КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание революционной базы в Гуандуне
Движение "4 мая 1919 года". Окончание мировой войны, в которую был вовлечен Китай, с новой остротой выявило противоречия этого общества – и прежде всего - зависимость от иностранных держав. Китай по-прежнему не является единой страной с единой системой правления. Сохраняется власть милитаристских групп, которые ведут между собой беспрерывные войны. Еще более крупным делением было деление на Север и Юг. В начале 1919 г. внимание китайской общественности было привлечено к открывшейся в Париже мирной конференции. Китай рассчитывал на благосклонность стран-победительниц, рассчитывая несколько улучшить свое полуколониальное положение и добиться ликвидации некоторых наиболее крайних форм иностранного влияния. От ражая возросшее общественное мнение, китайская делегация потребовала ликвидации позорного японо-китайского соглашения от 9 мая 1915 г. ( "21 требование" ), возвращения Китаю таможенной автономии и вывода иностранных войск. Прежде всего китайская делегация надеялась возвращение Китаю всех прав и владений Германии провинции Шаньдун. Но эти территории во время войны были захвачены японцами. Однако союзники вообще отказались рассматривать вопросы о восстановлении политическ4ого суверенитета Китая и более того – признали за Японией право на захваченные территории … Эти циничные решения вызвали взрыв стихийного возмущения в разных городах Китая и в самых различных слоях общества. Первыми выступили пекинские студенты. 4 мая более 3 тыс. студентов 13 высших учебных заведений вышли на площадь Тяньаньмынь с требованием не подписывать Версальский мирный договор и изгнать из правительства прояпонски настроенных членов правительства. В первые дни этих событий в них в основном принимали участие только учащаяся молодежь. Однако новые правительственные репрессии в начале июня привели к тому, что социальный состав этого антияпонского движения расширился, а центр его переместился в Шанхай. 4 июня, в знак поддержки студенческих требований в Шанхае объявили всеобщую стачку торговцы и затем – шанхайские рабочие. Движение стало массовым и насчитывало не менее 60 тыс. человек. Движение приняло характер общенациональной политической компании и в конце концов даже некоторые милитаристы вынуждены были его поддержать. Массовая компания протеста заставила правительство изменить свою тактику – оно отказалось от подписания Версальского мирного договора и уволило из своего состава прояпонски настроенных министров. Непосредственного участи в "Движении 4 мая" Сунь Ятсен не принимал. В это время он приходит к закономерному выводу о том, что победа Синьхайской революции не привела пока к реализации его программы … Для наиболее полной реализации этих целей 10 октября 1919 г. Сунь Ятсен заявляет о необходимости реорганизации ЧЖУНХУА гэминдан (Китайская революционная партия) в ЧЖУНГО гоминьдан - Китайская национальная партия. Речь шла о преобразовании узкой, конспиративной организации, действовавшей в основном за пределами Китая, в массовую и боевую партию, которая бы вела свою деятельность непосредственно в самом Китае. Эти решения совпали с приглашением Сунь Ятсена в Гуанчжоу, представителем местной милитаристской клики. Здесь в апреле 1921 г. его провозгласили чрезвычайным президентом Китайской республики. На этом посту Сунь Ятсен начинает вести активную работу по созданию здесь в Гуандуне массовой революционной базы с мощными военными силами, которые смогут осуществить революционный поход на Север. Однако эта деятельность Сунь Ятсена встретила яростное сопротивление иностранных держав и милитаристов. В том числе милитарист этой провинции пытался устроить против Сунь Ятсена мятеж.. Все эти события привели его к выводу о необходимости создания своей базы, при наличии сильной партии и своих вооруженных сил. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ. Дружественная по отношению к Китаю политика Советской России не могла не привлечь внимания Сунь Ятсена. В союзе с Советской Россией он увидел важный фактор укрепления своих политических позиций как внутри Китая, так и вне его. Начались длительные переговоры и консультации на разных уровнях. Политическое сближение Сунь Ятсена с советской Россией логически вело его и к сотрудничеству с китайскими коммунистами. Сотрудничество с советской Россией еще более подтолкнуло к реорганизации Гоминьдана. В августе 1923 г. Сунь Ятсен посылает в Москву военно-политическую делегацию во главе с ЧАН КАЙШИ, в состав делегации входили и коммунисты. В течение нескольких месяцев делегация знакомилась с постановкой партийной, государственной, военной работы; встречалась с руководителями Советского государства и Коминтерна. В результате переговоров стало предоставление Китаю военной, финансовой и технической помощи. Работа этой делегации способствовала еще более тесным связям Гоминьдана и Советской России. Уже в октябре 1923 г. в Гуанчжоу по приглашению Сунь Ятсена приехал опытный партийный работник М.М. Бородин. Вместе с ним в Гуанчжоу прибывает первая группа военных советников, которые были приглашены для создания здесь военной школы Гоминьдана и новой революционной армии. Вскоре начали поступать и первые составы с вооружением. Проблемы единого фронта между КПК и Гоминьданом были в центре внимания очередного 3 съезда К П К. Он проходил с 10 по 23 июня 1923 г. в Гуанчжоу, куда к этому времени переехал из Шанхая ЦК. Здесь коммунисты впервые имели возможности для своей легальной деятельности… 30 делегатов представляли 420 членов партии. Главный вопрос съезда о создании единого фронта. Большинство делегатов поддержало вариант Коминтерна – об индивидуальном членстве в Гоминьдане при сохранении политической самостоятельности КПК. В состав ЦК из 9 человек избран Мао Цзэдун. Важнейшим этапом реорганизации Гоминьдана и складывании единого фронта стал 1 КОНГРЕСС ГОМИНЬДАНА, проходивший в Гуанчжоу с 20 по 30 января 1924 г. На конгрессе присутствовало 165 делегатов, которые представляли более 11тыс. членов. В основном документе – Манифесте была сформулирована программа нового Гоминьдана. В подготовке этого документа принимали участие некоторые коммунисты и советский представитель М.М. Бородин. Программа предлагала новую трактовку трех принципов. Первый принцип – национализм – призывал к борьбе с мировым империализмом и китайскими милитаристами. Второй принцип по традиции говорил о конституционных формах правления. Третий – уравнение прав на землю и идея ограничения крупного капитала. В целом, эта программа Сунь Ятсена наряду с антиимпериалистической окраской содержала в себе заме6тные антикапиталистические мотивы, которые, несомненно, появились благодаря влиянию китайских коммунистов, опыта Октября, его сотрудничества с Коминтерном и М.М. Бородиным. Однако, эта трактовка трех принципов, которая горячо была поддержана коммунистами и левыми гоминдановцами, встретила сопротивление со стороны правых гоминдановцев. Лишь огромный личный авторитет самого Сунь Ятсена позволил принять эти решения. Большое внимание конгресс уделил проблемам партийного строительства. В своем выступлении Сунь Ятсен говорил, что он хотел бы сделать партию Гоминьдан такой же хорошо организованной и сильной, как революционная партия России. В целом он ориентировался на создании партии ленинского, большевистского типа с железной дисциплиной и строгой централизацией. Однако кроме жесткой дисциплины и централизации, которые привлекали Сунь Ятсена, общие принципы коммунистического строительства во многом им отвергались Отвергая марксистскую концепцию классовой борьбы, он видел движущую силу исторического прогресса в примирении интересов громадного большинства общества . Вообще считал, что к насильственным революционным ме6тодам нужно обращаться только в крайних случаях. Разрабатывая свой социальный идеал, Сунь Ятсен подчеркивал, что "народное благоденствие" - это и есть социализм. Причем, приоритет в формулировании этой идеи социальной справедливости он не хотел отдавать не только марксисткой, но и вообще европе6йской мысли, развивая тезис о китайском происхождении подобных идей. Он связывал происхождение социалистических идей с китайской традиционной (конфуцианской) концепцией "великой гармонии" (датун). Считал, что такая система на практике была создана Хун Сюцюанем во время Тайпинской войны /там же, с. 446-447/.
1.3 Коммунистическое движение в Китае
Победа ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ не могла не привлечь внимания радикально настроенных участников "Движения 4 мая" к опыту Октября и к марксизму вообще. Из среды наиболее радикальной интеллигенции (активисты "Движения 4 мая" ) вышли первые сторонники марксизма. Особенно большое значение для распространения марксизма в Китае стал переход на сторону марксизма известных лидеров "Движения за новую культуру" - ЛИ ДАЧЖАО и ЧЭНЬ ДУСЮ, которые обладали огромным авторитетом среди революционной молодежи тогдашнего Китая /там же, с. 429/. Именно Ли Дачжао принадлежал призыв к китайскому народу "последовать примеру русских", провозглашенный им в конце 1918 г. Осенью 1919 г. им была опубликована статья, которую можно рассматривать как первое систематизированное изложение основ марксизма в Китае. Первые китайские промарксистски настроенные политические деятели увидели в новой России радикальную программу социальных преобразований и радикальную антиколониальную внешнюю политику. При этом первые сторонники марксизма переводили прежде всего работы Ленина и Троцкого, написанные после февраля 1917 г., видя именно в них выражение революционного марксизма. Таким образом, они брали на вооружение довольно радикальный опыт русских большевиков, оставляя фактически в стороне изучения длительный и сложный опыт всей марксистской мысли … В эти годы среди представителей китайской интеллигенции и политических деятелей разворачивается настоящая и очень острая ДИСКУССИЯ. В проходивших спорах наиболее остро стояли следующие вопросы - ценность китайской конфуцианской цивилизации; что нужно брать из истории Запада и нужно ли брать вообще; возможно ли в современном Китае построение социалистического общества ? Обострению этой борьбы способствовали приезд в Китай американского философа-прагматиста ДЖОНА ДЬЮИ и английского философа БЕРТРАНА РАССЕЛА. Относясь огромным уважением к китайской культуре и к борьбе китайского народа за национальное освобождение, они, тем не менее, убеждали своих слушателей на лекциях и в печати в следующем. Они говорили об отсталости Китая и об отсутствии здесь социально-экономической и культурной почвы для пропаганды и тем более для реализации социалистических идей /там же, с. 432/. Не менее значимыми в этой полемике оказались статьи талантливого и известного публициста ДЖАН ДУНСУНЯ – ярого сторонника социалистических идей. Проанализировав китайскую действительность на предмет построения здесь социалистического общества – таких возможностей в ближайшем обозримом будущем он не увидел. Как ни странно, в этом споре победили революционеры-утописты, а реформаторы-прагматики оказались в меньшинстве. Сторонники немедленного социалистического переустройства определенно выиграли в этом споре. Говоря об отсталости страны, они считали это не минусом, а плюсом … Их очень радикальная фразеология и ссылки на пример соседней России привлекали на их сторону подавляющую часть китайской молодежи и интеллигенции. Возросшая идейно-политическая активность первых сторонников марксизма привлекла внимание Коминтерна. В апреле 1920 г. группа коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским направилась в Китай с целью изучения обстановки и налаживания связей с местным населением. Эта группа быстро нашла взаимопонимание с первыми сторонниками марксизма. По инициативе этой группы и при ее помощи здесь стали создаваться первые кружки по изучению марксизма. Так, летом 1920 г. такой первый кружок был организован в Шанхае. При участии ЛИ ДАЧЖАО такой кружок был образован в Пекине. В одной из провинций организатором кружка стал МАО ЦЗЭДУН. Участники этих кружков не только изучали марксизм, но и делали первые шаги по популяризации марксизма. Ими был издан первый полный перевод "Манифеста Коммунистической партии", переводы некоторых других работ Маркса и Энгельса, а затем и Ленина. Социальный состав первых марксистских кружков был неоднороден. Представителей рабочего класса и крестьянства там было очень мало. В основном преобладала учащаяся передовая молодежь, чаще всего вышедшая из каких-то привилегированных слоев. Здесь было много сторонников анархизма и революционно настроенных националистов. В эти годы кружки посещали многие видные деятели будущего Гоминьдана. Решающим шагом в этих процессах стал ПЕРВЫЙ организационный СЪЗД марксистских кружков, который стал 1 съездом Коммунистической партии Китая. Он прошел нелегально в Шанхае с 23 июля по 5 августа 1921 г. Присутствовало 12 делегатов от семи кружков, представлявших 53 человека. В том числе был и Мао Цзэдун. Состав участников съезда был очень пестрым. Большинство участников съезда поддерживали линию на создание коммунистической партии большевистского типа - организационно крепкой, со строгой партийной дисциплиной. Конечной целью своей борьбы огни видели диктатуру пролетариата. Меньшинство съезда, отмечая слабость промаркистских сил, призывало к созданию легальной партии, основанная деятельность которой сводилась бы только к пропаганде марксизма без захвата власти. Большое значение для организационного роста партии сыграл 11 Конгресс Коминтерна в 1920 г. Здесь Ленин для стран Востока выдвигает концепцию антиколониальной, национально-освободительной революции и концепцию единого мирового антиимпериалистического фронта. Общая идея этого тезиса сводилась к тому, чтобы в случае успешного решения антиколониальной революции перевести страну на некапиталистический путь развития. Эти новые установки отразились уже в работе 2 СЪЕЗДА КПК. Он проходил в Шанхае с 16 по 23 июля 1922 г. Участвовало 12 делегатов от 123 членов партии. Съезд принял Устав и принял решение о вступлении КПК в Коминтерн. В условиях, когда в Китае имело место засилье милитаристских клик, Гоминьдан действительно мог укрепить свое влияние6 собственной эффективной военной базой, которая бы не зависела от прихоти к4итайских генералов. Создать такую армию было очень не просто, ибо у Сунь Ятсена не было ни опытных военных кадров, ни оружия, ни денег. И сам он был далек от этих вопросов. Значительная советская помощь позволила во многом решить эти вопросы. Уже в начале 1924 г. на острове ВАМПУ в 25 км от Гуанчжоу создается военная школа, призванная готовить кадры революционных офицеров для партийной армии. За полтора года через нее прошли 2 тыс. курсантов. В школе вели политико-воспитательную и военную подготовку советские военные специалисты. В каче6стве главного военного специалиста из России прибыл известный деятель гражданской войны В.К. БЛЮХЕР. Некоторые предметы по политическому воспитанию вели видные деятели Гоминьдана и К П К. Начальником школы был ЧАН КАЙШИ. Уже осенью 1924 г. и в начале 1925 г. военные части из этой школы подавили два крупных мятежа, направленные против правительства Сунь Ятсена со стороны реакционных генералов. Укрепление революционной базы в Гуандуне и оживление национальной борьбы в 1924 – 1925 гг. заставило пекинское правительство пойти на подписание соглашения 31 мая 1924 г. между СССР и Китайской Республикой. Оно предусматривало установление дипломатических отношений. В отношении КВЖД было подписано специальное соглашение - КВЖД объявлялась чисто коммерческим предприятием, которое должно было управляться на паритетных началах. Это был первый в ХХ в. равноправный договор Китая с великой державой, которая не ставила Китаю каких-то претензий и не требовала каких-то льгот. 13 ноября 1924 г. в сопровождении своей жены Сунь Ятсен и в сопровождении многих лидеров Гоминьдана (и советник М.М. Бородин) отправляется в Пекин. Эта поездка на север превратилась в яркую патриотическую демонстрацию и стала важным фактором расширения влияния Гоминьдана. На несколько месяцев внимание всей страны было приковано к этой поездке Сунь Ятсена. Это была последняя политическая акция больного Сунь Ятсена. 12 марта 1925 г. он умер. Его смерть стала невосполнимой потерей для всего китайского народа. В этой обстановке общего подъема и оживления национального движения прошел 1У СЪЕЗД К П К. Январь 1925 г. В его работе принимало участие 20 делегатов, которые представляли около 1 тысячи членов партии. Значительная часть делегатов съезда во главе с Мао Цзэдуном заставила принять несколько радикальных левацких решений, которые обостряли отношения между КПК и Гоминьданом. Не считаясь с объективными условиями, руководители КПК поставили вопрос о завоевании пролетариатом гегемонии в будущей революции. Это требование было не только преждевременным, оно также таило в себе серьезную опасность разрыва союза единого фронта с Гоминьданом. Хотя именно благодаря именно вступлению в Гоминьдан и использованию авторитета Сунь Ятсена, китайские коммунисты сумели включиться в активную политическую жизнь страны и представлять реальную силу в рамках национально-демократического движения. Кроме того, было заявлено, что участвуя в национальном движении, пролетариат борется не только за свержение империалистического гнета, не только против западной буржуазии, но и против своей. Естественно, что такие заявления не могли содействовать укреплению сотрудничества между КПК и Гоминьданом. И далее. В число контрреволюционеров съезда зачислил: помещиков, компрадоров, национальную буржуазию. На стороне революции, таким образом, оказались: ремесленники, мелкие торговцы, интеллигенция, люмпены. Такая расстановка сил свидетельствовала о том, что руководство КПК намеревалось придать общенациональному движении пролетарский характер /Делюсин, Костяева, 1985 /.
|