руководителя индивидуальной установки, индивидуальной программы действий в отношении каждого члена авторского коллектива. Участие в коллективе должно способствовать расширению горизонта знаний о мире, корректировать нравственную позицию, формировать требовательность к себе, уважение к творчеству других и к мнению публики, критиков. Работа в авторских коллективах не может не иметь познавательного аспекта. В литературных объединениях изучают творчество мастеров слова, в фотоклубе – знакомятся с достижениями современного фотоискусства. Но эта работа не должна сводиться к простому анализу, а должна иметь ценностно-ориентационный аспект. Основа организации творческого процесса в самодеятельном авторском коллективе - организация творческой реакции участников на явления искусства и события жизни. В последнее время авторскую самодеятельность потеснила самодеятельность исполнительская.  
Воспитательные традиции народов мира.  

 


 

8. Творчество - как основная функция художественной деятельности. Авторским творчеством иногда называют «первичное», т.к. творческое самовыявление личности осуществляется в нем наиболее непосредственно. Между творческой личностью и объектом творчества нет посредника – писателя, композитора, художника, помогающего постичь мир, предполагающего свое чувствование, мироощущение. В одном и том же объекте разные художники могут видеть разное, т.к. художественное произведение есть отражение, опосредованное личностью, индивидуальностью автора, Художник передает не просто увиденное, но свой взгляд на объект, свое чувство: гнев или восхищение,, удивление или нежность. А чувство не может быть подсказано или заимствовано. Собственное отношение к объекту, собственное чувство и есть начало всякого творческого акта. Способность выразить, передать это свое отношение в образной форме. Авторство требует от человека высокой духовной активности, самостоятельности, побуждает к поискам истины, красоты и предоставляет возможности для проявления в художественно-образной форме собственной сущности. Объективная ценность авторского творчества обусловлена богатством творящей индивидуальности – глубиной идеи, оригинальностью взглядов, неповторимостью художественно-изобразительного стиля. Основой творческого процесса является свободная самореализация личности; ценность этого творчества зависит от художественной одаренности, самобытности, индивидуальной неповторимости, проявляющихся в формах, часто не имеющих аналогов в профессиональном искусстве. Основой педагогического процесса является изучение руководителем особенностей индивидуальной одаренности каждого участника коллектива, выявление творческого своеобразия, которое может стать базой для его дальнейшего развития.. Такая работа требует от руководителя индивидуальной установки, индивидуальной программы действий в отношении каждого члена авторского коллектива. Участие в коллективе должно способствовать расширению горизонта знаний о мире, корректировать нравственную позицию, формировать требовательность к себе, уважение к творчеству других и к мнению публики, критиков. Работа в авторских коллективах не может не иметь познавательного аспекта. В литературных объединениях изучают творчество мастеров слова, в фотоклубе – знакомятся с достижениями современного фотоискусства. Но эта работа не должна сводиться к простому анализу, а должна иметь ценностно-ориентационный аспект. Основа организации творческого процесса в самодеятельном авторском коллективе - организация творческой реакции участников на явления искусства и события жизни. В последнее время авторскую самодеятельность потеснила самодеятельность исполнительская. 15. Эпическая традиция народных сказителей. Русский эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение. Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема (неск-ко сот, иногда тысяч стихов), имеют особый стихотворный размер (2-3ударный тонический стих, кол-во слогов варьируется незначительно, но число ударений в каждой строке одинаково). Персонажи былин, непохожи на реальных людей, в них происходят необычные события, которые в действительном мире происходить не могли, много вещей, обладающих чудодейственными свойствами. Былина вызвала живой интерес, стала предметом исследований после публикаций в 1818 г. эпического сборника 18 в. «Древние российские стихотворения, собр. Киршею Даниловым». В середине 19 в. П.Н. Рыбников открыл факт бытования и живого исполнительства былин на русском Севере (интерес возрос). А.Ф. Гильфердинг сделал важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов. В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, богатый исторический опыт народа (борьбы с завоеват-ми; становления госуд., семейных отношений; социальной борьбы народа с угнетателями; общественные идеалы). Представление о нравственных ценностях, исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, идеальный тип русского былинного героя, как воплощ. представл-я народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии. В центре –герои-богатыри. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич). Веками существовали исключительно в устной традиции, потому вариативны и многослойны, в них сохранились приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы. Худож. приемы: гипербола (один противостоит войску, выдергивает дуб с кореньями); метафоричность языка; использование сравнений и психологического параллелизма (события жизни людей с природными явлениями); роль устойчивых эпитетов. Композиция: запев (не связан с сюжетом); зачин – начало рассказа, экспозиция; завязка действия (стремительно); кульминация и развязка (повержен враг). Все русские былины можно подразделить на 2 цикла: - киевский – героические песни о подвигах богатырей – воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов; - новгородский – былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов. В.