КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Военная проза 1960-1990-х годовв контексте идеологического и политического развития российского общества: конкретно-историческое и нравственно-философское содержание произведений; жанры; система образов, поэтика («Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» и другие произведения В. Быкова, «Генерал и его армия» Г. Владимова, «Пастух и пастушка» В. Астафьева и др.). Писатели противятся панорамному изображению повествования жизни переднего края. Жизнь одного солдата, о событиях одного дня. Новый поворот темы. Правда предстала во всей своей полноте и объемности. Произведения 60-80 х внесли народную память о войне. События стали осмысливаться как одно из звеньев исторического процесса. Писатели исследуют возможность характера человеческого духа. Обращаются к пограничным ситуациям. Повести Василя Быкова «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск» , «Дожить до рассвета», «Волчья стая» — повести о Великой Отечественной войне. Писателя волновал прежде всего и «главным образом нравственный мир человека, возможности его духа». В. Быков избрал жанр повести, что дает ему в небольшом временном пространстве (действие разворачивается в 2—3 дня) сосредоточить такие «мгновения» нравственной, духовной жизни, в которые герои решают для себя вопросы огромной важности.Ещё одна особенность в творчестве В. Быкова отмечается критикой– постоянства конфликт. Он ставит своих героев в такие критические ситуации, которые сразу же выявляют их главную сущность. Отстоять в себе человека, противопоставить, человеческое начало звериной сущности врага, чтобы победить его, - вот та главная моральная задача, которую, так или иначе, решают для себя герои Быков. Война для Быкова – в прошлом, но её уроки – живое, осязаемое, насущное сегодня.Бодарев. Юрий Васильевич Бондарев родился 15.03 1924 года на Урале затем переехал с родителями в Москву. Он принадлежал к поколению довоенных мальчишек, которое достигло совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно самой трудной из военных весен.Роман «Горячий снег» явил новую эстетику в передаче подробностей боя — в столкновении косного железа, управляемого и не управляемого людьми. Это получило законченное воплощение в замечательных по своей эмоциональной выразительности сценах битвы артиллеристов Кузнецова и Давлатян.В романе «Горячий снег» показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался наш путь в Берлин. Изображая артиллерийскую батарею, которая приняла на себя удар танкового корпуса Фанштейна, выдержала яростный натиск и почти вся погибла, писатель сумел раскрыть в участниках битвы такие качества, присущие советскому человеку, которые определили не только итог этого страшного боя, но и исход всей войны.И главная причина выбора романа Ю. Бондарева – это нравственная заостренность повествования, обращённость в наш день, к духовному миру современника. Герои Бондарева очень близки старшеклассникам, вызывают неизменную любовь и симпатию юных читателей.Обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. В чём принципиальная разница характеров Дроздовского и Кузнецова? В том, что в Кузнецове живёт ясное осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности, и потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплочённости, единства.Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего возможность для немедленного взлёта. Он торопит солдат не давая им передышки. Стреляя по самолёту, жаждет лично попасть, выделиться уже до главного боя, не упустить шанс.Духовный мир Дроздовского не выдержал напора войны. И теперь его ожидает или окончательный распад, или медленное тяжелое становление. Но в конце боя он, подавленной смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося на его же рубеже.Война предстаёт и перед ним как огромный черновой труд народа, армии. Горячий снег – это не только в буквальном смысле горящая под ногами земля, это та несокрушимая духовная сила, воплощённая в Бессонове, командирах и солдатах, истоки которых в горячий любви к стране, которую они намеренны защищать до конца. Смысл эпитта «горячий» в романе многозначен. Это не только горящая земля, снег, – это снег, пропитанный кровью солдат и слезами. Ибо война – это горе, увечья, смерти. С всею силой переживает лейтенант Кузнецов потерю Зои и Давлатяна, смерть Сергуненкова, гибель расчёта Чубарикова. «Он плакал так одиноко, задушено и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез.Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников". В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного значения с участием простых солдат. В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Сюжет повести»Сотников» прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.Во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену.Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.
|