Я. Пропп выделяет следующие песенные жанры: - героические. Бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря с врагом (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), освобождает Киев, очищает Рус. землю от насильника (о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Посвящены и социальной борьбе, герой борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя бунт неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; борьба Василия Буслаевича с новгородцами); - сказочные – типичные образы и ситуации волшебной сказки (в былине о Садко - волшебный даритель, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар -волшебное средство – рыбку с золотыми перьями). Дар позволяет Садко в споре выиграть богатый заклад у новгор. купцов. Он попадает в иной мир - подводное царство, где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины – Михайло Потыка – закапывают вместе с умершей женой. Будучи погребен, он припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся погубить его; - новеллистические – нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-труженник, землепашец противопоставлен князю-феодалу. Тема былины о Соловье Будимировиче – сватовство, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Носит светлый характер, тон веселый, заканчивается она счастливо. Баллада – трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниле Ловчанине; заключительная часть былины о Дунае и Настасье, где герой ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния). Духовные стихи – эпические или лирические пр-я религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Разрешается их петь во время постных дней, когда запрещается исполнение песен, и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На севере (Карелия) стихами (ударение на первый слог) называют, кроме самих стихов, ряд баллад (о братьях-разбойниках и сестре или Василии и Софье). На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию). Функция его – посредник между книжной христианкой и устной народной культурой. Источник их содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде). Создателями и исполн. духовных стихов в Др. Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. - бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение. Духовные стихи складывались: как ответвление церковных песнопений; постоянно испытывая воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора. В устном бытовании духовные стихи взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергались их влиянию и сами оказывали значительное воздействие на них. Исторические песни.Жанр лирико-эпических песен, посвященных конкретным историческим событиям и лицам 14-нач.19в. Идея единства Рус.земли, борьба, с отражением определенного события, конкретный исторический факт (точны): «Взятие Казани», «Взятие Астрахани», «Женитьба Ивана Грозного», «Набег крымского хана», «Взятие Сибири Ермаком»; цикл о Сеньке Разине. Характерно: стилевое единство с эпическими жанрами; сольная традиция исполнения; политекстовость напевов (на Севере) и: нет политекстовых напевов в традиции их исполнения; нет сольной традиции их пения-коллективом; внутрислоговая мелодика и развитое многоголосие (на Юге). Сказители. Сказителем былин мог быть не каждый, нужно умение слагать сюжеты, повествовать особым языком и в особой манере, необходимы и актерские навыки (преподнесение интонации во избежание монотонности). Существовали династии сказителей: Рябининых – отец, сын, пасынок (Север). Аграфена Матв. Крюкова, передала дочери. Традиция исполнения исключительно сольная, передающаяся чаще по мужской линии, каждая семья исполняла на свой напев (1-2). Рябинины: на 2 напева: с нисходящей мелодической интонацией с трехударным поэтическим текстом (тонический) и ?  
9. Методика подготовки и проведения праздников, фестивалей, конкурсов, выставок НХТ)  
10. Клубная художественная самодеятельность Непрофессиональная художественная деятельность существует в формах: ¾ Неоганизованной – стихийное проявление потребностей и художественных способностей; ¾ Организованной – участники деятельности сознательно и целенаправленно ее организуют, развивают и совершенствуют. К ней относят участие в самодеятельных художественных коллективах. Возникла она после революции, пользовалась поддержкой партии, профессиональных союзов. Создание широкой сети культурно-просветительных учреждений – клубов. Осуществление руководства народным творчеством - система организационных и методических центров - Домов народного творчества и Домов художественной самодеятельности. Коллективы художественной самодеятельности: участие в концертах; проведение праздников и других массовых мероприятий; художественное оформление клубов, различных общественных помещений – фотовыставки и др. Кружки, студии, объединения, коллективы. Художественная самодеятельность имеет широкую общенародную социальную базу, в ней участвуют представители всех слоев. Она обеспечивает всестороннее развитие личности, с
Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты